Почему спиваются инвалиды, и как им живется в домах-интернатах?

Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал Опубликовано 24.12.2006      26     4572     Распечатать

На протяжении многих столетий осуществляется поиск наиболее действенных средств и способов ограждения людей от губительного влияния алкоголя. Сегодня дело дошло до того, что даже среди инвалидов число злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими средствами возросло в несколько раз. И это несмотря на то, что многие из них живут в домах-интернатах на полном государственном обеспечении.

Что это, почему всё так происходит? Вопрос не риторический, а насущный, требующий не только самого пристального внимания компетентных органов, но и оперативно-конструктивного решения на государственном уровне.

Одна из основных причин − значительное усиление действия целого ряда социально-экономических причин, причин и условий, вызывающих приобщение широких масс населения к алкоголю (социально-экономическая нестабильность, неустроенность в материально-бытовой сфере и т.д.). Отсюда − как следствие − неуклонный рост потребления алкогольных напитков и психологическая предрасположенность к отклонениям от общепринятых норм морали.

Другая причина − незанятость большей части населения. Например, в тех же домах-интернатах многие инвалиды предоставлены самим себе, ими никто особо-то не занимается. Трудовой процесс (трудотерапия) для престарелых и инвалидов ограничивается только изготовлением тортовых коробок и венков, да ещё кое-каким шитьём. Из развлечений − лишь игра в домино да в шахматы с шашками. И всё. Поэтому в домах-интернатах инвалиды пьют, спиваются, умирают. Это притом, что кто-то запросто смог заниматься каким-то настоящим, полезным делом − ремонтом часов, рисованием, спортом и т.д. Талантов предостаточно.

Но большинство, как ни прискорбно, влачат серое, бессмысленное существование. Перспектив никаких. Водка − единственная «радость», что у них реально осталась. Поэтому ради этого готовы буквально на всё, без всякого сожаления расстаются с последними деньгами.

К алкоголю часто прибегают, надеясь ощутить приятное настроение, снизить психическую напряжённость, заглушить чувство усталости, моральной неудовлетворённости, уйти от реальности с её нескончаемыми заботами и переживаниями. Одним кажется, что алкоголь помогает преодолеть психологический барьер, установить эмоциональные контакты, для других, особенно несовершеннолетних, он представляется средством самоутверждения, показателем «мужества» и «взрослости». Инвалиды далеко не исключение.

В каких условиях им приходится жить в доме-интернате: вонь, разбитые стены. Всё гниёт, течёт, разваливается. На капитальный ремонт денег вечно не хватает. Одежда выдаётся, но какая: обувь стандартного размера − 40-44, нательное бельё − 60-66. Питание однообразное: ежедневно на ужин картофельное пюре с рыбой, рулет (или печенье) и чай. Мыло по 100 грамм выдаётся один раз в квартал. Поэтому многим живущим в доме-интернате на 25 процентов от пенсии (другая часть пенсии − 75 процентов − по закону отбирается в счёт дома-интерната) приходится покупать себе буквально всё: средства личной гигиены, одежду, продукты (хотя по тому же закону это всё должно обеспечиваться бесплатно и в полном объёме!).

А с кем приходится жить в отделении? С бывшими заключёнными и хроническими алкоголиками. Мат на мате. Воровство. Между сотрудниками и проживающими нет никакого уважения, взаимопонимания: для первых − лишь бы как-нибудь отработать смену и «побыстрее сбежать из кошмара» к семье, для других − лишь бы «не прикапывались, оставили в покое и не отбирали водку». Это только в министерских отчётах всё хорошо, люди в домах-интернатах живут на должном уровне и всем обеспечены.

Спиртное же притупляет возможность с пониманием относиться к происходящему. Человек уходит от реальности. Добровольно − отсюда и злоупотребление. Плевать, что из-за этого здоровью наносится ощутимый ущерб. Главное, что ты нигде и не надо ничего решать. Проблем никаких, дел тоже. Мысли больше не причиняют душевной боли, не будоражат совесть. Ощущение инвалидности напрочь исчезает, ты уже не принадлежишь казённым стенам. Ты обманул всех: директора, главврача − сбежал от них, от их нотаций, уколов. Если отберут последние гроши от пенсии, то вокруг дураков много, кто-то да даст в долг. Это счастье. Счастье пьяного инвалида.

