История музея берет начало в 70-х годах XIX века и связана с именем Богдана Ханенко — страстного собирателя и коллекционера. Именно ему посчастливилось в 1812 году привезти из Берлина знаменитый портрет инфанты Веласкеса. Превосходная коллекция Ханенко, переданная в дар родному городу в мае 1917 года и легла основу музея. Прошло почти сто лет. Коллекция выросла и стала одним из крупных собраний, рассказывающим о культуре многих эпох и народов.
Музей расположен в двухэтажном особняке, небольшом и уютном. Мне особенно понравилась манящая «таинственность» его интерьеров, необычное оформление комнат, залов, крутые лестницы, витражи, гобелены на стенах. Все кажется таким романтичным.
Потрясенные, мы долго стояли перед портретом инфанты Маргариты, дочери короля Филиппа IV, написанным легендарным Диего Веласкесом, художником «золотого века» испанской живописи. Поразило строгое изящество колорита, волшебство струящегося золотистого света и прозрачные тени, нанесенные безупречно верными прикосновениями кисти. В музее много начинающих художников, старательно копирующих мировой шедевр.
Коллекция испанского искусства в музее невелика. Привлекает натюрморт с посудой и мельницей для шоколада Хуана де Сурбарана. О трагической жизни Испании конца XVIII — начала XIX века повествуют графические серии «Капричос» и «Бедствия войны» Франсиско Гойи.
Просто великолепен итальянский зал этого музея. Здесь выставлены замечательные полотна: «Мадонна с младенцем» Пьетро Перуджино и «Портрет патриция» Джентиле Беллини. Покоряет суровой сдержанностью образ «Мадонны с младенцем» работы его брата Джованни. Строгая и уравновешенная композиция, некоторая жесткость форм, угловатые линии и чеканные складки плаща. Свет объединяет, смягчает сочетания темно-синих, красных, белых, голубых и зеленоватых тонов, образуя удивительную по напряженности цветовую гамму. Краски обретают глубину и прозрачность, начинают сиять. Чудесный ландшафт наполнен воздухом, тающие в дымке дали написаны изумительно. Картина создает впечатление внутренней сосредоточенности и большой человечности образа. Перед картиной можно стоять часами. Она рождает чувство просветленной тожественности.
Заинтересовали красочные светоносные витражи первой половины XIII века из Восточной Франции. От сложных композиций, предназначенных для окон романского или готического собора, сохранились только фрагменты с погрудными изображениями. Их краски горят, как драгоценные камни. Смотришь — и кажется, будто звучат, льются торжественные звуки органной музыки, ставшие вдруг видимыми, воплощенными в цветном стекле талантом безвестного мастера. Неподалеку «трудится» стайка киевских студентов-монументалистов.
Не менее редкостны, чем витражи, и хранящиеся в музее византийские иконы
Представленное в музее нидерландское, фламандское и голландское искусство впечатляет. «Зимний пейзаж» работы неизвестного мастера начала XVII века и изумительный по живописи эскиз Рубенса «Бог реки Шельды, Кибела и богиня Антверпена». Не только прекрасной коллекцией западноевропейского искусства может гордиться этот музей. В нем собрано немало превосходных образцов искусства стран Востока: древнеегипетская пластика, коптские ткани, иранская миниатюра, скульптура Индии и Китая, характеризующие своеобразную культуру этих стран.
Посещение этого музея — словно маленькая экскурсия в дальние страны и далекие от нас времена. Но, чтобы насладиться искусством других народов и эпох, нужно иметь достаточно времени — хочется остановиться у каждого экспоната и подробнее познакомиться с той или иной культурой.
Собрания музеев русского, западного и восточного искусства не просто соседствуют, они дополняют друг друга. Побывайте в том и в другом: вы увидите не только отличия, но и то, что их связывает, объединяет, делает близкими для нас. Понятие «гуманизм искусства» наполнится реальным смыслом, раскроется в его непреходящем значении. Вы почувствуете также всю неповторимую самобытность, идейность и глубину русского искусства, впитавшего лучшие черты культур Запада и Востока.
Карина, 5! Отлично. Удачи!
Оценка статьи: 5
0 Ответить