• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александра Гаджи Мастер

Зачем в сказках Баба Яга?

Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем нам она прекрасно известна с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали нам перед сном. Но многие ли из вас задумывались над тем, зачем она в этих сказках нужна? Думаете, это глупый вопрос? А попробуйте дать на него ответ. Скажете, просто так? Неправильно! Ведь в сказках, как и вообще в любой литературе, продумана каждая мелочь. И не одна деталь не может быть там без уважительной причины.

Так зачем же в наших любимых сказках есть Баба Яга? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно попробовать проанализировать сам персонаж и все детали, которые нам о нём известны. Сделать это несложно, надо лишь внимательно прочитать пару сказок.

В сказках обычно нет никаких портретов, но образ Бабы Яги обычно описан подробнее, чем остальные персонажи. Чаще всего она представлена от природы одноногая или с костяной ногой, с большим кривым носом, упирающимся в потолок, и зубами, лежащими на полке. Думаете, такие подробности случайны? Вовсе нет. Это говорит о том, что она живет в тесноте, в голоде, одной ногой уже стоит в могиле, но в то же время ещё не переступает этот порог. От некоторых людей, занимающихся анализом литературных произведений, можно услышать даже такую версию, что эти признаки говорят о том, что Баба Яга спит в гробу.

Сможете сказать, положительный это герой или отрицательный? Большинство из нас с уверенностью скажут, что отрицательный. Но тогда возникает вопрос: почему она так хорошо обращается с Иваном-царевичем, когда он к ней приходит? Она ведь всегда его вкусно кормит, обогревает и укладывает спать… Думаете, что она делает это, преследуя какую-нибудь свою коварную цель? Тоже неверно. Ведь если бы она была на 100% отрицательным персонажем, то, попадая к ней в дом, главный герой обязательно бы почувствовал исходящее от неё зло и не стал бы так спокойно принимать её гостеприимство. Ведь ни один нормальный человек не будет ночевать там, где в любой момент может прерваться его жизнь.

Первые сказки появились в эпоху средневековья и складывались они из обломков мифов, которые напрямую были связаны с религией. В мифологическом сознании, в отличие от современного, не было понятия индивидуальности человека, люди мыслили поколениями и поэтому представляли жизнь как вечное неостановимое движение. В фольклорном сознании развитие жизни, течение её во времени представлялось как круг, т. е. движение по кольцу, в котором нет ни начала, ни конца, с постоянно повторяющимися фазами жизни.

Поэтому в сознании древнего человека смерть никогда не воспринималась как конец или распад. Она мыслилась как неотвратимая фаза развития, через которую необходимо пройти, чтобы жизнь возродилась в новом улучшенном качестве. Это тоже объясняет тот факт, что главный герой не боится угощений старухи, хотя еда, предлагаемая ею, может быть отравленной или мертвой.

Все тайны скрыты во мраке иного мира (в сказках его символизирует густой тёмный лес), поэтому люди, которые к нему уже близко подошли (старики, особенно живущие рядом с лесом), владеют тайными экстраординарными знаниями. Их советы и подарки всегда очень ценны, они никогда ничего не говорят просто так, без причины. И Яга тоже входит в число этих старцев. Она не даёт злу победить и помогает доброй стороне всяческими советами.

Если Баба Яга загадывает Ивану загадки, это тоже не из вредности. Загадка — самый древний фольклорный жанр. Это зашифрованные потаённые знания, передаваемые лишь избранным. Поэтому умение отгадывать их говорит о приобщенности к числу избранных. Отгадав загадку, главный герой подтверждает своё право на получение этих знаний.

Знакомство с Ягой обычно происходит в её доме или где-нибудь в лесу, недалеко от самой избушки. И это тоже что-то значит. Избушка Бабы Яги тоже не просто так расположена на опушке леса, которая символизирует собой границу миров. Это значит, что сама Яга, живя на этой границе, выступает в роли некоего проводника между мирами. Находясь там, она поддерживает баланс между добром и злом. Немаловажным является и тот факт, что именно от неё Иван-царевич обычно получает волшебное оружие, которым потом побеждает Кощея и прочую нечисть.

Не стоит забывать и о том, что Василиса, во всех сказках представляющая собой жизнь — это племянница бабы Яги. Вряд ли найдется человек, который усомнится в том, что Василиса — положительный персонаж. Намного проще поверить в то, что Яга на самом деле не такая злобная, как все о ней думают.

Статья опубликована в выпуске 30.03.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Так получается, что Баба-Яга похожа на старуху из китайских и японских сказок, передающую отважному юноше знание или волшебный предмет для того, чтобы он смог спасти прекрасную девушку из заточения, или на старую финку, которая указала Герде дорогу во дворец Снежной Королевы. Или на старую женщину из индейских легенд, которая тоже назначает герою испытание. И у африканцев есть что-то наподобие.
    Пожалуй, один из самых знаменитых современных сказочников - Хаяо Миядзаки очень творчески развил этот образ, придав ему особенную глубину.
    Вот старуха-провидица - бабушка принцессы Навсикаи из мультфильма "Навсикая из Долины Ветров".

  • Правильно, Яга далеко не однозначный персонаж, во-первых, не такая злобная, во-вторых, думмаю, не такая старая. Поскольку в сказках подчеркивается ее исключительная старость, то, видимо, она, наоборот, молода и красива. Метаморфозы! А не связан ли этот персонаж с индийской Йогой, принесенной ариями в Индостан где-то из наших широт и возвратившейся в таком измененном виде на свою историческую родину?

    Оценка статьи: 5