Литература Раннего Средневековья (V-X вв.)
Этот период сравнительно небогат в отношении литературы. В это время существовала, в основном, фольклорная литература, то есть то, что создавалось народом. Во многом это было устное народное творчество, а письменные памятники фольклорной литературы признавались церковью как языческие и чаще всего уничтожались. Но именно к этому периоду принадлежит скандинавский, англосаксонский и кельтский эпос. В период между VIII и XI веками была создана поэма «Беовульф», названная по имени главного героя. Это величайший памятник англосаксонской литературы, дошедший до наших дней. На протяжении всей поэмы Беовульф борется с тремя чудовищами — Гренделем, матерью Гренделя и драконом — и побеждает их.
Литература Высокого Средневековья (XI-XIII вв.)
Этот период известен как расцвет феодально-рыцарской литературы, которая возникла к XI веке в связи с появлением рыцарства. Рыцарская культура включала в себя такие характерные черты, как поклонение господину, культ Христа (вспомним семь крестовых походов, которые совершили рыцари в поисках христианских реликвий) и культ Прекрасной Дамы. Культ Прекрасной Дамы предполагал платоническую любовь рыцаря к своей избраннице.
В этот период новое развитие получил героический эпос — были созданы такие героические поэмы, как «Песнь о Роланде» (старофранцузский эпос, XII век), «Песнь о моём Сиде» (испанский героический эпос, XII — начало XIII века), «Песнь о Нибелунгах» (германский эпос, конец XII — начало XIII века) и знакомое нам «Слово о полку Игореве» (конец XII века).
Среди значительных литературных произведений Высокого Средневековья следует назвать французскую аллегорическую поэму «Роман о Розе» (XIII век), которая оказала влияние на поэзию последующих веков.
Феодально-рыцарская литература породила жанр рыцарского романа. Множество средневековых романов входят в так называемый Бретонский цикл, самые известные из них — это романы Кретьена де Труа «Эрек и Энида» (1170), «Ивэйн, или Рыцарь со львом» (1176−81), «Ланселот, или Рыцарь телеги» (1176−81), «Персеваль, или Повесть о Граале» (1181−91), различные переложения легенды о Тристане и Изольде. Многие романы Бретонского цикла повествуют о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Периоду Высокого средневековья также принадлежат сборники скандинавских мифов «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда».
Литература Позднего Средневековья (XIV-XV вв.)
Этот период также называют Эпохой Предвозрождения, потому что в это время уже возникают предпосылки для последующей Эпохи Возрождения. Переход от старого сознания к новому можно наблюдать в творчестве двух поэтов этого периода: Франсуа Вийона (Франция) и Данте Алигьери (Италия), создателя «Божественной комедии». «Божественная комедия» — это поэма, написанная на итальянском языке, она чрезвычайно интересна, так как сочетает в себе средневековую традицию и новые гуманистические идеи Возрождения. Героем повествования Данте делает самого себя, последовательно проходя через Ад, Чистилище и попадая в Рай. В «Божественной комедии» ясно прослеживается возрождение Античности (фигуры Вергилия, Улисса), поэма наполнена символами и аллегориями.
Многие из литературных памятников Средневековья переведены на русский язык, что делает их доступными русскоязычному читателю. Мне кажется, наиболее интересным и своеобразным наследием этой эпохи являются рыцарские романы и эпос различных народов, особенно скандинавские саги. Литература дальнейших периодов нередко обращается к средневековой литературе, находя в ней источник вдохновения и идеи для новых сюжетов, ведь романтика Средневековья до сих пор привлекает многих.
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...