Живопись на шелке — традиционный вид искусства во Вьетнаме. Еще во времена средневековья в странах Дальнего Востока на широких бумажных или наклеенных на бумагу шелковых полосах, к нижнему концу которых прикреплялась бамбуковая палочка, создавались живописные произведения — вертикальные или горизонтальные свитки. Изображение располагалось в центральной части, края декорировались узорным шелком. Писали тушью и минеральными красками, которые были столь прозрачны, что сквозь них просвечивала серебристая фактура шелковой основы.
Классическая живопись на шелке сохранялась во Вьетнаме до начала ХХ века, затем утратила позиции ведущего жанра. В 1930-е годы создаются условия для формирования новой образной системы в искусстве. Молодые художники обращаются к классическому наследию европейской живописи и национальным традициям. В это время и начинается творческий путь Нгуен Фан Тяня. Он родился в 1892 году в провинции Хатинь. Его отец, учитель, был всесторонне образован. От него будущий художник воспринял любовь к поэзии и классической литературе.
Старая вьетнамская письменность была иероглифической, а каждый иероглиф — сложная композиция из линий различной длины и конфигурации. Каллиграфия ценилась на Востоке наряду с живописью, иногда и выше. Отец Нгуен Фан Тяня, владевший этим искусством в совершенстве, передал свои навыки и опыт сыну, приучил его работать точно и быстро, безошибочно строить композицию.
Другим источником национальных традиций, повлиявших на молодого художника, были народные картинки. Их изготовляли в деревнях накануне веселого праздника Тэт — Нового года. Они отличались яркостью и лаконизмом. Сюжеты их просты — сцены семейной жизни и повседневного труда, изображение детей, домашних животных, птиц. Это картинки — поздравления и благопожелания, которые имели определенный символический смысл.
Нгуен Фан Тянь тоже создавал такие картинки, кроме того, он писал тушью сельские пейзажи и продавал их, чтобы помочь матери содержать семью после смерти отца. В эти годы он сумел приобрести немалый творческий опыт, в 14 лет участвовал в росписях храмов, рисовал портреты.
В 1925 году в Ханое открылась Высшая школа изящных искусств Индокитая, и Нгуен Фан Тянь, которому было уже 32 года, поступает учиться. Его интересует европейская техника живописи, новые методы рисования. В первое время он осваивает технику работы масляными красками, а затем обращается к традиционной живописи на шелке. Именно в этом виде искусства и проявился его незаурядный талант.
Первый успех пришел после экспонирования полотен художника в Париже на Международной выставке 1931 года. Внимание посетителей привлекли изящество рисунка, оригинальная техника исполнения. Уже в ранних работах проявляется стремление сочетать принципы национальной живописной традиции с впечатлениями от окружающей действительности. Нгуен Фан Тянь расширяет круг тем, изображает простые, непритязательные сценки, наделяет их лиризмом.
В «Игре в прятки», сохраняя традиционную форму вертикального свитка, художник изображает двух девушек на террасе среди яркой зелени сада. Он воспевает свежесть солнечного утра и обаяние молодости.
Нгуен Фан Тянь — мастер сложных ракурсов. В этом можно убедиться, взглянув на фигуру девушки в «Кормлении птиц». Художник очерчивает ее силуэт ясным контуром, работает крупными цветовыми массами. Скупо отбирает детали и оставляет только сюжетно необходимые. Сосредоточивает внимание на фигурах героев, выдвигая их на передний план и почти не характеризуя окружающую среду.
На картине «Игра детей в камушки» художник изобразил увлеченных игрой деревенских ребятишек. Их фигурки представлены на нейтральном фоне. Условное решение пространства, использование в композиции низкой линии горизонта, некоторая статичность фигур сообщают жанровой сцене внутреннюю значительность. Цветовая палитра сдержанна и благородна, преобладают оттенки коричневых, темно-синих, глухих красных и кремовых тонов. Мастер работает в технике живописи на шелке, нередко используя его естественный цвет в качестве фона для композиций.
После окончания Высшей школы изящных искусств Нгуен Фан Тянь остался в ней преподавать, но через год вынужден был уйти из школы. Колониальные власти не устраивала тематика его картин, однако художник остался тверд в своих убеждениях. Несколько лет он перебивается случайными заработками. В 1938 году в Ханое проходила выставка живописи художественных и ювелирных изделий, на которую работы Нгуен Фан Тяня не приняли.
Мастер с большим трудом добивается разрешения на открытие персональной выставки. Поток посетителей на нее был нескончаемым, многие газеты поместили восторженные отзывы.
Августовскую революцию 1945 года Нгуен Фан Тянь принял с воодушевлением. В годы войны с французскими оккупантами он делал все, чтобы приблизить победу. Одной из своих главных задач художник считал пропаганду национальной независимости языком изобразительного искусства. Он создавал плакаты, устраивал передвижные художественные выставки.
С установлением мира в 1945 году Нгуен Фан Тянь много и плодотворно работает, совершенствуя профессиональное мастерство. Важное место в его творчестве стала занимать тема труда. Так, в картине «Сортировка неочищенного риса» нашла отражение мечта автора об освобожденном радостном и мирном труде, о процветании родины. Две девушки заняты обработкой богатого урожая. Легко и непринужденно держат они в руках корзины с рисом, позы их естественны и грациозны. В годы войны он создал работу, исполненную веры в грядущую победу.
Художник не стремится к психологической характеристике героев, но точность в передаче поз и жестов позволяет почувствовать особенности их внутреннего состояния. Мастеру свойственно поэтизировать образы. Женщины и девушки на его картинах полны обаяния. Это обусловлено личным отношением автора к своим моделям. Нгуен Фан Тянь говорил: «Я пишу то, что мне дорого и близко».
Он обращается к самым разнообразным темам. Его привлекают скромная красота деревенских пейзажей, старинные храмы и пагоды, оживленные городские улицы и парки. На одной из картин — «Базар Ким Лиен» — запечатлен небольшой рынок, разместившийся недалеко от храма. Создавая многофигурную композицию, Нгуен Фан Тянь стремится передать особенности традиционного жизненного уклада вьетнамцев.
Несколько выделяется в его творчестве картина «Девушка-фея». Сюжет ее связан с именем легендарной принцессы Тьен Донг. В древнем предании рассказывается о любви юноши из простой семьи к прекрасной принцессе, которую он случайно увидел купающейся в реке. Девушка ответила на его чувство и, покинув богатый дворец, осталась с ним на всю жизнь. Картина написана после трагического события, глубоко взволновавшего пожилого художника. Для одной из работ ему позировала дочь его друга. Однажды о время ночной бомбежки она погибла. В память о ней и было создано его произведение. Убедительно и проникновенно передана боль человеческого сердца. Картина выдержана в светлых, нежно-зеленых тонах, передающих настроение тихой грусти.
За выдающийся вклад в развитие национального изобразительного искусства Нгуен Фан Тянь был награжден орденом Труда 1-й степени. Его картины хорошо известны во многих странах мира.
Карл-Август Аванти, мастерить-то, думается, мастерили, как же без этого. Но фигурку свою были вынуждены хранить исключительно в гараже,...