Когда мы слышим слово «Большой» — не требуется дальнейших объяснений. Любой россиянин, даже тот, кто никогда не бывал в Москве, сразу поймёт, о каком театре идёт речь.
Академический Большой театр всегда был и будет отечественной гордостью России. Созданный в 1876 году, он за годы своего существования приобрёл такую всемирную славу и известность, какие не снились и многим столичным театрам планеты.
Более 800 произведений было поставлено в театре за время его существования. С историей и становлением Большого театра тесно связан процесс развития национальной оперной и балетной классики. Здесь были поставлены и первые русские оперы, и оперы таких знаменитостей, как Верди, Вагнер, Беллини, Бриттен, Доницетти, Берлиоз, Равель и Глюк. Здесь прошли мировые премьеры опер Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Кюи, Аренского и многих других. Сам Рахманинов выступал здесь в качестве дирижёра.
Среди солистов театра были такие выдающиеся русские певцы, как Шаляпин и Собинов, Лемешев и Козловский, братья Пироговы, Шпиллер, Атлантов, Нестеренко, Давыдова и Жемчугова, Сандунова и Семёнова, Нежданова, Обухова, Барсова, Архипова, Вишневская, Милашкина, Синявская, Образцова и другие… И это — лишь некоторые имена из всей россыпи звезд, украшавших подмостки Большого.
На его сцене проходили знаменитые гастроли ведущих оперных театров мира: Венской государственной оперы, Ла Скала, берлинской «Комише-опер», здесь работали такие крупные дирижёры, как Альтани и Купер, Самосуд и Светланов, Рождественский и Ростропович.
Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Как оперная, так и балетная школа и имена, связанные с ними — это и история, и огромное достояние не только самого театра и Росии, но и всего театрального мира в целом. Его спектаклям восторженно рукоплескали зрители США, Франции, Италии, Японии и других государств. Артисты Большого, помимо восхищения и благодарности со стороны публики, были не раз отмечены и знаками признания со стороны государства.
Более 80 из них были удостоены звания Народных артистов СССР в советский период; звание Героя Социалистического труда получили восемь — И. Архипова, Ю. Григорович, И. Козловский, Е. Нестеренко, М. Плисецкая, Е. Светланов, М. Семёнова, Г. Уланова. А после 1991 года многие артисты стали Народными артистами Российской Федерации.
Датой основания Большого театра считается 28 марта 1776 года, когда московскому губернатору, князю Петру Урусову была дана правительственная привилегия на содержание в Москве постоянной труппы («содержать ему театральные всякого рода представления»). Однако того, что мы привыкли понимать под названием «Большой театр», тогда ещё не было и в помине: не было ни роскошного белокаменного здания с колоннами, ни обширного прославленного коллектива знаменитостей…
Условием для Урусова как раз и было положено то, что в обмен на данную привилегию он в перспективе должен был построить театр, где можно было бы давать драматические, оперные и балетные спектакли. А пока в его распоряжении была лишь небольшая труппа, состоящая из тринадцати актеров и девяти актрис, трёх танцоров и четырёх танцовщиц, одного балетмейстера и тринадцати музыкантов.
Вот и весь коллектив театра на тот момент!
Одни и те же актеры этой небольшой труппы были задействованы и в опере, и в драме, и в балете, а для проведения спектаклей использовался дом графа Воронцова на Знаменке, любезно предоставляемый им «театру». Только к 1780 году было построено здание на углу улицы Петровки, куда и переселился первый в Москве постоянный театр, именуясь с того времени Петровским. Размеры его зрительного зала по тогдашним временам были гигантскими: не считая галерей, он мог вместить до 800 человек.
Но театру не суждено было просуществовать долго: пожар в 1805 году полностью уничтожил здание, а труппа — как следствие, распалась. Строительство нового театра началось только через 15 лет по проектам архитекторов О. Бове и А. Михайлова, и к 1824 году был возведен новый «Большой Петровский» театр, ознаменовавший свое рождение 6 января 1825 года представлением «Торжество муз».
Вновь построенный новый театр, в котором могло разместиться более 3 тысяч зрителей, был бесконечно дорог москвичам, так как был рассчитан на сложные сценические эффекты, а пол партера был сделан таким образом, что во время проведения балов и маскарадов мог подниматься до уровня авансцены.
Однако злополучный пожар, вспыхнувший 11 марта 1853 года, уничтожил и этот шедевр. Пожарные команды города, прибывшие к месту бушевавшей стихии, не располагали достаточными силами и техникой, чтобы противостоять пламени, охватившему громадное здание. Причину пожара так и не установили, несмотря на то, что было проведено строгое расследование.
Сгорели декорации, театральные костюмы и редкие музыкальные инструменты, погиб архив труппы и часть нотной библиотеки; огонь полностью уничтожил зрительный зал и сцену, расплавил даже чугунные колонны, поддерживающие бельэтаж.
Но само здание театра, сильно пострадавшее в огне, тем не менее, ещё можно было отреставрировать. На проект восстановления был даже объявлен конкурс, победу в котором одержал архитектор Альберт Кавос, представивший наиболее удачный план. В 1855—1856 годах Кавос кардинально перестроил все здание, украсив его белокаменным портиком с восемью колоннами, и венчающей его известной ныне на весь мир квадригой Аполлона (скульптор П. Клодт) — скульптурной группой из четверки красавцев-коней, скачущей по небу, и бога Аполлона, управляющего ими.
В этом же виде мы можем лицезреть красивейшее здание Большого театра и теперь. Благодаря Альберту Кавосу, оно и по сей день великолепно вписывается в окружающие его архитектурные строения. Зрительный зал его рассчитан на 2155 мест. А по акустическим свойствам, совершенствованию которых архитектор посвятил немало времени и сил, зал Большого театра считается теперь одним из лучших в мире. Сам театр же в то время восторженно называли чертогом из солнечных лучей, золота, пурпура и снега.
После революции Большой театр стал местом проведения политических и общественных мероприятий. Там же в декабре 1920 года был принят грандиозный по замыслу знаменитый ленинский «план электрификации всей страны» (ГОЭЛРО), а на Первом Всесоюзном съезде Советов, прошедшем в стенах Большого 30 декабря 1922 года, были приняты декларация и договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Об этом периоде истории свидетельствуют памятные доски на фасаде здания театра.
В настоящее время Большой театр находится на реставрации. В связи с этим здесь же, на Театральной площади — рядом со зданием Молодежного театра, построено здание филиала Большого театра.
Планируемое время открытия — 1 ноября 2009 года. И многие тысячи поклонников театрального искусства, и все мы будем с нетерпением ждать этого дня, ведь Большой театр всегда был и будет и олицетворением славной истории и современности, и той радостью и надеждой, которую каждодневно дарили, и долго ещё будут дарить зрителям его прославленные артисты.
Роман Солодов, Вспоминая Герцена, грех забывать, что он предсказал крах «нелепого социализма». Но Ленина это совершенно не...