Слово «лаг» на иврите записывается двумя буквами — «ламед» и «гимел». Они соответствуют числовым значениям «тридцать» и «три». Иначе говоря, «лаг» означает число 33. Слово «омер», присоединенное с помощью предлога «ба», в переводе означает «сноп», а еще так называлась древняя мера объема зерна (около 2,5 л). На второй день Песаха (еврейской Пасхи) полагалось приносить омер ячменя в Иерусалимский Храм, после чего начинался отсчет «дней омера». Всего их 49 — столько, сколько прошло с момента Исхода евреев из Египта до получения Торы — дара мудрости от Всевышнего. В честь первого события отмечается Песах, в честь второго — Шавуот. А Лаг ба-Омер — тридцать третий день продолжавшегося «от и до» периода.
Некоторые источники соотносят дату с историческими хрониками: она принесла израильтянам долгожданную победу в восстании против римлян. Евреи неоднократно пытались оказывать сопротивление оккупантам, но терпели сокрушительные поражения. Лишь после того, как их ополчение возглавил Бар-Кохба, они сумели нанести неприятелю мощный удар.
Впоследствии в этот же день скончался основоположник мистического иудаизма рабби Шимон бар Иохай (сокращенно — Рашби). Он завещал не оплакивать его, а веселиться в день его смерти, как на свадьбе. Когда он испустил дух, то из тела вырвался столб огня. Отсюда пошла традиция зажигать во время праздника Лаг ба-Омер костры. Исследователь еврейской культуры Валерий Болотов пишет: «Также в этот день существует обычай зажигать множество свечей с тем, чтобы при свете их изучать Священные Писания, рассказывать прославляющие Божьи истории из своей жизни и петь Всевышнему хвалебные песни».
Самого Рашби предположительно похоронили на горе Мирон, неподалеку от города Цфат. Евреи-хасиды и те, кто изучает Каббалу, обязательно посещают его могилу и привозят сюда трехлетних мальчиков. В таком возрасте им впервые стригут волосы. Ритуал происходит прямо у могилы Рашби и называется «халаке» (или «халака»). Малышам аккуратно подрезают длинные локоны, оставляя только «пеот» — пряди на висках (нам это слово больше знакомо как «пейсы»). Еще никому не возбраняется от души насытиться сладкими плодами стручкового дерева, которые служили единственной пищей для Рашби и его сына Элиазара, пока они прятались в пещере от преследовавших их римлян. Просидеть под мрачными сводами им пришлось немало — целых тринадцать лет.
Во многих странах, где проживают потомки народа израилева, в праздник Лаг ба-Омер проводятся детские парады — тенденция, между прочим, относительно новая, введенная уже в ХХ веке. Ее вдохновителем стал Менахем-Мендл Шнеерсон, Любавичский ребе. Обычай устраивать детские торжественные шествия быстро подхватили его соплеменники во всем мире. В Москве первый приуроченный к Лаг ба-Омеру парад детей прошел 6 мая 2007 года по инициативе главного раввина России Берла Лазара. Многочисленные колонны юных евреев, гордо шагающие по улицам, символизируют единство народа.
Неотъемлемый элемент программы праздника — подростковые соревнования по стрельбе из лука. Одни утверждают, что стрельбища — дань памяти повстанцев и их предводителю Бар-Кохбе. Другие — что они связаны с пророчествами о радуге. В качестве пояснения опять процитирую Валерия Болотова: «В еврейской традиции лук, „кешет“, означает также радугу, которая стала символом примирения человека и Бога после всемирного потопа, когда Всевышний обещал больше не уничтожать людей, как бы они ни грешили, и дал им знамение — радугу. Когда радуга появляется на небе, это значит, что люди плохо ведут себя и заслуживают сурового наказания, но Бог помнит Свое обещание. Существует древняя традиция, рассказывающая, что в будущем именно в Лаг ба-Омер в небе появится радуга необычного цвета и возвестит о грядущем Мессии».
Еврейские общины, в том числе и российские, все чаще включают в торжества по случаю Лаг ба-Омера коллективные выезды на шашлыки. Готовят их, в основном, из баранины и индюшатины, какого-то специального праздничного рецепта не существует, в ход идут все достижения мировой шашлычной практики.
А еще в этот день во многих современных израильских вузах отмечают молодежный праздник — День студента. В стране семь университетов, где получает высшее образование более 105 тысяч молодых людей. Интересно, что самыми «густонаселенными» в израильских вузах оказались факультеты гуманитарных и общественных наук (здесь проходят обучение 30 и 32 процента от общего числа студентов соответственно). А самая «непопулярная» сфера — сельское хозяйство (всего 1%).
Интересная и красиввая традиция. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ничего не знала об этом празднике. Това...Всегда полезно что-то новенькое узнать. И написано мне по душе. Информативно и нормальным языком. Интересно, а палестинских детей есть хоть какой-то детский праздник? Когда-то Голда сказала одну мудрую вещь: когда палестинские матери научаться любить своих детей так же как еврейские, арабо-израильский конфликт будет завершен. Как вам эта великая мудрость устами белорусской простой тетки? Спасибо за статью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лаура Ли, у мусульман на Ураза-Байрам принято, чтобы взрослые навещали родню, а дети могут ходить в гости к кому угодно, их везде угощают и с собой дают сладостей. (Типа колядок, получается.)
0 Ответить
Марианна Власова, а парады у бедолаг с поясками шахидов. Ладно мы, идиоты взрослые, послевоенные уроды, идеологией прокаженные, а детки (Марианна, в последний раз в ноябре прошедшем в Назарете глаза у КПП стены и те и другие видела) в чем виноваты? И те и другие. Там идея мне одна засветила: музыканты израильские организовали объединенный детский симфонический. Вот бы этот детский впереди парада пустить, а нам, дуракам взрослым - послушать. Или футбольную детскую команду смешанную посмотреть. А если по сути, то на Хануку все детки получают точно так же презенты. Отсюда глянешь - один народ, одни традиции, а туда сунешься - коррида!
Оценка статьи: 5
0 Ответить