Филокартический бум начался в конце 19-го века, когда выпуск открыток был поставлен на типографический поток, а вслед за этим — на поток почтовый. Тогда же появились и первые клубы коллекционеров-собирателей, а также издания, посвященные новомодному увлечению — альманахи, каталоги. Филокартисты принялись публично демонстрировать свои сокровища миру — организовывать выставки, отдельные презентации тематических коллекций.
Согласитесь, нет ничего проще затеи с карточным хобби. С одной стороны, открытки сами находят дорогу в наши дома (самый традиционный путь). С другой стороны, на прилавках «Союзпечати» — россыпи разноцветной картонной «нарезки» на любую тему, на любой, даже самый взыскательный, вкус (просто Мекка для страстного филокартиста). Дело за малым — выбрать удачное направление для коллекции, запастись терпением и собирать, собирать, собирать…
Специалисты рекомендуют новичкам-филокартистам начинать с урбанистических пейзажей. Они как миражи — весьма непостоянны. Им свойственно меняться с течением времени до неузнаваемости. В этом и заключается основная филокартическая ценность. Городские виды прошлых лет остаются запечатленными на открытках, а те, в свою очередь, превращаются в источник архивной информации. Иногда исключительной. И, в этом случае, очень-очень дорогой. Рыночная стоимость некоторых коллекционных экземпляров исчисляется десятками тысяч долларов. Неплохой вариант для инвестиций, да? Особенно, если учесть, что стартовая цена на открытки, как правило, копеечная.
Второе место по популярности направления держит изобразительное искусство. В нем тоже есть что-то от миражей. Во-первых, художники-пейзажиты, как и фотографы, фиксируют на своих полотнах ландшафты, которые впоследствии «осовремениваются», преображаются. Во-вторых, среди иллюстраций на почтовых открытках можно встретить репродукции работ очень интересных мастеров прошлого. Талантливых, но малоизвестных. Или, скажем, вообще непризнанных (чаще, по идеологическим причинам).
Классические открыточные стандарты пляшут от стандартов типографических (полиграфические методы печати, нанесенная символика типографий) и, конечно же, от стандартов почтовых, обусловленных методами пересылки. Стандарт размера 9×14 см, принятый на Всемирном почтовом конгрессе в Париже, просуществовал с 1878 по 1925 год. После чего наступило время нового стандарта — 10,5×14,8. С 1904 года левую половину оборотной стороны открытки официально «назначили» носителем текстового послания адресату (до этого оборот служил исключительно для размещения адресной информации «куда, кому и от кого»).
Да, время не стоит на месте. И технологии тоже. Для сегодняшнего филокартиста открыты совершенно новые рубежи — карточки нестандартных форм и размеров, ограниченные тиражи (вплоть до единичных экземпляров), эксклюзивные дизайнерские открытки (нередко ручной работы, изготовленные из самых разных неожиданных и совсем не целлюлозно-бумажных материалов). Плюс, вместе с маркетингом и фирменным стилем пришла эра рекламных и корпоративных открыток. Настоящий Клондайк для филокартиста!
В последнем случае на руку коллекционерам играет даже разразившийся в мире кризис. Кто знает, сколько компаний канет в Лету, не выдержав финансовых передряг? И сколько корпоративно-рекламных иллюстрированных серий автоматически перейдет в разряд полиграфического раритета?
Это раньше филокартистам приходилось полагаться лишь на собственную интуицию. Сегодня коллекционеры открыток больше напоминают биржевых брокеров, чутко реагирующих на изменения внешней среды и рыночной конъюнктуры. Информация о переменах в буквальном смысле носится в воздухе. Ее надо лишь вовремя уловить, считать, проанализировать и интерпретировать. Как думаете, сколько через полвека-век будут стоить корпоративные открытки, скажем, некогда процветавшей компании Polaroid? В ушедшем 2008-м песенку Jingle Bells она грустно спела в последний раз этому жестокому диггитал-миру.
Даже в классическом направлении «Урбанистический пейзаж», столь горячо рекомендованном начинающим коллекционерам, возможна плановая филокартическая работа. Ведь архитектурное проектирование — вовсе не коммерческая тайна. Всегда можно заглянуть в замочную скважину градостроительной кухни и сделать соответствующие выводы о грядущих переменах — где что снесут, где что построят в ближайшем будущем.
Интуиция интуицией, а факты фактами. В увлекательной игре под названием «Филокартия» ставить можно на заведомо выигрышные комбинации. И это придает азарта довольно скучному, на первый взгляд, хобби. Не так ли?
В свое время прошел через увлечение филокартией. Собирал открытки с репродукциями произведений русский и советских художников. Набралась интересная коллекция, больше 6 тыс. открыток. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ого-го! Это ж готовая филокартическая экспозиция, Владимир! Можно выставлять С дополнительным коммерческим эффектом
0 Ответить
Ольга, 5! Очень любопытно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга, благодарю!
0 Ответить
Оля, очень интересно, познавательно и доступно написано! Я начала собирать "открытки с городами" еще в детстве - мама из многочисленных командировок привозила, друзья родителей дарили. потом традицию продолжили мы с сестрой, теперь уже - мои вечно путешествующие старшенькие стараются...
Я это к чему, собственно?
...Только сейчас я прочла, чем мы все "болеем", оказывается, и уточненный диагноз про "урбано" (ужас какой!) тоже принимается!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, Алена. Даже в таком душевном увлечении можно отыскать некий коммерческий смысл
А моя мама, кстати, с детства собирала открытки с артистами балета и, соответственно, изображениями постановочных сцен разных спектаклей. Большая была коллекция (в основном ч/б фото, 60-70гг). Вся пропала, когда до нее добралась моя дочка с ножницами Эх, обидно… И моя собственная детская коллекция всяких мультяшных птичек-зверюшек тоже в расход тогда пошла Но за нее не обидно, нет
0 Ответить
Не просто познавательно, а ценная информация... ценнейшая. В настоящее время спрос на почтовые карточки, прошедшие обработку почтой, и датированные, скажем 30-40-ми годами - огромен. Цены только растут. Антиквариат "бумажный" менее громоздкий и достаточно прибыльный.
Карточки с репродукциями не очень котируются, а вот рисованные - да.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
О, раритетные рисованные открытки!... Для начинающего филокартиста цена будет слишком высокой, я думаю. Хотя, можно сделать ставку на начинающих сегодняшних художников, опять же.
Вот вспоминаю, что в Минске в галерее народных ремесленников видела такие акварельные мини-картины на форматном картоне (относительно недорого). Оборот, конечно же, чистый. В смысле, не разлинован под адресную инфу. Но, при желании, в почтовом отделении можно запросто "погасить" И оставить в наследство внукам внуков
Спасибо, Вячеслав!
0 Ответить