Нет такого пользователя, кто не любил бы свою клавиатуру, с чьей-то лёгкой руки названную женским именем — Клава. Хотя имя это — Клавдия — переводится с латинского не так красиво, как произносится: «Хромая».
Существует огромное количество моделей и различных модификаций, в основной массе не вносящих ничего нового в мир электроники. Обычно это просто дизайнерские изыски компаний или индивидуальные работы, можно сказать — поделки. Есть, конечно, клавиатуры, которые делают специально для каких-нибудь целей. Для игр, например, или для работы с мультимедиа. Или для того и другого.
Но какой бы навороченной ни была клава, она клавой и останется. Главная её задача — ввод данных — не изменилась со времён печатных машинок. Но если на пишмашинке команды передавались механическим способом непосредственно на бумагу, то теперь этот путь значительно усложнился, да и возможностей намного больше.
Немного истории
Родоначальником компьютерной клавиатуры можно считать арифмометр Registering Accountant, созданный американским изобретателем Уильямом Берроузом во второй половине девятнадцатого века. Данные набирались на клавиатуре, итог вычислений распечатывался на бумажной ленте (вполне возможно, арифмометр Берроуза — ещё и прототип принтера). Можно добавить, что фирма, раскрутившаяся на его изобретении, в 1953 году выходит на рынок компьютеров.
В пятидесятых годах прошлого столетия компьютеры в полной комплектации весили около тонны. К примеру, созданная в 1953 году в СССР ЭВМ БЭСМ -1 занимала площадь, равную 100 кв. м. В комплект первого европейского компьютера Mail? fterl, сконструированного в 1954—1959 годах, входили целая груда транзисторов, резисторов, диодов, конденсаторов и не меньше 20 километров проводов. Какого веса была клавиатура, я не знаю, но думаю, потяжелее современных.
В конце шестидесятых годов Дуглас Энгельбарт создал клавиатуру, многим напоминающую современные. Это была массивная конструкция с двумя дополнительными блоками. Один (аккордная клавиатура) заключал в себе пять клавиш, с помощью которых давались команды, в то время как сама клавиатура предназначалась исключительно для ввода символов, а вторым была мышь. Вернее, не мышь, а крыса — таким огромным оказался этот инструмент, его едва обхватывала ладонь взрослого мужчины.
Аккордная клавиатура, изобретенная им, брала на себя те функции, которые на современных моделях отданы клавишам-модификаторам. Клавиатурные команды давались с помощью пяти клавиш аккордной клавиатуры и трёх кнопок мыши, но это очень сложная система и клавиатурой Энгельбарта почти никто не пользовался. Сейчас об этом изобретении почти никто не помнит, а если и вспоминают, только как о курьёзе.
Двадцать лет спустя появляется компьютер Canon Cat, его клавиатура тоже отличается от сегодняшних клав, но уже не так сильно, как массивный ящик Энгельбарта. Компьютер был без мыши и все её функции (перемещение курсора, выделение и копирование текста) легли на клавиатуру. Ещё одна особенность Canon Cat: на клавишах были написаны команды, которые выполняются в сочетании с модификатором. Была там и дополнительная кнопка document для создания новых документов. Компьютер этот продержался на плаву недолго — скоро его сняли с производства.
Советские компьютеры восьмидесятых и девяностых годов заметно отстали от западных, хотя в конце сороковых и начале пятидесятых они были не хуже, а то и лучше американских машин. Клавиатуры наших компьютеров были громоздкими, в некоторых случаях моноблоки, в каких-то моделях их встраивали в системники. Дизайном не блистали, но в них был один плюс — удобная для русского языка раскладка. Запятая в них находилась в нижнем регистре, и вводить её надо было без помощи shift, что намного комфортней современных раскладок.
Но в тоже время английская раскладка в них была неверной, она практически повторяла русские буквы. Для русских это не беда, большинство из нас и на правильной английской раскладке печатает одним пальцем.
Мое первое знакомство с клавиатурой ЭВМ состоялось в 1974г на БЭСМ-6. Это было устройство для набивки перфокарт. Размер его впечатлял. Метра полтора, а то и больше. Клавиш было очень много. Русские большие, русские маленькие, английские большие и маленькие, цифры , спецсимволы. Не помню сколько символов было в буфере, но немного, так что сильно не исправишь. Ошибся, перебивай перфокарту по новой. Приходилось быть внимательным. Можно былоне печатать самому, а отдать листики в набор, но тогда ошибок было еще больше и чтоб не ждать, печатали сами.
Затем были печатные машинки CONSUL. У них клавиши как на обычной электрической печатной машинке.
0 Ответить
Вячеслав Чермных, спасибо! Ценная информация. Я в 1974 году ещё под столом ходил, на котором стола ваша ЭВМ
0 Ответить
Валерий Цуркан, больше всего в клаве мне нравится возможность исправлять, редактировать текст в сравнении с пишмашинкой. И много других приятных мансов.
0 Ответить