Кто-то, конечно, не поймёт. До поры, до времени, пока сам не окажешься в положении, когда от всех невзгод и проблем выть волком захочется. Судьба − она коварная штука, ни с кем не считается. Сегодня ты молодой, физически здоровый, преуспевающий в делах, а завтра какая-нибудь авария, вооруженное нападение отморозков у подъезда собственного дома − и метаморфоза, ты уже никто… Инвалид. Бомж. Одним словом, изгой общества. Страшно.

Кстати, убийство в домах-интернатах по причине злоупотребления спиртными напитками − событие хоть и из ряда вон выходящее, но случающееся периодически. Инвалидов I первой группы, не транспортабельных, в обычную тюрьму не сажают, не рассчитано в плане условий содержания. Обходятся без суда, медицинским заключением. Психушка − самое то место, как раз для инвалидов. А потом одна дорога − психоневрологический интернат. Однако об этом, как правило, не принято говорить вообще. Поводов нет, статистики-то никакой не ведётся. Да и во внутренние дела дома-интерната извне лучше не соваться. Накладно, лишняя головная боль.

И всё-таки от проблем никуда не уйти. Счастье, не счастье, а злоупотребление спиртными напитками − гиблое дело. Яснее ясного, как дважды два − четыре. Самоубийство. Путёвка в психушку. Тогда стоит ли вообще этим заниматься? Но жить-то всё равно надо, несмотря ни на что, назло всему. Уйти в мир иной всегда успеется. Не бывает такого, чтобы какая-нибудь проблема не имела решения. При сильном желании, упорстве и целеустремлённости всего можно добиться. Проблема злоупотребления спиртными напитками не является исключением, рано ли поздно её тоже можно решить.

Каким образом? В общих чертах... Ну, например активизировать действия (не на бумаге и в отчётах!) по борьбе с водочными суррогатами и нелегальной водке... Создать действенную систему психологической и социальной адаптации к новым условиям жизни, которая бы включала меры по пропаганде здорового образа жизни и защите душевного здоровья детей, а также меры по медико-психологической и социальной помощи людям, переживающим стресс (медико-психологическая консультация, телефон доверия и т.д.)...

Если речь идёт о домах-интернатах, то тут должна быть существенно пересмотрена вся политика! Почему бы, например, не прикрепить дома-интернаты к предприятиям, в обмен на налоговые льготы? Это бы реально позволило открывать при домах-интернатах производственные участки, которые бы значительно отвлекли на себя основную часть тех жильцов, кто не знает, чем можно «убить» время. Кроме того, создай в домах-интернатах социально-психологические службы − многие бы проблемы разрешились бы сами собой!
Всё это, уверен, значительно снизит морально-нравственную деградацию.

Алкоголизм − это не только беда каждого отдельного человека, но и болезнь общества в целом. Россия − наш общий дом. И только общими усилиями и конструктивно-конкретными делами нашу страну можно вытащить из страшного водоворота пороков.

Теги: алкоголизм, взаимоотношения, общество, пьянство, инвалиды
26 комментариев (посмотреть последние комментарии)
Почему спиваются инвалиды, и как им живется в домах-интернатах?

Ссылки по теме

Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Читайте статьи в рубрике «Красота и здоровье»

Как загорать в солярии?
Как загорать в солярии?

Любителям загара стоит в первую очередь узнать о противопоказаниях солярия, и только после этого...

Обсуждение статьи «Почему спиваются инвалиды, и как им живется в домах-интернатах?»

