31 мая 2009 года исполняется 190 лет со дня рождения известного американского поэта, публициста, реформатора американской поэзии Уолта Уитмена.
В истории американской поэзии 1855-й год навсегда останется как один из самых счастливых и плодоносных. Он отмечен появлением двух книг, очень разных, которым суждено было обрести славу — не только общеамериканскую, но и всемирную. Одна — «Песнь о Гайавате», изящный томик с золотым тиснением, обнародованный солидным издательством, — принадлежала перу Лонгфелло, поэта, любимца соотечественников.
Вторая книга, тоненькая, непривычно озаглавленная «Листья травы», вобрала в себя дюжину весьма странных поэм, лишенных рифм и размера, скорее походивших на ритмизированную прозу. Она вышла вообще без имени автора. Книгу встретили единодушной хулой, сочтя за вызов правилам изящной словесности. Автор ее — Уолт Уитмен.
В этой скромной книжице звучали непривычные идеи о связи человека с природой. Любой человек, любая вещь и даже явления природы, утверждал автор, космически связаны друг с другом. «Любовь, братство и родство» — вот главный лейтмотив этого произведения.
Выходец из фермерской семьи Уолт Уитмен родился 31 мая 1819 г. на Лонг-Айленде. Он был вторым из девяти детей Луизы ван Вельзор Уитмен и ее мужа, плотника Уолтера Уитмена.
Уолт не получил систематического образования, т.к. уже к двенадцати годам вынужден был завершить обучение и получать необходимые ему знания самостоятельно. Он не только много читал в этот период, но и внимательно присматривался к окружающей его жизни. Он изучал жизнь изнутри: был плотником, печатником и типографом, сельским учителем начальной школы, репортером мелких газет, лектором и наборщиком. Но самое большое удовлетворение приносила ему работа журналиста.
Уитмена интересовало буквально все, и во всем он старался найти причинно-следственную связь. В Соединенных Штатах середины XIX в. в воздухе витали идеи утопического социализма, основывались коммуны и другие общественные организации. В одно время Уитмена привлекла философия американца
В годы Гражданской войны Севера и Юга (1861−1865 гг.) Уитмен добровольно работал братом милосердия в госпиталях Бруклина. Ни у одного из американских поэтов потрясения военной поры не отзовутся с такой силой, как в цикле Уитмена «Барабанный бой». А трагическая гибель президента Авраама Линкольна, павшего от руки убийцы, исторгнет из сердца поэта, боготворившего его, строки ослепительной силы и боли — стихотворение «О, Капитан! мой Капитан!» и проникновенную поэму-элегию «Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень».
Судьба была немилостива к Уитмену: в 1873 г. его разбил паралич, до конца дней приковавший поэта к инвалидному креслу. Однако творческая воля его не угасла. Хотя ему так не хватало простого человеческого общения, о чем он не устает повторять:
«Первый встречный, если ты,
Проходя, захочешь заговорить
Со мною, почему бы тебе
Не заговорить со мною?
Почему бы и мне не начать
Разговора с тобой?»
Становление Уитмена, поэта и мыслителя, прошло под знаком аболиционизма, сердцевиной его политической философии стала вера в Демократию, означающую равенство и народовластие. Демократию в духе Джефферсона и Линкольна. Сердце поэта было отдано всем людям, независимо от социального и расового статуса, но всего дороже ему были простые трудящиеся. Для него они составляют славу и надежду Америки, источник ее богатства и силы. Одна из удивительных и притягательных особенностей его творчества — это прославление вселенского братства людей:
«Я спою песнь товарищества,
Я докажу, что в одном должны объединяться многие.»
Патриотическая любовь к Америке у Уитмена неотделима от интернационализма. Его горячие симпатии были отданы народам, бросившим вызов феодально-деспотическому угнетению. Он глубоко сочувствовал индейцам («Йоннондио»), питая уважение к их героической истории («Оцеола»). Но в годы Гражданской войны поэт, признававший священность всего живого, восхваляет солдатскую доблесть, бой во имя справедливого дела. Воздействие автора «Листьев травы» на поэзию Соединенных Штатов — тема необъятная. Когда-то Лонгфелло сказал о поэтах: «Только те были увековечены, только тех имена священны, которые сумели сделать народы благородней и свободнее» Характеристика эта приложима к самому Лонгфелло и к Уолту Уитмену.
В первое издание «Листьев травы» вошла и «Песня о себе». Это был гимн человеку-оптимисту, свято верящему в прекрасное настоящее и великое будущее Америки. Уолт Уитмен называет себя «сыном Манхэттена», человеком, для которого жизнь простого американца: его
верования, понятия, демократичность воззрений, мечты и надежды близки его собственным. Уитмен свято верит что братство людей является естественным состоянием человечества и скоро наступит время, когда все живущие на Земле поймут это. И не случайно именно трава, незаметная, но неистребимая, как сама жизнь, служит метафорой, передающей пафос его поэзии.
«Листья травы» еще при жизни Уитмена издавалась 6 раз, включая все новые циклы стихотворений. В ХХ в. появление книги «Листья травы», изобретение свободного стиха было признано одним из важнейших литературных событий.
Уитмен, считал, что писать нужно так же свободно, как дышать, и его тяготили установленные каноны поэзии. Свободный стих, который впервые употребил Уитмен, не был принят американской литературной общественностью.
Спустя какое-то время его новаторство высоко оценил великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. А в начале ХХ в. свободный стих зазвучал в произведениях
Вот я смотрел сериал "Доктор Куин - женщина-врач", и там действовал Уолт Уитмен. Он приехал к ним в ихние зажопинские выселки, это доктор Куин устроила, она была интеллигентная дама и сумела наладить с поэтом переписку. Хотя в те времена это представляется нереальным. Даже в моё детство, когда не было интернета, почта была достаточно хорошо развита и письма доходили даже в Биробиджан и за границу. А в те времена как-то не верится, что бы какая-то врачиха смогла отправить письмо знаменитости из какого-то Богом забытого стойбища где-то у чёрта на рогах. Но вот всё-таки Уитмен, не смотря на всю нереальность этого, приехал в их городище. А там был прямо-таки первобытно-общинный строй. Все в грубых холщовых платьях. Просто жутики. И стал читать свои стихи "Электрическое тело пою", а их ещё Брэдбери упоминал в рассказе. Я достал том Всемирки, нашёл эти стихи, прочитал и охренел. Уитмен так чюфственно расписывал про человеческое тело и процессы жизнедеятельности в нём! И даже вот про то самое. И я проникся Уитменом и полюбил его. И до сих пор люблю и всем бегаю под нос сую евойные стихи.
0 Ответить
Еще одну интересную страницу приоткрыли. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карина, спасибо. Бальзам за Уолта. Чего бы захотела сейчас - беру Листья и в Траву, Спасибо за чутье тонкое навеянное. А как он на моей мове звучит - колокола!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5, Карина. Удачи!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Конодюк,
Большое спасибо за Вашу постоянную поддержку
0 Ответить