Электричка — оптимальный вариант по соотношению цены и скорости. В нашем понимании электричка — это вид транспорта, соединяющий город с пригородами. А в Калькутте это полноценный городской транспорт. Железная дорога тянется через весь город, что позволяет жителям быстро добираться от одного конца до другого.
Национальный колорит электричкам придает отсутствие дверей в вагонах — в час пик люди гроздьями свисают наружу. Ещё одна особенность — певцы в вагонах. Они приносят с собой аппаратуру, поют в микрофон заунывные национальные песни и собирают деньги.
Метро, старейшее в Индии, — второй по популярности вид транспорта, покрывающий большие расстояния. В Калькутте только одна ветка метро, но она идет практически через весь город. В вагонах метро есть специальные места для женщин — мужчины не имеют права садиться туда, даже если они свободны. Это ограждает индианок от излишнего внимания мужского пола.
Наиболее развита в Калькутте сеть автобусных маршрутов. Из-за пробок и низкого качества дорог скорость передвижения на автобусе не такая высокая, как на метро и электричке, да и трясёт неимоверно, зато вид из окна интереснее. Часто автобусы не останавливаются на остановках, а просто проезжают на небольшой скорости, и привычные к этому пассажиры выпрыгивают и запрыгивают на ходу. Сквозь толпу протискиваются продавцы орешков, выкрикивая протяжным голосом информацию о своем товаре, не заботясь о комфорте и барабанных перепонках пассажиров.
У многих автобусов деревянные каркасы, а внутри — деревянные лавки. Двери, если и есть, то не закрываются — кондукторы (всегда мужчины) свисают со ступенек автобусов и на ходу выкрикивают остановки по маршруту, завлекая к себе новых пассажиров, могут спрыгнуть на дорогу из передней двери автобуса и заскочить в заднюю — одним словом, экстремалы.
В каждом автобусе протянута веревка с колокольчиком на конце. Когда нужно притормозить, чтобы выпустить или принять пассажиров, кондуктор дергает за веревку один раз, а когда можно ехать дальше — два раза. Бывает, кондуктор начинает активно тарабанить по корпусу автобуса — это значит, что дорога свободна, и водитель может ехать быстрее. Таким образом, кондуктор исполняет обязанности второго пилота.
Калькутта — единственный город в Индии, в котором ходят трамваи. Этот вид транспорта запрещен в некоторых районах города из-за очень низкой скорости и оттого, что в сезон дождей перекрывает движение на дорогах.
Моторикша — это модифицированный крытый мотороллер, курсирующий по определенному маршруту, аналог нашего маршрутного такси. В моторикшу втискиваются 5 пассажиров — три сзади и два по бокам от водителя (то бишь под мышками).
Дверей у моторикши нет, поясов безопасности тоже, поэтому держаться нужно крепко — водители очень любят маневрировать в плотном потоке машин на высоких скоростях. Вообще я бы отнесла этот транспорт к самому опасному, но он довольно дешев и в нем не так душно, как в автобусе.
Для тех, кто едет нестандартным маршрутом, подойдет такси. Все такси выглядят одинаково — это оранжевые «Амбассадоры», которые выпускаются на заводе под Калькуттой. За комфорт придется расплачиваться очень дорого. Оплата производится по счетчику за километраж. Показания счетчика умножатся на два — будьте готовы час простоять в пробках. Во время простоя счетчик мотает медленнее, но мотает. Сами такси довольно потрепанные, кондиционера нет, но зато не трясет.
Более дешевый вариант — велорикша, велосипедная коляска. Велорикши также стоят в очереди, как и моторикши, но поедут в любое место, куда Вы скажете (если не очень далеко). Многие велорикши ищут клиентов сами, проезжая по небольшим улочкам. К плюсам можно отнести дешевизну данного вида передвижения, а к минусам — тряску. Водитель велорикши едет так, как ему удобно, не заботясь о комфорте пассажира, но это и понятно — он напрягает все силы, чтобы приводить в движение коляску с пассажирами.
Ещё дешевле — рикши, в которые впрягаются сами люди. Калькутта — единственный город в Индии, где до сих пор существует этот вид общественного транспорта. Власти Калькутты уже много лет пытаются искоренить использование рикш по гуманным причинам, а также потому, что они препятствуют нормальному транспортному движению на дорогах. С 1945 года правительство перестало выдавать лицензии на вождение рикш, а с 1972 года рикшам запрещено появляться на главных улицах города. В основном, водители рикш — старики, и их труд — один из самых тяжелых и низкооплачиваемых.
Приятного путешествия по Калькутте!
Спасибо! Как интересно! Кстати, заметила, что кадры с индийским транспортом по экзотичности где-то рядом с индийскими храмами. Очень их любят снимать европейцы. Действительно, где ещё увидишь гроздьями висящих пассажиров?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анна Сторчак, очень интересно. Создается впечатление, что , с одной стороны, у них самый высокий процент травматизма среди пассажиров (ну не удержался за ручку двери в электричке - бывает), а с другой - самые физически крепкие старики - покрутить целый день под солнцем педали или еще хуже - бегать с грузом. И, наверно, нет холмов, иначе людей наверх не вытащить.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Нравятся статьи про "дальные страны"...
0 Ответить
Желтое школьное такси в Нью-Дели.
0 Ответить
Сплошная экзотика... красота!
0 Ответить
Рикша в Калькутте, 2004
0 Ответить
Вячеслав Старостин,
Спасибо за дополнение статьи интересными фотографиями
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, просветился. А то все мои представления об этом городе сводились к книге "Наследник из Калькутты".
5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Oчень нравятся такие своего рода "путевые заметки", написанные по личным впечатлениям. Ничего ценнеe быть не может.
Оценка статьи: 5
0 Ответить