Творчество для маэстро не являлось лишь составляющей жизни, какой-то её частью. Оно скорее было самим способом существования и познания мира. Да, именно так!
Однажды его пригласили в качестве актера в один советский идеологический фильм, на роль не абы кого, а самого Карла Маркса. Впрочем, у будущего великого режиссера это предложения не вызвало бурю восторгов (его мечта была — сыграть Лермонтова). На съемочной площадке новоявленный отец марксизма — Параджанов — свыкаясь с обличьем, долго теребил знаменитую бороду. Со стороны от кого-то последовал недоуменный вопрос: «Что ты делаешь?» На что ироничный актер тут же ответил: «Как, что? Блох ловлю!»
Этими насекомыми в бороде Маркса и закончилась его карьера артиста. Не оценили юмор правительственные круги. Испугались. Вольнолюбивый Параджанов всегда вызывал у них приступы страха и трусливые конвульсии. Отчего так часто правительству хотелось упрятать его за решетку, чтоб поменьше говорил и потише себя вел, чтобы своей свободой не будоражил вокруг стоячее болото. И не раз им это удавалось.
Европа восхищалась творениями великого режиссера, а он тем временем отбывал свое заключение за решеткой ГУЛАГа. Сегодня это кажется абсурдным. Но нет ничего удивительного, ведь «мы рождены, чтобы Кафку сделать былью». И в СССР Кафку сделали былью, насадив повсюду страшный абсурд. Так, награжденный бесчисленными премиями режиссер
А виноват он был только в одном — в собственной свободе. Он чувствовал себя свободным, несмотря ни на что, и возводил эту внутреннюю свободу в абсолют. Свобода открывала новые горизонты в творчестве и уничтожала страх сделать что-то неправильно. Для
Ой, тебя, Маричка, забыть я не могу,
Ой, не быть нам парою, пока я не умру.
А какая бескрайняя свобода и обжигающая эротика в его «Цвете граната»! «Как защитить мои восковые замки любви от испепеляющего жара твоего пламени?» — голос за кадром, а в кадре кружевная ленточка струится по морской раковине-витушке… Впрочем, будет кощунством описывать фильмы Сергея Параджанова.
Они созданы единственно для того, чтобы их чувствовали. Как царство беспредельно свободного гения, создавшего свой мир вопреки существующему.
Татьяна Булыгина, я только немножко дополню..
Сергей Иосифович Параджанов - он же Саркис Овсепович Параджанян.
Потом, известное высказывание « мы рождены, чтоб Кафку сделать былью » принадлежит поэту, художнику, автору афоризмов и каламбуров, ставших фольклором Вагричу Бахчаняну (23 мая 1938 г., Харьков — 12 ноября 2009 г., Нью-Йорк).
А настоящее название фильма « Цвет граната » - « Саят-Нова ».
Саят-Нова псевдоним гениального армянского поэта и композитора (барда), мастера любовной лирики Арутюна Саядяна (1712 г., Тифлис — 1795 г., Тифлис). Саят-Нова писал свои песни на армянском, грузинском, персидском и татарском языках...
0 Ответить
Кто то сказал "Параджанов- армянин, родившийся в Грузии и сидевший в русской тюрьме за украинский национализм."
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Булыгина, Параджанов - очень хороший режиссер. Я бы сказала - уникальный.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна, 5! Очень любопытно. Удачи!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно,.. но ощущение незаконченности.
Оценка статьи: 5
0 Ответить