• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Светлана Усанкова Мастер

Для чего раскрашивают черно-белое кино?

Два ведущих российских телеканала в майскую программу вещания включили настоящие сюрпризы для зрителей — цветные версии черно-белых художественных кинолент «Семнадцать мгновений весны» («Россия») и «В бой идут одни старики» («Первый»). И восхищенных, и разгневанных в многомиллионной аудитории было хоть отбавляй. Коммунисты вообще заявили о своем намерении подать на инициаторов колоризации фильмов в суд за «вандализм» — до того им не понравился заигравший новыми красками образ Исаева.

Яркая личность Штирлица

Сама идея раскрасить кино про Штирлица пришла в голову Александру Любимову, и не так — сразу и вдруг, а еще три года тому назад. Фильм изначально снимался в ту пору, когда цветное телевидение еще только укрепляло свои позиции. Со временем фильм стал национальной культурной ценностью, объединяющей поколения. Вот только самые «продвинутые» поколения его не очень-то жаловали — молодежь привыкла к зрелищам другого характера и другого уровня.

Последний аргумент оказался едва ли не самым убедительным при «штурме» режиссера картины Татьяны Лиозновой — она долго не давала согласия на колоризацию ленты. Ей показывали разные варианты, она тщательно и придирчиво просматривала каждый кадр, следя, чтобы эксперименты с цветом не исказили актерской работы. Высшей похвалой от Лиозновой стала фраза: «Ну, прямо как на съемочной площадке!». И это означало, что колористы со своей задачей справились.

Они старались не превратить фильм в ярмарочный лубок, а передать все оттенки эпохи сороковых, когда господствовали приглушенные оттенки арт-деко. Для каждой сцены прорабатывалось сразу несколько вариантов, а окончательный выбор потом падал на самый совершенный. С документальной идентичностью прорисовывали и мундиры, и награды, и кладку кирпичей в стене, и черный «Мерседес» Штирлица.

К «старикам» — отношение деликатное

Режиссер Леонид Быков своих «стариков» снимал в 1973 году, когда цветная пленка уже вошла в обиход советского кинематографа. Но получить ее было не так-то просто. На киностудии Довженко, где работал Быков, ее выдавали только на соцреалистические картины. «На фильм о трактористах — пожалуйста! На кино о войне с песнями — нет!» — отрезали режиссеру, попросившему у руководства именно «цвета».

Пришлось довольствоваться черно-белой. «Я считаю, что мы исполнили желание Быкова», — уверен режиссер колоризации киноленты «В бой идут одни старики» Игорь Лопатенок. Он отреставрировал и раскрасил даже кадры военной кинохроники, использованные в фильме. Для сравнения: в «Семнадцати мгновениях весны» хронику тоже привели в технический порядок, но расцвечивать не рискнули.

К работе над цветным вариантом «стариков» привлекли группу помощников-консультантов, куда входили и военные летчики, специалисты по костюмам и по наградам, операторы и, разумеется, актеры, игравшие в фильме. Раскрашивали его очень деликатно, восстановив в итоге так называемое исходное качество. Даже цвет глаз и цвет волос актеров воспроизвели в «натуральном виде».

Чего добились Эдисон и Энзенштейн?

Мировой кинематограф увлекся колоризацией (то есть приданием искусственного цвета монохромному изображению) с 50−60-х годов прошлого века. Первыми «подопытными кроликами» выступили мультфильмы. Занятие оказалось невероятно трудоемким, времени на раскрашивание уходило едва ли не больше, чем на создание мультика «с нуля». Каждый кадр приходилось прочерчивать заново и лишь потом заполнять цветом.

С усовершенствованием компьютерных технологий упростился и процесс: цвета объектов размечались уже прямо в кадрах. Изобрели ноу-хау канадцы Уилсон Маркл и Брайан Хант. В 1970 году они колоризировали лунные съемки для программы «Аполлон».

Пятнадцатью годами позже, в 1985-м, появилась аналоговая система колоризации, а в 1987 году — цифровая. Последняя предусматривала компьютерную обработку кинопленки для последующего показа по телевидению или перезаписи на видеокассеты. В рядах самих кинематографистов находилось немало яростных противников колоризации, убежденных, что она «искажает первоначальный творческий замысел создателей фильмов» («Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия», 2003 г.).

Но зато новая технология заинтересовала владельцев прав на многие старинные голливудские фильмы, и они с удовольствием запускали ее «в оборот». Магнат Тед Тернер, распоряжавшийся почти сотней легендарных кинолент, заменил большую часть своей коллекции цветными версиями, несмотря ни на чьи протесты.

