Итак, перед вами стоит вопрос выбора — где учить. Сейчас не так важно, будете ли вы искать курсы или репетитора, давайте посмотрим на предлагаемые методики обучения. Их принято разделять на 4 большие группы: классическая, коммуникативная, интенсивная и авторская.
Классическая методика — тот способ, которым обучали иностранным языкам в советских школах. Обучение того времени принято считать одним из самых сильных, самых лучших в мире. С этим можно спорить, можно соглашаться… Однако, что касается английского, то приходится признать, что после такого обучения наш человек обучался в основном «чтению со словарём», как после мы часто и писали в своих анкетах о приёме на работу. Но именно в этом и состоит суть классической методики: здесь даётся лексика (вы учите слова), грамматика (вы учите правила английского языка), вы практикуетесь в переводах — в основном с английского на русский, куда меньше — в обратном направлении, занимаетесь пересказами текста и отвечаете на вопросы по нему.
Обучаясь таким образом, действительно сложно ожидать чего-либо другого, чем более или менее хорошего понимания прочитанного. Но в современном мире, где, как говорила мачеха в «Золушке» Евгения Шварца, «связи решают всё», мало просто понимать. Нужно уметь свободно выражать свои мысли, чтобы получилось общение. Ведь в основном английский язык изучают исходя из практической пользы: нужно общаться с деловыми партнерами или в поездках за рубеж по делам или на отдых. То есть обычно нам нужен скорее прикладной английский.
Понимая этот нюанс, вы, вероятно, обратите свой взгляд на методику, называемую коммуникативной. Здесь очень важно понять разницу: что подразумеваете под этой методикой лично вы (ваши ожидания от такого обучения) и что понимают под ней на тех курсах, на которых её вам предлагают. Часто можно слышать, что если преподаватель старается выделять больше времени на уроке на то, чтобы пообщаться со слушателями курса (больше — по сравнению с классикой), это и есть коммуникативная методика. Она также включает в себя игровые ситуации, организованные преподавателем, чтобы студенты (слушатели курсов) могли пообщаться между собой на определённую тему в свободной форме, тем самым получив новую порцию практики общения.
Минусом этой методики считается отсутствие или слабые навыки в письменном английском. То есть как в первом, так и во втором случаях, нарушен баланс при изучении языка. При классической методике обучения вы упускаете общение, здесь — вы не очень хорошо умеете писать на английском. Если вы собираетесь использовать свои знания только в поездках на отдых, это может оказаться достаточным. Но для ведения бизнеса нужны навыки и письменной речи. На курсе «English as a Second Language» («ESL») в системе организаций Прикладного образования учли этот нюанс. На практику общения здесь уходит около 80% времени урока, причём организовано время общения более эффективно, чем обучение одного преподавателя с одним студентом, пока остальные слушают их в ожидании своего времени. Как именно проходит процесс — можно посмотреть на ознакомительном уроке курса.
Интенсивная и авторская методики стоят особняком. В первом случае вы можете изучать английский язык как классическим способом (вам дадут грамматику и лексику, но очень высокими темпами, практически конспективно), так и коммуникативным (вы получите какие-то образцы общения в самых распространённых ситуациях). Так можно пытаться освежить ранее полученные знания или получить первое представление о языке. Реальную языковую практику вам придётся искать в других местах. Авторские же методики слишком различны, что касается внешней стороны проведения занятий. По сути чаще дело сводится к нестандартным способам, которые бывают хороши в отдельных случаях, но чаще не дают возможности усвоить английский язык в той же мере, как родной: когда вы общаетесь, не задумываясь над тем, правильно или нет построена ваша фраза, когда словарного запаса хватает на то, чтобы выразить ту мысль, которую вы хотите. Конечным результатом интенсивной или авторской методики чаще является какая-то часть большой области изучения языка: более быстрое запоминание слов или изучение большого количества слов; схемы запоминания грамматических правил; заучивание наизусть песен и песенок — так определённые фразы очень хорошо «застревают в голове»; тренировки произношения нараспев за преподавателем и тому подобные способы.
На курсе «ESL» в Прикладном Образовании считают, что лучшим автором методик обучения является природа, сама жизнь. Нет ни одного человека на Земле, который бы не освоил родной для него язык. Очевидно, что этот способ срабатывает в 100% случаев. Этого, к сожалению, нельзя сказать о большинстве придуманных человеком способов обучения, которых мы коснулись выше. Принято считать, что при изучении родного языка срабатывает так называемый метод «погружения в языковую среду». Но что такое «погружение» по своей сути? Как всё же усвоить английский так же прочно, так же естественно, как родной язык? Об этом, о подводных камнях обучения и о многом другом вы можете услышать на бесплатном ознакомительном уроке курса английского языка «English as a Second Language», проводимом в центрах Прикладного Образования в Москве и многих других городах СНГ.
Приходите на этот урок, чтобы узнать о естественной методике обучения языку. Эти знания помогут вам не только сделать правильный выбор преподавателя или курсов, отвечающих именно вашим целям в изучении английского, но вы также сможете узнать ценные сведения о том, как сделать процесс изучения любого иностранного языка более эффективным, где бы вы не изучали его в дальнейшем.
Усвойте английский, используйте эти знания и будьте успешны в жизни!
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...