А теперь обратим внимание на образ жизни животного.
Если он логично увязывается с его образом (животное крылато и ребенок сообщает, что живет оно на скалах и парит в облаках) — радуйтесь, у чада все в порядке с логическим мышлением. А вот о проблемах в сфере логики свидетельствуют явные «нестыковки»: например, животное имеет плавники и чешую, но живет на суше, или же оно покрыто шипами и колючками «для защиты от врагов», но живет на необитаемом астероиде и врагов у него вообще нет.
Если оно проживает в одиночестве, в пещере, на скале, на другой планете — вероятно, так же одиноко чувствует себя и автор рисунка. Если ребенок при этом упоминает, что «до жилища нелегко добраться» — он тревожен и стремится к защите.
Экзотические места обитания выбирают для своих животных дети демонстративные, стремящиеся к похвале — чтоб их эрудицию заметили и отметили.
А места откровенно неприятные («посреди склизкой болотной жижи») — дети, имеющие проблемы в общении или в состоянии невроза.
Фантазеров выдает очень подробное и богато снабженное деталями описание жизни придуманного существа.
Теперь проанализируем, что животное ест. Порадуемся за него и за ребенка, если это явные вкусности и полезности, а вот если это вещи откровенно несъедобные (к примеру, камни, дома, горы) — это говорит о коммуникационных проблемах и импульсивности.
Еще тревожнее, если дитя сообщает, что животное ест эмоционально неприятную пищу (кал, грязь) и тем более — людей. Особенно если даётся подробное описание поедания жертв — это уже требует консультации с психологом.
Бывает и так, что «животное не питается ничем» или «ест воздух» — это признак излишней погруженности в себя.
Заслуживает внимания и любимое занятие изображенного существа.
Все хорошо, если оно играет, гуляет и вообще живет в свое удовольствие.
Если постоянно ищет пищу — ребенок ощущает нестабильность и трудность жизни; если зверь много спит — ребенок чувствует себя усталым.
Если животное совершает «асоциальные» действия — все крушит и ломает — это признак психологического неблагополучия и агрессивности.
Важно, что сообщает малыш о друзьях и врагах нарисованного зверя.
Если их нет — ребенок может чувствовать себя одиноким, а если буквально «все вокруг» (без конкретики) — ему не хватает общения. Если в друзьях у существа злые животные и отрицательные сказочные герои — это сигнал о наличии агрессивности и асоциальности (неприятия общественных норм).
Что касается врагов, то и «все вокруг» и «совсем никого» — оба варианта эти говорят об одном и том же: явной или скрытой боязни агрессии. Если врагов просто много и ребенок долго их перечисляет, причем мелькают знакомые имена — у него могут быть проблемы в сфере общения.
Тревожно также, если ребенок сообщает, что животное много чего боится. Прислушайтесь, чего именно — обычно это прямая проекция его собственных страхов и опасений.
Интересны и желания животного. Если оно хочет дружить со всеми — ребенок тянется к общению, а если вроде бы о том же, но другими словами — «не иметь врагов» или «чтобы его не боялись» — боится негативного отношения и подозрителен.
Если животное хочет «стать таким как все» — ребенка беспокоит его явное или кажущееся ему отличие от окружающих.
Если зверушка хочет стать большой — маленький художник чувствует себя малозначимым или ощущает потребность в защите.
Напоследок, как и в предыдущих рассказах о психологических тестах, подчеркну: найдя один-два «тревожных» признака в художествах своего малыша, не спешите бить тревогу, записывать его в «проблемные» и тем более допрашивать его с пристрастием — все ли с ним в порядке. Выводы о таких тонких делах, как состояние человеческой психики, можно делать лишь на основе тщательного комплексного исследования.
Поэтому, если что-то вызвало настороженность, лучше обратитесь за консультацией к хорошему детскому психологу. А вот чтобы мы такие сигналы «не пропускали», и даются ориентиры в этом цикле статей.
Ну, знаете, когда мне в детстве предлагали нарисовать фантастическое животное, то у него были клыки, роги, длинный шипастый хвост и тентакли, каждый с когтем на конце. Или у него вообще не было конечностей, но всё равно оно было очень опасным. Либо это было подобие человеческой фигуры, но с крыльями - для большей мобильности и неуязвимости. И с ядовитым жалом. А жило, как правило, в какойнть гиблой трясине или непроходимом ущелье типа Кирит-Унгола. Или в самой глубокой пещере самой чёрной горы.
0 Ответить