  • Элла Ольха Элла Ольха Профессионал 12 декабря 2006 в 21:36   # Ответить 0 +1

    Мне не приходилось вплотную сталкиваться с наркоманией. С пьянством - приходилось. Мне, кажется, горше и страшнее нет ничего! Когда мать не достучится до родного ребёнка, когда родителям безразличны малолетние дети, когда человек постепенно превращается в животноное. Нет -хуже.Животное добрее и разумне пьющего человека, оно не оскорбит, не обидет, не обворует.
    Я преклоняюсь перед теми людьми,которые сумели побороть пристрастие к алкоголю.Конечно, в наше время трудно всем, а особенно старикам, инвалидам.
    Незащищённость любой категории людей - это грех государства.
    Но ведь находят в себе силы некоторые люди жить достойно в любом физическом состоянии!!! Трудно давать советы, больно смотреть как воронка пьянства затягивает в себя всё больше людей...
    Бороться можно и нужно. Но кому нужно? Ведь кому-то выгодно такое положение дел. Раньше тоже водку пили,и думалось, что много пьют, но сейчас!?
    Мне, кажется, что в водку, что-то добавляют, чтобы у человека было непреодолимое влечение. Ведь находят деньги пить, а на трезвую голову всё равно можно бороться, можно! Только борьба, это тяжкий труд.
    Я не пью, но приходилось несколько раз оставаться у разбитого корыта, по вине государства: без квартиры, без средств к существованию, с детьми на руках. Всего было, но не взяла в руки рюмку...

    Извините, Игорь, может сумбурно высказываюсь, наболелео.
    Но хочется крепко пожать Вашу руку и многому у Вас научиться.
    Спасибо за интересную статью

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 13 декабря 2006 в 07:24   # Ответить 0 +1

      Дорогая Элла!
      Это Вам огромное спасибо, что не только нашли время заглянуть ко мне на огонёк и прочитать мои мысли, мою боль, но и откликнулись... Вы правы во многом.
      Да, находятся такие, кто, несмотря на хамство, непонимание и нечеловеческое отношение, чего-то добиваются в жизни и находят под солнцем достойное место... Вот только чего это им стоит, сколько сил, здоровья? Такие люди, как показывают многочисленные примеры, не нужны ни обществу, ни своей стране, поэтому с самого начала обречены на то, чтобы "вариться в собственном соку". И это не может не вызывать немой страх. Миром правят сильные мира сего, кому на простой люд, по большому счёту, просто наплевать!
      Задевает и другое... Какой интеллектуально-творческий потенциал зазря пропадает! Вот что не даёт душевного покоя...
      Всех Вам благ, дорогая Элла!

      Оценка статьи: 5

      • Элла Ольха Элла Ольха Профессионал 13 декабря 2006 в 13:44   # Ответить 0 +1

        Спасибо, Игорь, за тёплые слова. Приятно встретиться с единомышлёнником через растояния и времена. Я очень Вас понимаю. Очень! И очень хорошо знаю, что такое "вариться в собственном соку", когда бьют по рукам и не дают работать...
        У нас в Вашей области живут родственники. Всегда рада с Вами общаться, сотрудничать, просто дружить. С теплом Элла.

        Оценка статьи: 5

        • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 13 декабря 2006 в 19:04   # Ответить 0 +1

          Элла, с большой радостью принимаю Ваше предложение пообщаться и посотрудничать, потому что... Хуже нет творить "в стол". Плохо, хорошо… Одиночество не способно ничего родить. Истина и Мастерство – там, где двое, трое, пятеро... Я всегда очень рад новым друзьям!

          Оценка статьи: 5

          • Элла Ольха Элла Ольха Профессионал 13 декабря 2006 в 19:51   # Ответить 0 +1

            У Вас, наверное, много друзей, но всё же, всё же..
            Кстати, если Вы пишете на такую злободневную тему, то у меня есть новогодняя сказка именно на тему алкоголизма. Она для взрослых и детей. Могу сделать Вашей газете новогодний подарок, если Вы такой материал печатаете, безвозмездно.
            Кстати, у меня в классе было две неблагополучных семьи. Сказку опубликовали в газете. Читали все, обсуждали на всех перекрёстках. Два паты из этих семей закодировались. Одна мама устроилась на работу, другую маму я больше не видела пьяной. Может совпадение?...