И еще несколько любопытных фактов из «детства» колоризации. Анилиновыми красителями покрыли кадры первых фильмов Эдисона из серии «Anabelle Butterfly Dance» для добавления визуальных эффектов. В «Призраке оперы» (1925 год) привидение появляется в ярко-красном плаще на фоне черно-белых кадров. Там использовали немецкую технологию «Хандшигель», еще в 1916 году задействованную при монтаже фильма «Женщина Джоан».

А в советском кинематографе первопроходцем в колоризации оказался Сергей Эйзенштейн. В финале его «Броненосца Потемкина» развевается красный флаг, который режиссер раскрасил самолично и вручную.

Статья опубликована в выпуске 16.05.2009

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А мне понравилось, как раскрасили "В бой идут одни старики". Вместе с дочкой смотрели, ей на сегодняшний день семнадцать лет, и этот фильм с детства любит.

    Оценка статьи: 5

  • Я не вижу необходимости раскрашивать фильмы. шарм теряется...

  • Есть фильмы, которые изначально замысливаются, как черно-белые. Они в полной мере позволяют отразить характер того времени, о чем говорится в фильме ,и цвет только помеха. Конец Германии, ранняя весна, черно-белая форма,в основном съемка внутри помещений, и цвет только проигрывает. Многие помнят фильм "Живые и мертвые". Начало войны, окружение, тяжелые бои,все навевает мрачное настроение и для усиления этого, отсутствие музыки.Трудно предположить, что Лиознова не могла получить цветную пленку, особенно если фильм делался по заказу КГБ.
    И совсем другой фильм Быкова. Любовь к жизни, весна, любовь и фильм замысливался, как цветной и снимался, как цветной, только в ч/б варианте и поэтому смотрится значительно лучше.
    Одновременно с цветной версией, у нас по каналу Беларусь ТВ шел ч/б вариант "Мгновений" и ч/б вариант смотрелся лучше.

  • А мне все эти раскраски очень не понравились. В ч\б варианте было ощущение правды происходящего на экране, очень гармонично были вплетены документальные кадры и хроники, а сейчас получилось чистая хохлома. Всё-таки Тихонов умница, что неучавствовал в этом балагане.

    Оценка статьи: 4

  • А еще в интернете гуляет новый анекдот: что когда Штирлиц врет, у него краснеют уши. Раньше, мол, этого не было заметно.

  • "Штирлиц повапленный".
    Пошляки.

  • Для чего раскрашивают черно-белое кино

    ))
    1. Чтобы оно стало цветным
    2. Приобщиться к брендам
    3. Снискать чуток бабла.

    Пожалуйста, не надо называть многосерийный фильм словом "сериал".

    )
    да собсно вполне можно называть, при условии что то, что ныне именуется сериалами - исчезнет как класс.

    Лиознову долго уговаривали дать согласие на раскраску. А теперь ей ничего не остается, как говорить, что все хорошо.

    Не хочется верить, что она столь бездарно ПРОДАЛАСЬ.
    Хочется верить, что она действительно сочла, что псевдоримейк - удался.

    Собсно, где-то солидарен. Кто-то с удовольствием отсмотрит новую версию, кто-то впервые откроет для себя, ну а особо упертые сохранят в своих коллекциях обе версии - и цветную, и ч/б.

    Оценка статьи: 4

  • "Сериал в своей изначальной версии снимался в ту пору, когда цветного телевидения еще не было. "
    Пожалуйста, не надо называть многосерийный фильм словом "сериал".
    В 1972-1973 году цветное телевидение было, хотя и не всё было цветным, фильмы снимались на кинопленку, а затем с них делали копию для телепоказа. Цветная пленка - тоже была, сами пишете чуть ниже: "снимал в 1973 году, когда цветная пленка уже вошла в обиход советского кинематографа." Черно-белый вариант - сознательная стилизация под кинохронику, которая в фильме тоже использована.

    • Я готовила материал об этом для своей газеты, и нашла в интернете, что Лиознову долго уговаривали дать согласие на раскраску. А теперь ей ничего не остается, как говорить, что все хорошо. Я не против разукрашивания фильмов 30-40 годов. Те же американские "Унесенные ветром" смотрятся эффектно. Но сказать, что "В бой идут одни старики" - не было социальнозначимым кино, а те же "Джентельмены удачи" были очень странно.

      Так что понты, батенька, понты! И ничего более.

  • Ну, и для чего раскрашивают кино? Просто потешить чьи-то амбиции - и мы так можем.

    Одна минута раскраски в России стоит 1500 долларов, в США - 3000. В Штирлице этих минут более 800. Лиознова говорит о том, что кино получилось достойным так, что понимаешь - именитая режиссер давно не в себе. Мне не понравилось. Да и цели проект наверняка не достигнет - молодежи нужны свои герои, а не герои их родителей. Кроме того в цвете и отретушированной картинке в кино еще больше проступила атрибутика 70-х годов - холодильники там, сантехника.