• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Полина Челпанова Профессионал

Что «выпустил» в мир Боб Марли?

Есть в Карибском море замечательный остров — Ямайка, который называют еще островом Солнца. И хотя он не так популярен среди туристов, как его географический сосед остров Гаити, однако имеет довольно примечательную историю своего заселения.

Дело в том, что несколько столетий назад, во времена расцвета работорговли, остров Ямайка был традиционным местом остановки американских судов, перевозивших из Африки в Америку черных рабов. Так вот, именно на этом солнечном острове работорговцы, успевшие уже присмотреться за время пути к своему «товару», оставляли самых ленивых и непокорных невольников, тех, кто уже точно не будет работать никогда и ни при каких условиях. Эти бездельники и бунтари и стали коренным населением острова.

Итак, маленький ленивый остров слушал свою странную «солнечную» музыку регги, островитяне, не скрываясь, курили «травку» и потягивали ром местного производства…

Возможно, так и продолжалась бы их неторопливая жизнь, если бы в 1945 году в семье приезжего белого и островитянки не родился Роберт Неста Марли, впоследствии известный во всем мире как Боб Марли. Именно ему судьба уготовила взорвать на Ямайке «культурную бомбу» и заставить весь мир прислушаться к музыке регги, до этого неизвестной и непопулярной.

И хотя вовсе не Боб Марли является отцом-основателем ямайской музыки, но именно он «вывез» регги с Ямайки и «запустил» в мир. А заодно, вместе с музыкой, Боб Марли выпустил в мир культуру Раста.

Покинув родительский дом в четырнадцать лет, Боб Марли слоняется по Ямайке, работая от случая к случаю на стройках и в авторемонтных мастерских, параллельно слушая музыку и создавая понемногу свою. Вместе с тремя товарищами Марли создает группу «Waillers», популярность которой, хоть и не дотягивает до мирового уровня, но весьма высока на Ямайке.

Возможно, именно эта популярность не дала Бобу остаться на родине, а может им руководил загадочный ямайский бог Джа, но в двадцать один год Боб внезапно бежит с острова в Америку, откуда возвращается через год уже совсем другим человеком.

И первое, что делает Боб по возвращении на родину, кроме того, что вновь сколачивает «Waillers», он обращается в растафарианство. Вот здесь-то и свершилось чудо: став растаманом, Боб Марли поворачивает свою жизнь к успеху, успеху стремительному и ошеломляющему.

Группа чудесным образом попадает в поле зрения американской звукозаписывающей компании, и уже через каких-то три года музыка с солнечного острова буквально очаровывает Америку. А вместе с музыкой начинают расползаться по всему миру растаманы.

Кто же такие растаманы? К общеизвестным фактам о том, что они слушают регги, имеют вместо стрижек на нечесаных головах «дреды», а карманы их набиты «травкой», можно добавить следующее: растаманы верят в то, что настоящий Иисус — черный, а коноплю курят для просветления. А вообще, растафарианство — достаточно сложная смесь религии, философии и мистики, которая, к тому же, имеет глубокие исторические корни.

Тем временем союз Боба Марли и растафарианского движения оказывается на редкость удачным: и Бобу, и растафарианской церкви было просто суждено обрести друг друга. Музыка Боба Марли, чудесным образом переплетаясь с древней религией, создает вполне гармоничную культуру, оказывающую мощнейшее воздействие на людей по всему миру. Простые, добрые, понятные и удивительно мелодичные песни подкупают и вдохновляют все большие аудитории, Боб Марли становится живой легендой. На его концертах плачут и танцуют люди разных вероисповеданий и всех оттенков кожи, мирятся политики, создаются семьи, а все новые молодые люди обращаются в растафарианство.

Растафарианская церковь объявляет Боба Марли пророком и назначает главой Эфиопской Православной церкви. В это же время Боб Марли становится кавалером Ордена почета Ямайки. У Боба и его жены Риты Марли растут четверо детей, которые тоже впоследствии станут музыкантами.