            Оценка статьи: 5

            • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 15 декабря 2006 в 22:45   # Ответить 0 +1

              Да, дорогая Элла, с друзьями здорово повезло, да и в городе личность известная, недавно аж стал лауреатом именной премии главы города за активную жизненную позиции... Так что точно грех жаловаться на судьбу!
              Что до Вашей сказки для взрослых, то с интересом её прочитаю, могу даже разместить на своём сайте...

              Оценка статьи: 5

              • Элла Ольха Элла Ольха Профессионал 16 декабря 2006 в 14:38   # Ответить 0 +1

                Игорь, рада за Вас. Сама на судьбу никогда не жалуюсь, даже, если бывает больно, поплачу и вперёд...
                Что-то мой компьютер не показывает ссылки, хотела Вам оставить ссылочку на сказку.
                Пойду схожу на Вашу страницу у на на портале. С уважением.

                Оценка статьи: 5

                • Элла Ольха Элла Ольха Профессионал 16 декабря 2006 в 14:44   # Ответить 0 +1

                  http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=65764&pid=45
                  Вот Вам ссылочка, разобралась со свои мальчиком-компиком. Он иногда шалит со мной. С уважением.

                  Оценка статьи: 5

                  • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 16 декабря 2006 в 19:41   # Ответить 0 +1

                    Элла, спасибо за ссылочку, мне понравилось, поэтому рецензию даже небольщую написал... Читайте там же!

                    Оценка статьи: 5

  • Олег Антонов Олег Антонов Мастер 13 декабря 2006 в 14:53   # Ответить 0 +1

    Вы задаете вопросы, но не даете ответов. Поэтому это очень добротная статья для областной газеты. Там расчет на общественный резонанс. На сайте же, по-моему, материал должен быть ОТВЕТОМ на вопрос.
    Впрочем, это частное мнение...

    Оценка статьи: 3

    • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 13 декабря 2006 в 19:27   # Ответить 0 +1

      Олег, здравствуйте!
      Вы правы, я задаю слишком много вопросов... Но ответы, конкретные предложения по сложившейся ситуации, к счастью, тоже имеются! Дело в том, что данная статья - лишь первая часть целого цикла, который вскроет не только всю проблематику рассматриваемого вопроса, но и средства "лечения"...
      Закономерен вопрос: к чему тогда поторопился с публикацией этой статьи? А потому, чтобы точно убедиться, что я иду по правильному пути, чтобы привлечь внимание своих коллег по журналистскому цеху... Как говорится, "одна голова - хорошо, две - ещё лучше"! Может, найдутся единомышленники, кто-то что-то посоветует, обратит внимание на те акспекты, которые выпали из моего поля зрения...
      Спасибо за Ваше мнение и творческих удач!

      Оценка статьи: 5

    • Элла Ольха Элла Ольха Профессионал 13 декабря 2006 в 19:44   # Ответить 0 +1

      Олег, Вы правы на половину. Обывателю в глубинке лучше просматривать статьи в Интернете. Кому ЭТО интересно тот найдёт везде, интересующий его материал. А кому неинтересно, тот и местную газету читать не будет.
      К сожалению, люди не обременяют себя чтением, особенно молодёжь.
      Для меня Интернет информация + информация. С уважением.

      Оценка статьи: 5

    • Марианна Власова Марианна Власова Главный редактор 13 декабря 2006 в 19:48   # Ответить 0 +1

      Я приму и в таком виде, ради того, чтобы поднять эту тему. Но лучше бы меньше, но четче.

    • Наталия Громская Наталия Громская Профессионал 11 января 2007 в 19:58   # Ответить 0 +1

      Олег, иногда надо просто задать вопрос... поднять так сказать лишний раз тему... Даже на сайте... Хотя конечно наш формат это ответ на вопрос.

  • Марианна Власова Марианна Власова Главный редактор 19 декабря 2006 в 11:39   # Ответить 0 +1

    Ответы автор предлагает, да вот только ответить некому.

