«Нам стыдно, что мы — итальянцы» (из опроса общественного мнения после убийства Д. Фальконе).
Не помню, где родился Коррадо Каттани из телесериала «Спрут». Но точно знаю, откуда мог быть его род — из области Катания на Сицилии, острова, который подарил миру слово «мафия». И это стало одно из самых распространенных слов, когда мы хотим обозначить некое явление в обществе, перед которым чувствуем себя бессильными…
Приведенный выше самый первый первый отрывок — из либретто к опере, музыку из которой многие узнают на слух. Музыка эта звучит в фильмах М. Скорсезе «Бешеный бык», Ф. Копполы «Крестный отец» в 3 части (в сцене, когда убийца переодевается в священника, а сын дона Карлеоне поет на сцене, а также — в конце фильма, когда старый дон в исполнении Аль Пачино умирает). Почему же мелодия из оперы, написанной в конце 19 века, является до сих пор «знаковой»?
«Сельская честь» (Cavalleria rusticana) — одноактная опера итальянского композитора П. Масканьи, которая одной своей премьерой обеспечила его на всю жизнь (считается одной из самых успешных премьер в мире). Русский перевод неточен: следует переводить «Сельское рыцарство». Звучит странно — ну какие рыцари в селе? Вот здесь и начинается история, возникает понимание этой проблемы.
На Сицилии все сувенирные лавки заполнены куклами-марионетками (сарацины, паладины). В театрах много веков шла своя бесконечная мыльная опера о неистовом Роланде, зрители выскакивали часто на сцену, чтобы помочь герою-кукле в сражении с маврами. Про рыцарей Сицилия помнит до сих пор. Сицилийский характер был притчей во языцех в Италии…
А либретто оперы Масканья незатейливо, на первый взгляд: сицилийская деревня, молодая крестьянка Сантуцца, соблазненная и, как водится, брошенная неким Туридду, рассказывает из мести возчику Альфио, что его жена Лола — тоже любовница Туридду. Дальнейшее мы знаем. Турриду убит.
Эта опера дает одно из ранних сформировавшихся представлений о мафии — как проявлении присущей сицилийцам обостренных чувств гордости, представлений о чести. А ведь во время написания оперы мафия была сильной организацией на Сицилии, уже обладавшей связями с властными структурами, да и международными тоже. Но — до середины XX века было удобно думать, что мафии нет, что речь идет просто о своеобразном, как полагали, характере жителей Сицилии.
А раз так, то прекрасно работала итальянская поговорка — ‘Tutti colpevoli, nessuno colpevole,' - то есть, если каждый виноват, то никто не виноват. Раз речь идет о патриархально-родовом укладе жизни, то какой спрос? Про американскую мафию итальянского происхождения знали все, и книги писали, и фильмов наснимали, а свою собственную всерьез долго не принимали. Конечно, с организованной преступностью в Италии боролись всегда, но только в конце XX века эта борьба приняла систематический характер.
Джованни Фальконе (1939−1992 годы), сам родившийся в Палермо (столице Сицилии), понимал опасность этого явления, как никто другой. Но даже он был поражен размахом Коза Ностры. Работать он умел и не боялся (несмотря на убийство двух судей перед началом его расследования), был автором метода отслеживания героиновых денег через банковские счета (метод носит его имя). Его уважали настолько, что впервые в истории несколько членов преступной организации нарушили клятву о молчании, или кодекс чести мафиози (омерту).
Один из них — Томаззо Бушетта (по кличке Босс двух миров), арестованный в Бразилии заявил, что будет говорить только с Фальконе (предварительно он выпил стрихнин, но выжил). На основании именно его показаний состоялся громкий судебный процесс (его называли maxi-trial), на котором (по разным данным) было осуждено около 350 человек одновременно (с общим тюремным сроком 2665 лет).
После того, как Кассационный суд Верховного суда Италии оставил приговор в силе, Д. Фальконе по дороге из аэропорта в Палермо был взорван в своем бронированном автомобиле, вместе с женой и тремя полицейскими. Так боссы мафии по кличке Коротышка и Свинья расправились с бесстрашным и честным человеком, которого не смогли ни купить, ни запугать.