И вот, 1981 году, находясь на пике славы, тридцатишестилетний Боб Марли, главный растаман мира, неожиданно умирает от рака. По злой иронии судьбы его губит именно его растафарианство, ставшее когда-то причиной столь ошеломительного успеха. Раковая опухоль, которую обнаруживают у Боба, требует ампутации ноги, на что верный своим убеждениям растаман отвечает однозначным отказом: «Раста не приемлет ампутации! Я не допускаю, чтобы человека разбирали на части».

6 февраля 2009 года Бобу Марли исполнилось бы шестьдесят четыре года. Невозможно представить, до каких эстрадных вершин и одновременно религиозных глубин он мог бы взлететь и спуститься, останься он жив. Но, наверное, у веселого бога острова Солнца были на его счет другие планы. Наверное, он и должен был остаться в памяти миллионов молодым, нечесаным, беспечным любителем «травки», подарившим миру простую и в то же время такую волнующую музыку регги.

Статья опубликована в выпуске 6.02.2009
Обновлено 12.02.2022

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Боба догнали даппи. Но он все равно остается в наших сердцах!

  • Грустно все же, что гениальный музыкант погиб из-за дикого суеверия...

    Оценка статьи: 5

  • Полина Челпанова, 5!!!

    Оценка статьи: 5

  • Люблю рэгги, и своим друзьям дарил брелоки с Бобом Марли, они его тоже любят. А в своё время хотел дрэды накрутить, мама не дала.

  • Да, Ямайка есть Ямайка, пальмы, негры и песок. И нашему народу трудно поверить, как на такие пляжные солнечные мелодии и ритмы можно сочинять песни протеста.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Курий, а против чего протест? против серых будней, злости, недоверия? На мой взгляд, точнее слух, рэгги звучит в ритме прибоя, обязательно теплого, привнося беззаботность отпуска даже в сугробно-морозно-бесцветно-нелюдимую жизнь...

      • Сергей Курий Сергей Курий Грандмастер 6 февраля 2009 в 13:42 отредактирован 6 февраля 2009 в 13:42 Сообщить модератору

        Нет, тексты Марли достаточно социальны, что в общем-то неудивительно, ведь в детстве будущая регги-звезда познала все "прелести" жизни на Ямайке - нищету и разгул криминала, во многом стимулированный постоянной политической борьбой между двумя партиями.

        Вот отрывочек из песни "Jamming":

        Даже пуля не остановит нас,
        мы не будем просить или кланяться,
        Мы не продаёмся и не покупаемся.
        Мы все стоим за истину;
        Дети бога Джа - объединяйтесь!
        Жизнь ваша ценнее всякого золота.


        Вот из песенки "War":

        Прежде чем философия, та, что объединяет одну расу,
        Превзойдет, а остальные низменные вещи
        Раз и навсегда потеряют силу и будут забыты,
        Везде будет царить война, я говорю – война

        Так будет, пока не перестанут существовать высший класс
        И рабочий класс среди граждан любой страны
        Пока цвет человеческой кожи
        Не будет играть той же роли, что и цвет его глаз
        Я говорю – будет царить война

        Вот из "милой лирики" "No Woman No Cry":

        Вспоминаю, как мы заседали
        В правительстве Тренчтауна,
        Видя лицемеров,
        Среди хороших людей, которых мы встречали,
        Всех тех хороших друзей, которых мы потеряли
        На нашем пути.
        В этом прекрасном будущем ты не можешь забыть
        своего прошлого;
        Так вытри свои слезы, говорю тебе.
        Нет, женщина, не плачь...

        Ну и забавный текст "I Shot Sheriff". Как вы думаете, что такое страшное совершил шериф, чтобы по нему стреляли? Он просто каждый раз уничтожал "семена", которые садил герой песни ("Every time that I plant a seed / He said, "Kill it before it grows"). Конечно, это были не семена пшеницы или хризантем, а семена конопли.

        Кстати, панки 1970-х, воевавшие против "зажравшегося" рок-н-ролла всегда говорили, что из всех стилей уважают только регги (панк-группа CLASH, например, немало песен написала именно в регги).

        Оценка статьи: 5