Но могила оказалась разорена. Уже давно прошли наполеоновские войска…
Совершить эксгумацию в XX веке тела прапрабабушки своего прославленного рода — это значит, что вопрос и в самом деле был для наследников важным. Делом чести.
Махо-мужчина и маха-женщина — испанские слова, обозначающее некое явление в испанском обществе. Махо — вовсе не мачо в современном понимании. Хотя гордости испанским мужчинам (и женщинам) было всегда не занимать. Махи говорили на кастильском языке, щеголяли в национальных одеждах, в то время как знать предпочитала французскую моду. Мужчины из нижних классов общества самовыражались в некотором бретерстве, интересу к искусствам и вниманию к своей одежде. Почти стиляги своего времени, только наоборот: с интересом к национальному колориту.
Горожанок, проживающих в мадридских небогатых ремесленных кварталах, называли махами. Темпераментные, обольстительные, насмешливые, гордые и независимые махи стали символом испанской женщины. Маха могла быть цыганкой, недавней провинциалкой, женщиной свободных нравов, куртизанкой. Стала любимым образом художников и музыкантов («Махи на балконе», «Маха и соловей»).
А испанская аристократия была не прочь поиграть в «простонародное». Высокородные гранды с учтивыми манерами выбирали свой объект для подражания. А объект жил в бедных и небезопасных городских районах.
Кого изобразил испанский художник Франсиско Гойя (1746−1828) в образе обнаженной махи — предмет споров до сегодняшнего дня. Но предполагалось, что свою подругу (и, по слухам, возлюбленную) герцогиню Альбу. Герцогиня, носящая гордое и непростое имя Мария дель Пилар Тереса Кайетана де Сильва и Альварес де Толедо, была поклонницей муз, помогла художнику со студией, позировала. Но, естественно, об обнаженной натуре и речи не могло идти — нагое женское тело было строго запрещено.
Еще одна загадка — прославленных картин две: маха одетая и маха раздетая. Полотно на шарнирах, можно откинуть, как прочитанную страницу, и «прикрыть» наготу. После смерти герцогини обе картины находились в доме премьер-министра Испании Мануэля Годоя, по прозвищу «Князь мира». Одним гостям показывалась маха одетая, а особо доверенным открывалась маха обнаженная. Не удивительно: изображение голого женского тела было строго запрещено в Испании, инквизиция была на страже. Ко всему прочему считается, что это вообще первое изображение нагого женского тела в истории искусства вне аллегорий. Не богиня, не символ — просто женщина.
О Ф. Гойе написан замечательный роман Л. Фейхтвангера «Гойя, или тяжкий путь познания». Но интересна дальнейшая непростая судьба картины. Уже в середине XX века испанской почтовой службой были выпущены марки с изображением мах. Даже сугубо религиозная страна уже вполне приняла эти картины. Но письма с этими марками не пропускались в США, махи находились уже под запретом другой страны.
Сейчас обе картины являются национальным достоянием Испании, гордостью коллекции знаменитого музея Прадо.
А что же махи? Горожане и горожанки менялись вместе со своим временем. Но сохраняли в себе свою национальную самобытность. И даже слово сохранилось, в значении «симпатичный», хотя и не часто встречается.
И неважно, кем была эта молодая обнаженная женщина — каталонской пейзанкой, цыганкой или, действительно, всесильной герцогиней Альбой. Чувствовала она себя как герцогиня. И на картине, и в жизни.
Галя Константинова,
Славно.
Во времена студенчества один мой согрупник вполне серьезно (чтоб произвести впечатление на барышень), рассказывал, как он был потрясен картинами, из которых ему особо понравилась "Махом обнаженная".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий, думаю, что произвел. И немалое.
0 Ответить
Замечательная статья. 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Читал в своё время о жизни и творчестве Гойи. Образ махи для него значил очень много, он любил свою страну, но вынужден был скрываться от преследований инквизиции.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Денис, не сомневаюсь, что читали.
0 Ответить
Галя Константинова, да мне ещё мой друг, сам очень талантливый человек, я наверно когда-то упоминал о нём, с таким жаром рассказывал о Гойе, показывал репродукции его работ, которые ещё невесть когда переснимал фотоаппаратом. Фильм ещё в своё время смотрел, я тогда имел обыкновение ночи коротать на кухне у телика, вообще вёл ночной образ жизни, а спать шёл в 7 утра. И много всего интересного видел. И про Гойю показали такой замечательный фильм, про его трагичную судьбу, как он уходил через Пиренеи из Испании, а он был глухой, а в проводники взял тоже глухого крестьянина, и они друг друга не слышали, но Гойя всё равно с ним в пути разговаривал, просто от скуки. Потом ещё, несмотря на то, что его инквизиторы стращали, что типа ему от них в случае чего не укрыться, не согласились скушать его объяснения по поводу его обличающих карикатур, он отпечатал эти рисунки в количестве нескольких сотен каждый и распространил, зная, что сильно рискует. Но на судьбу своего народа наплевать не мог. И молчать не мог.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хотите анекдот из моего детства? Репродукцию "Обнаженной махи" увидела вервые в каком-то журнале (в "Огоньке", кажись), когда мне было лет 5. Про невинный детский разум, потрясенный обнаженной натурой, разглагольствоать не буду. Удивило слово "маха". Почему-то решила, что это имя Маша в такой пренебрежительной форме, типа Танюха или Натаха. Потом частенько, вплоть до подротскового возраста, часто возвращалась в воспоминаниях к той картине и все думала: "ну зачем же ее так грубо обозвали? Можно было написать "Мария" или еще там как-то..." С годами все это выветрилось из головы, я о махе и думать забыла. И вот сегодня - Галина статья. Сразу все вспомнила. Галя, спасибо Вам за то, что теперь, благодаря Вам, я уже точно знаю, что такое маха.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Светлана, а у меня тоже с детства какие-то "непонятки" остались. Надо бы вспомнить и прояснить - хорошая идея.
0 Ответить