А не прошло и двух месяцев, как во дворе дома своей матери был взорван помощник и соратник Фальконе — Паоло Борселлино (1940−1992), взорван вместе с пятью членами эскорта…
Волна возмущения в итальянском обществе была велика, убийцы арестованы и преданы суду. Аэропорт в Палермо носит имя сразу обоих борцов с мафией (международный аэропорт Фальконе и Борселлино), там же установлен памятный диск.
О жизни и борьбе Д. Фальконе в Италии снято много фильмов. И прототипом комиссара Каттани в «Спруте», как говорят, стал именно магистрат Фальконе. Еще когда он был жив.
Серьезность опасности была осознана, антимафиозные подразделения работают во многих странах. Но всего о мафии не знает даже Интерпол. Организованная преступность была и есть во многих странах. Это отдельные темы больших, часто закрытых исследований…
А аэропорт в Палермо продолжает принимать самолеты, и далеко не каждый пассажир в спешке и суете соотнесет название аэропорта с просмотренным когда-то в детстве фильмом. Но и реальные борцы с оргпреступностью доказали своей жизнью, что бороться с этим явлением можно.
Талантливо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, 5!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Действительно - никогда не задумалась бы над названием аэропорта! Как важно, что есть такие люди, только жалко их и семьи... ведь он не пришлый. Против "своих" пойти, где сама каза ностра - семья, а семья - главное. Где это - уклад жизненный. Мужественный человек.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И я не задумывалась над названием.
Да, именно так, еще и лучше сказано. Когда это просто семья, род, соседи, весь городок, весь уклад жизни испокон веков - можно ли это изжить хоть когда-нибудь?
В том-то и суть, что они все были "своими", мальчишками все играли вместе.
0 Ответить
Когда-то давно читал об успешном покушении на Фальконе. В той статье писали, что он нарушил правила техники безопасности, сев за руль вместо шофёра и открыв окно, поэтому к фирме, построившей бронеавтомобиль, претензий не было. Продукция той фирмы весьма популярна в России, она бронирует и наши УАЗы и КамАЗы. Её основатель и владелец Романо Фонтана сам выглядит как персонаж детектива - большая чёрная Ауди, костюм, сорочка, галстук, чёрные очки, обедает всегда в Cavallo Nero ("Чёрная лошадь"). Его предприятие бронирует даже Фиат Чинквеченто (одноклассник нашей Оки).
Всегда, когда я встречаю на улице Альфа-Ромео 75-й модели, я фотографирую её, потому что это автомобиль комиссара Каттани.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не знаю, Денис. Все же Фальконе нарушил нечто более серьезное, чем правила безопасности. Он был первый, кому удалось немного приструнить мафию. (Правда, ценой собственной жизни). А тут никакая бронь не поможет.
Вот вид с воздуха на сцену преступления:
0 Ответить
Помню этот сериал. И до сих пор не понимаю - от чего все сходили с ума. Может, вы, Галя, как знаток комиссара Каттани, опишите нам это
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Катерина, так ведь не только у нас - и в других странах, с большим успехом. Если коротко, то не нужно быть социологом, чтобы понять. Во-первых - фактурная мужская красота и обаяние в сочетании с характеристиками (беззаветное служение справедливости, чем не вечный идеал?). К тому же - идея законности, болезненная тема. Нет, тут начать и кончить - такая тема. так что массовое сознание не ошиблось в выборе, прониклось вполне.
Ну а для итальянцев - все совсем живое, тогда же и происходили все прогремевшие процессы по мафии. Комиссар комиссаром, а люди-то реальные. Которые могли бы жить и сейчас, если бы не вторглись в святая святых....
0 Ответить
По поводу написания фамилии героя-комиссара: встречаются разные написания (Катани, Каттани, Катаньи). Звучит более похоже на последний вариант, но изначально перевели как Каттани. Поэтому лучше привести Интернет к единообразию, конечно.
А здесь фотография афиши оперы Масканьи (московский театр Новая Опера). Видно, что герои играют в современных костюмах, и это не просто дань моде.
0 Ответить