• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Всё ли мы знаем о сказках Перро? Часть 2: «Синяя Борода»

Если спящие красавицы, Красные Шапочки и Золушки — персонажи исключительно сказочные, то на роль прототипа Синей Бороды претендуют как минимум два кандидата.

«Мне нынче труден мой урок.
Куда от странной грёзы деться?
Я отыскал сейчас цветок
В процессе древнем Жиль де Реца…
И, верно, дьявольская страсть
В душе вставала, словно пенье,
Что дар любви, цветок, увясть
Был брошен в книге преступленья…».
(Н. Гумилев)

Итак, представляем вашему вниманию первого кандидата — барона Жиль де Ре (де Реца). Именно про него нянюшка рассказывает юной Анжелике (той, что «маркиза ангелов»), потрясающие воображение «страшилки» о том, как в темных подвалах замка Тюффон доблестный барон всячески сексуально издевался над бессчетным множеством невинных детей, убивал их, а некоторых даже приносил в жертву сатане. Когда в 1440 году Жиля де Ре сожгли как колдуна, многие его родственники и знакомые, мягко говоря, опешили. Хронист XV века писал: «До этих событий он был гораздо более знаменит как доблестнейший из рыцарей».

А то! Жиль де Ре — бесстрашный герой Столетней войны, соратник самой Жанны Д’Арк (кстати, единственный, кто попытался освободить Орлеанскую Деву, но опоздал), получивший в 25 лет титул маршала из рук короля Карла VII. И вот какой позорный конец!

Правда, говорят, что влезший в долги барон действительно баловался алхимией, пытаясь произвести из свинца золото и поправить свое благосостояние. Золота он, разумеется, не добыл, да еще со своими кредиторами (в том числе из среды церковников) обращался грубо. За дело взялась инквизиция, а дальше шло как по маслу — пытки, «чистосердечное» признание в убийстве 140 детей и поклонении дьяволу, в результате чего (как поощрение за откровенность) барона перед сожжением «милостливо» удушили. Так и пошла гулять в народе молва о страшном бароне. Его наградили синей бородой, а невинно убиенных детей заменили невинно убиенными женами (к слову, барон был женат всего один раз, и то по расчету).

Говорят, что Перро использовал для своей сказки бретонскую балладу, героем которой был именно Жиль де Ре.

Однако, есть в этой леденящей кровь истории некоторые несоответствия. Во-первых, трупов младенцев в подвалах замка никто не находил и суду не предъявлял. Во-вторых — вся судебная комиссия была сплошь и рядом враждебно настроена к подсудимому. В-третьих — в результате этого судилища герцог Бретанский — главный кредитор барона — получил почти все его земли и недвижимость. И наконец — в руках инквизиции можно сознаться в чем угодно. Историки уже давно подозревали, что вся расправа над Жилем де Ре сфабрикована недругами. И в 1992 году специальная комиссия в Люксембургском дворце пересмотрела «дело» барона и вынесла вердикт: «Невиновен». Что же — лучше поздно, чем никогда…

А вот второй кандидат на роль Синей Бороды — английский король Генрих VIII — действительно имел слабость частенько менять жен. Однажды, когда Папа римский запретил ему развод с первой супругой, король, не долго думая, сначала сменил в стране… религию (ввел англиканство, чем избавил себя от папской власти), а затем — жену. Жен он менял шесть раз, причем в двух случаях безо всякого развода: просто обвинил в измене и отсек опостылевшие головы. Ну чем не Синяя Борода?

В заключение еще один забавный факт. Как вы думаете, против чего направил острие своей морали благородный Шарль Перро в этой страшной сказке? Против мужей-деспотов и садистов? Как бы ни так!
В первой морали писатель не столько укоряет жестокого мужа, сколько подтрунивает над женской чертой — совать нос куда не следует:

«Да, любопытство — бич.
Смущает всех оно,
На горе смертным рождено.
Примеров — тысячи,
как приглядишься малость:
Забавна женская к нескромным
тайнам страсть:
Известно ведь —
что дорого досталось,
Утратит вмиг и вкус и сласть».

А во второй морали — иронизирует уже над мужьями, которыми помыкают жены.

