Википедия сообщает, что хип-хоп зародился в каменных джунглях Нью-Йорка в середине семидесятых, что в принципе недалеко от истины, если привязываться именно к такому названию субкультуры.
Но еще в 1969 году один из ди-джеев Южного Бронкса — черного гетто мировой столицы бизнеса — придумал сокращение b-boys, удобно укоротив «длинное» break boys, пацаны, танцующие брейк. Словечко прижилось, а сытая Америка быстренько расшифровала сокращение как bad boys, или хулиганье. Как еще можно было назвать черного оборванца, чуть не наизнанку выворачивающегося на мостовой в окружении себе подобных, подпирающих уличные стены? Би-боевых подружек окрестили flygirls, то ли вертихвостками, то ли мушками. И те, и другие с гордостью приняли новые «погоняла», позволяющие обоснованно утверждать собственную эксклюзивность.
Традиция тусоваться по уличным перекресткам под музыку регги и речитатив доморощенных поэтов добралась до Бронкса с Ямайки вместе с черными парнями, рассчитывающими найти свое призвание в огромном городе. Музыка, брейк и не совсем правильно зарифмованные причитания были для них способом заявить о себе и собственной независимости.
Через несколько лет b-boys и flygirls вполне оформились как молодежное движение со своей музыкой, одеждой, слэнгом и бесшабашным стилем жизни. Их наряды мало отличались от одежды современных брэйкеров и рэперов. Широкие спортивные костюмы, «дутые» жилетки из болоньи, бейсболки набекрень и огромные белые кроссовки. Девичьи ножки обтягивали узкие лосины.
Со временем белые адидасы превратились из удобной обуви в настоящий символ, выделяющий b-boys из толпы не хуже ковбойской шляпы. Маленькую спортивную туфлю даже стали носить на груди вместо креста.
Термин b-boys оказался слишком узким для молодежи, чей круг интересов не ограничивался только танцами. Лет через пять, в середине семидесятых, возникло новое название этой субкультуры — хип-хоп. К тому времени она существовала уже в трех хорошо известных сегодня ипостасях: брейк-данс, граффити и рэп.
Сам по себе брейк-данс в семидесятых новостью не был. Еще в девятнадцатом веке черные рабы лихо отплясывали нечто похожее на площадях Нового Орлеана, устраивая настоящие спортивные состязания. В подобных соревнованиях, принятых тусовкой семидесятых, родились новые стили и имена, ставшие звездными.
Последователи одного из стилей — робот — даже обосновали свое появление фантастическим мифом, согласно которому в неком золотом веке бескорыстные люди свободно танцевали и веселились в свое удовольствие. Но священники и политики привили людям страсть к богатству и стремление властвовать, в результате чего все стали скучными и жирными, а веселиться и танцевать совсем разучились. Последние весельчаки улетели с нашей планеты несколько тысяч лет назад на космическом корабле, и вот их потомки вернулись на летающих тарелках, чтобы возродить бескорыстие и веселье.
В первой половине семидесятых территорию Бронкса и Гарлема поделили сотни брейкерских бригад, которые между танцами гоняли на роликах и метили свою территорию с помощью граффити. Бригады появлялись, исчезали, переформировывались и конкурировали, устраивая настоящие «битвы», облетевшие на видео весь мир.
О других ипостасях хоповой культуры — в следующей статье.
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...