    «прикрепить дома-интернаты к предприятиям». Охохонюшки. У нас на глазах сейчас разваливается система предприятий Всероссийского, бывшего Всесоюзного общества слепых – уж на что была налажена… Ребенок, слепой или слабовидящий, закончив школу-интернат, сразу получал направление на предприятие. Как они работали, с песнями и шутками, радовались, зарабатывали! Развалился Союз, развалились производственные связи, некому налаживать, да и незачем – ведь какая удобная возможность распродать здания, а людей оставить на голой пенсии. Да и те, кто еще работает (с задержками зарплаты, с неизвестностью впереди) – это те, кто до сих пор в общежитии живет, рядом с заводом, например, а ползавода продано, все привычные дорожки разрыты-порушены, незрячие люди, для которых и поручни были оборудованы, и дорожки заасфальтированы, ходят вокруг, пробираясь чуть ли не через стройплощадку…

    И в интернатах как воровали со времен Ильфа и Петрова, так и будут воровать бесконтрольно. Выход – в создании попечительских советов, в развитии и пропаганде благотворительности, помощи человека к человеку. Те, кто помогает такому учреждению деньгами и прочим, должны иметь возможность контролировать расход денег и ресурсов.

    В Воронеже есть центр реабилитации инвалидов, на окраине, тяжело туда ездить, но многие вспоминают месяцы учебы там как лучшее время своей жизни. Помогали освоить специальность, подходящую человеку с конкретным заболеванием, старались трудоустроить. Общение, забота – вот это, пожалуй, самое важное, что получали люди в этом центре. Недавно по телевизору показали – пусто… Финансирование сокращено, зарабатывать нечем.

    Вы вспоминаете хлеб по 15-20 копеек, а водку по 3-62 помните? Как пили, так и пьют, и если в те времена никого не сдерживало организованное общественное осуждение, то что говорить о нынешних временах, просто всем плевать, что делается с человеком рядом. И только один способ не потянуться за бутылкой, когда жить не хочется – потянуться к близким людям, к настоящим друзьям.

    • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 19 декабря 2006 в 14:27   # Ответить 0 +1

      Да, Марианна, Вы во всём правы, поторопился с выводами и мне буквально нечего возразить...
      Спасибо за науку.

      Оценка статьи: 5

    • Юрий Емельянов Юрий Емельянов Дебютант 6 января 2007 в 11:27   # Ответить 0 +1

      И только один способ не потянуться за бутылкой, когда жить не хочется – потянуться к близким людям, к настоящим друзьям.
      Дай Бог, если кто потянется, близкие всегда поддержат. А если нет?
      У меня младший брат инвалид 3 гр. Последние 2-3 года все больше и больше уходит в запои. Живет с родителями. Сколько его уже уговаривали. Я в этом же городе, тоже не раз разговаривал. Меня брат уважал раньше. После последнего разговора почти не общаемся. Наверное, я что-то не так сделал. Но как быть, если НЕ ТЯНЕТСЯ к близким, не видно этой тяги? Понимаю, что это болезнь, но остается только принудительное лечение, если сам не соглашается.
      Тема очень сложная и очень больная для всего нашего общества.

  • Виктор Покидько Виктор Покидько Мастер 24 декабря 2006 в 02:33   # Ответить 0 +1

    Было столько сказано хороших слов,что просто нечего добавить. Проблема, пьянства, конечно имеет более глубокие корни, но работа действительно хорошая.
    моя оценка 5

    • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 24 декабря 2006 в 06:51   # Ответить 0 +1

      Виктор, здравствуйте! Спасибо Вам за понимание, за поддержку... И всех Вам благ!

      Оценка статьи: 5

  • Олег Борисов Олег Борисов Профессионал 30 декабря 2006 в 09:51   # Ответить 0 +1

    Хорошая статья, как тут уже сказали. добротная заставляет задуматься. Может есть смысл поместить ее на сайт правительства? глядишь и прочтет кто нибудь из тех кто за эти безобразия отвечает А то у нас действительно, на бумаге все хорошо. А если плохо то тот же чиновник станет тебе говорить, что это дело всех а он делает что может

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 30 декабря 2006 в 20:11   # Ответить 0 +1
      Надо подумать...

      Олег, спасибо за поддержку и столь высокую оценку моей работы... Будем и дальше стараться!
      Поместить статью на сайте правительства... А что? Это идея! Надо подумать...

      Оценка статьи: 5

Посмотреть все комментарии (26)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт