Тем не менее написание реферата — неотъемлемая часть учебного процесса. Работая над ним, мы в первую очередь формируем навыки для создания более серьезных работ. Именно поэтому написать реферат качественно нужно уметь.
Что такое реферат
Перед тем, как рассмотреть этапы написания грамотного добротного реферата, давайте выясним, что же скрывается за этим словом.
Слово «реферат» произошло от латинского «докладывать», «сообщать». В «Словаре методических терминов»
То есть в реферате не должны копироваться слово в слово книги и статьи, ведь он не является конспектом. Исходя из того, что в реферате важна систематизация информации, в нем не может быть только один источник, иначе это будет доклад. И наконец, реферат призван обобщать полученный из источников материал, а не обозревать сами книги.
Целью написания реферата служит более глубокое понимание темы и запоминание полезной информации. Кроме того, когда мы работаем над рефератом, у нас вырабатываются навыки организованности и целеустремленности, что полезно не только в учебе.
Выбор темы
Теперь давайте сформулируем тему. Иногда преподаватель дает ее конкретно вам, иногда предлагает выбрать из большого списка тем, а иногда оставляет за вами полную свободу выбора, лишь бы реферат был в рамках программы изучаемого курса. При выборе темы главное — руководствоваться собственной заинтересованностью. Если тема близка и интересна, написание реферата по ней будет идти быстро и с удовольствием, даже если по сути своей она глубже и сложнее других.
Также следует учесть наличие литературы. Если есть время подумать, лучше отметить для себя две-три темы (не больше) и поискать уже существующие наработки исследователей. На какую тему будет много качественного материала, ту и выбирайте.
Подбор материала
Теперь остановимся подробнее на подборе материала.
Самый современный и «ленивый» способ подбора литературы — Интернет. Для поиска информации входим на сайт одного из признанных поисковиков, таких как Yandex, Google, Nigma, и вводим ключевые слова по нашей теме.
Лучше всего искать не просто любую информацию на данную тему, а электронные версии учебников и научных статей. В этом случае информация будет достоверной и действительно научной. Все найденные в Интернете статьи и разделы книг следует сохранять в одной папке, четко называя каждый источник, хоть соблазн побыстрее скопировать и лишь бы как сохранить и велик. Это в дальнейшем сэкономит время при поиске нужного тезиса.
Не стоит пренебрегать библиотекой, ведь зачастую именно там возможно найти основной материал, а информация из Всемирной паутины станет вспомогательной.
Кроме книг желательно использовать периодические издания. Важно, чтобы информация была актуальной, а учебники — современные. По мере освоения темы и набора нужной информации, начинает формироваться условный план написания реферата. Когда весь материал подобран, приступаем непосредственно к написанию.
Структура реферата
Объем реферата обычно составляет 7−15 страниц, в редких случаях до 20. Стандартный реферат традиционно состоит из нескольких частей:
- Титульный лист.
- Оглавление или план
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
- Список использованной литературы.
Рассмотрим подробнее каждую из частей.
1. Титульный лист. При оформлении титульного листа учитываются лишь требования вашего учебного заведения, ведь форма может разниться. Чтобы потом не переделывать, лучше заранее попросить образец оформления у своего преподавателя. Оформлять титульный лист нужно предельно внимательно, чтобы не было опечаток. Если внутри работы ошибки и опечатки вполне могут остаться незамеченными, то «лицо» реферата должно быть безукоризненным. Номер страницы на титульном листе не ставится.
2. Оглавление к реферату содержит перечень глав, подглав и номера страниц к ним. Часто вместо оглавления, требуют написать план. План может быть простым, когда требуется пронумерованным списком перечислить название параграфов реферата, и составным, когда помимо параграфов указывают и их подпункты.
3. Введение. Оно может состоять из одного абзаца, а может занимать страницу-полторы. Главная его цель — ввести читателя в суть проблемы. Во введении обосновывается выбор темы (чем она важна), ее актуальность. Очерчиваем цели и задачи работы. Если это необходимо, делаем краткий обзор использованных источников. Если изначально написать введение не получилось, это можно сделать после написания заключения, когда все мысли систематизированы и получили окончательное оформление.
4. Основная часть. Перед тем как приступить к написанию основной части, необходимо определиться с названиями глав и параграфов. Далее следует выстроить цепочку изложения, чтобы не нарушить последовательности мыслей и не отступить от заданной темы. Максимально освещайте главные аспекты, в основной части реферата нужно изложить основные концепции, изложенные в источниках.
Обязательно ссылайтесь на автора, если используете цитаты: это показатель вашей научной «подкованности». При цитировании оформляются ссылки. Существует несколько вариантов их оформления, например, сноски могут выноситься в конец страницы, а могут указываться кратко в квадратных скобках: номер источника в списке литературы и выходную страницу цитаты ([10, с. 355]), поэтому уточнить их оформление лучше заранее.
5. Заключение. В заключении в краткой форме приводятся общие выводы по главной теме, а также излагается собственный взгляд на проблему и ее решение.
6. Список использованной литературы, или библиография — это систематизированное составление списка использованных источников. Иными словами, те сведения, по которым даже посторонний человек сможет отыскать конкретную книгу. Список составляется в алфавитном порядке на последней странице реферата и имеет четкие правила.
Книги оформляются так:
№ п/п Автор (ы). Заглавие. — Место издания: Издательство, год издания. — Страницы.
Периодика:
Автор (ы). Заглавие //Название журнала (газеты). — Год. — Номер. — Страницы статьи.
Теперь, когда реферат написан, внимательно перечитайте его два-три раза и убедитесь, что логика изложения не нарушена. Если вы ничего не упустили и правильно оформили свою работу — будьте уверены, ваши старания не останутся без внимания и реферат будет оценен на «отлично»!
Мне кажется, что раньше студенты подходили к написанию реферата более вдумчиво и более осознанно.
Сейчас студенты скачивают из интернета первую попавшую информацию, быстро пробегают (а иногда даже и не пробегают) её глазами - и пожалуйста! Реферат готов.
Когда не было компьютеров и принтеров, студентам приходилось писать ручкой. Пока пишешь - запоминаешь. А теперь что? Такого серьёзного подхода уже нет.
С одной стороны, компьютер и интернет вроде помогают, а с другой - как и у каждого явления, у них есть отрицательная сторона.
0 Ответить
Магдалина, спасибо за комментарии и интересные мысли. Все три статьи - про дипломные, рефераты и грамотность - очень старые (лет 10 назад еще добавлял, уже и не помню точно когда).. Но вот же добрались до них!
0 Ответить
Спасибо большое! Проверенная статья от проверенного пользователя) Статья значительно облегчила и еще облегчит написание реферата.
0 Ответить
спасибо вам,сделано на отлично!!!
0 Ответить
Мне сложно например вникать в суть написания рефератов. А ещё и время на них тратить. А потом всё твоё творчество перейдёт в университетскую всеобщую макулатуру. <удалено модератором> Вообщем не вижу смыла тратить время на такое бесполезное дело.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне статья понравилась.
Хотелось бы также отметить необходимость поменьше плагиатничать, что препод может достаточно просто выявить соответствующей программой ("Антиплагиат" и т.п.). Нередко реферат оценивается лишь по красоте и по параграфам оформления. Один студен для контроля подобной ситуации в середине реферата по электротехнике написал: "Учитывая, что рефераты не читаются, предлагаю стержень электромагнитной катушки делать из дерева". Попался , бедняга, но это редкий случай.
Оценка статьи: 5
0 Ответить