«Коль в голове умишко есть,
Чтоб тарабарщину растолковать мирскую,
Поймешь легко — историю такую
Лишь в сказке можем мы прочесть.
Мужей свирепых нет на свете ныне:
Запретов нет таких в помине.
Муж нынешний, хоть с ревностью знаком,
Юлит вокруг жены влюбленным петушком,
А борода его будь даже пегой масти,
Никак не разберешь — она-то в чьей же власти?».

В общем, довели мужика до ручки! Кстати, именно подобная трактовка составила суть и известного сатирического советского мультфильма 1979 г., где речь идет не столько про деспотию мужей, сколько про деспотию жен.

Ужасно интересно,
Ведь где же это он
Достал такую бороду,
Убийца и пижон.
С ума сойти от ужаса,
Вот до чего замужество
Доводит бедных жен.

А дело тут не в этом,
А в том, что бородач,
Для каждой вертихвостки,
Был герцог и богач.

…Прекрасная книга о синем кошмаре
Отличный подарок супружеской паре
И каждый сюжет — побеждает добро
Написана лично французом Перро.

(песня из м/ф «Очень Синяя Борода», сл. Ю. Кима)

Всё ли мы знаем о сказках Перро? Часть 3: «Красная Шапочка» >>>.

Статья опубликована в выпуске 2.01.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо автору

    Как хорошо, что Жиль де Ре всего лишь банкрот, а никак не людоед. Спасибо автору за просвещение читателей . Все же без людоедов и дышать легче, и жить приятнее

  • Очень интересно написано!
    ну, наши русские сказки, если не адаптированы, то тоже - те ещё страшилки. Я вот думаю, народ понимал учение через страх: испугаешься, значит запомнишь! В большинстве сказок за ужасами же следует мораль.
    Ну, и тяга к адреналину. И сейчас триллеры жуть как популярны, а без "кина" что было делать? - только рассказывать..

    Оценка статьи: 5

  • Сергей, отличные статьи о сказках Перро!
    У меня в детстве была книга "Французские сказки". Там было несколько сказок Перро и много-много народных. Сказки эти были очень страшными и захватывающими - прямо-таки триллеры. Я под одеялом с фонариком читала, когда все уже спали, а потом боялась по темному коридору в туалет идти. Обложка книги была оформлена соответствующим образом: отрубленные головы, клинки, кинжалы, русалки, сундуки с золотом... Я тогда, находясь под впечатлением от сказок Франции, стала смотреть с презрением на сборники русских сказок и даже подсела на эту самую Анжелику - маркизу ангелов. Потом прошло.

    Оценка статьи: 5

    • А меня тоже стиль средневековой Европы привлекал. Много позже осознал, что наши допетровские времена можно подать не менее гламурно - всё дело в таланте режиссёров и декораторов. Вот например работы Бенуа и Бакста или фильм-сказка о заморском королевиче Жан-Жане...

      Оценка статьи: 5

      • Да, пиар - это дело великое.
        У нас большинство до сих пор думают, что Римская империя - это Аппенины и Гай Юлий Цезарь. А Восточную Римскую империю, так называемую, Византию, которая Западную римскую на десяток веков пережила, представляют смутно. А всё потому что пиара никакого.

  • А сама сказка страшная.

    Оценка статьи: 5

  • Вот мульт прикольный про Синюю Бороду.
    http://video.mail.ru/mail/medvedjuli/321/2674.html
    Очень с моралью сказки совпадает.

    Оценка статьи: 5

    • Дык, вроде про него в конце и написал. Даже песенку из него процитировал. Там еще Боярский поёт.

      • Интересно, что мульт этот я видел в детстве единственный раз. Только неделю назад наскочил на него в сети. И так со многими мультфильмами! Про некоторые я вообще много лет думал, что это был сон или бред во время болезни. Почему-то пускали по ТВ их страшно редко, а если учесть, что в своё время вообще показывали всего 2-3 мультика в день, с постоянными повторами...

        Оценка статьи: 5

        • Ну, не знаю, я этот мульт частенько видел. Даже песню часто напевал про "Здоровая печень, отличные почки" (что-то такое).
          А то, что раньше мульты редко показывали, даже хорошо. Они для меня как праздник были. Да и повторялось одно и то же совсем нечасто. Это сейчас они штабелями, по сто раз, уже даже от Карлсона с Маугли тошнит.
          Конечно в детстве я так не думал, и маленьким даже плакал, когда мультдесятиминутка заканчивалась.