Театрал с американским уклоном…
Надо сказать пару слов о самом Павле Ивановиче. Как и некоторые его представители в XVIII веке, он окончил Пажеский корпус, потом начал службу в Коллегии иностранных дел, но рвения и желания хватило всего на несколько месяцев, после чего он решил круто изменить свою жизнь и отправился за океан, в Филадельфию, в которой тогда располагалась русская миссия в Америке. Здесь Павел Иванович провел порядка трех лет, потом разочаровался и в Америке, вернулся в Россию, оставил службу и отправился в одно из своих родовых имений в село Сасово Тамбовской губернии. Здесь он создал крепостной театр, жил гражданским браком с Елизаветой Ивановной Макаровой, пленной черкешенкой, которую ему то ли подарили, то ли он сам купил.
Как бы там ни было, он от внебрачных детей (впрочем, у него и не было законных), он никогда не отказывался, чем мог, тем им и помогал. Правда, по некоторым данным князь скончался в 1832 году, в возрасте 34 года, когда Николаю было всего четыре года. Но эта дата во всех уважающих себя изданиях стоит под вопросом, так как более точных сведений нет. И только одна интернет-энциклопедия упорно настаивает на том, что князь прожил, по крайней мере, еще сорок лет. Но есть косвенные доказательства того, что князь умер все-таки в 1832 году.
Дело в том, что когда Николай после окончания гимназии поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, плату за его обучение вносил его дядя Константин Иванович. Очень сомнительно, что такое происходило бы при живом отце. Кстати, в марте 1851 года, когда дяди не стало, обучение Николая тут же закончилось. Он больше нигде не учился, но совершенствовал свои знания всю жизнь.
Смерть не всесильна?
Осенью того же года, 22-летний молодой человек решил окончательно и бесповоротно посвятить себя великой идее — воскрешать умерших людей, используя при этом не только все достижения науки и медицины, но и нечто большее — тонкую энергетику. Ведь даже если физическую оболочку умершего человека удастся восстановить не сразу, то энергетическую, астральную сущность можно оживить быстрее. Возможно, молодой человек был наслышан об опытах Эразма Дарвина, который пытался оживить вермишель. При этом Федоров твердо верил, что астральное тело умершего человека не исчезает и не растворяется, «осколки» все равно оседают в душах людей живущих. А раз так, то можно собрать этот эфир, пусть даже по капелькам, и как только все будет собрано — эта субстанция вновь обретет биологическую оболочку…
Эта теория вызревала на переломе судьбы, когда Федоров потерял, скорее всего, единственного человека, который принимал самое активное участие в его судьбе. Он не хотел мириться с тем, что смерть всесильна, он хотел бросить ей свой вызов и победить. Хотя поначалу им и двигала вполне меркантильная цель — оживить отца и дядю.
Не так давно мне попалась на глаза заметка, как российский путешественник был удивлен тем, что представители одного из африканских племен, после смерти главы семейства, производят каннибалический ритуал. Старший сын обязан съесть мозг умершего отца, средний — его сердце, младший — печень
Путешественник в ужасе вскричал: «Что же вы делаете, варвары?». На что африканцы искренне удивились: «А вы что делаете со своими умершими?». «Мы их хороним». «А это как?» «В землю закапываем». «В землю? — еще больше поразились африканцы. — Да вы и есть настоящие варвары! Как можно отдавать самого дорогого человека на съедение червям?».
Можно ли всю жизнь спать на голом сундуке?
Дабы избежать ошибок прошлого и не доставлять особых проблем тем людям, которые могут к нему искренне привязаться, Николай дал себе обет: никогда не жениться, не попасть под власть денег и роскоши, бороть в себе все искушения и тягу к удовольствиям. В это трудно поверить, но в середине XIX века нашелся человек, который всю жизнь прожил аскетом. Питался, как правило, чаем с хлебом, спал три-четыре часа на голом сундуке, ходил круглый год в одном и том же стареньком пальто, все свое жалованье раздавал нуждавшимся. Чудак?! Но при этом он искренне считал чудаками именно нас, тех, кто растрачивает свою жизнь на удовольствия…
Я не хочу утомлять читателей подробным анализом федоровских идей, его Школы воскрешения или разбором теории русского космизма, одним из основоположников которого Николай Федорович был. Не привык рассуждать о вещах, в которых не имею достаточного представления и как результат — собственного суждения. Если говорить достаточно простым языком, то с помощью научных центров Федоров намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов». Он искренне верил в то, что смерти неподвластно разделить все человечество на живых и умерших, как сказали значительно позже «пепел прежних поколений стучится в наших сердцах». Что мы неразделимы и приход к нам в сны дорогих, но уже умерших людей, лишнее тому доказательство.
С осени 1851 года и по весну 1854 года историкам так и не удалось проследить, куда «пропадает» молодой Федоров. Ни на какой службе он не числился, жалованья не получал. Могу предположить, что этот период он прожил если не в монастыре под чужим именем, то где-нибудь в ските. Но почему тогда он не остался на этой стезе? Рядом с привычной Церковью построил свою, с точки зрения многих — утопическую? Возможно, разгадка кроется в том, что он познавал Истину? И если Иисусу Христу понадобилось на это 40-дневное уединение, то Федорову гораздо дольше — два с половиной года…
Как бы там ни было, но с 1854 года он становится преподавателем в уездных училищах, начал службу в Липецком уездном училище, около 15 лет преподавал историю и географию в уездных городах центральной России. Но после того как посчитал свою миссию выполненной, отправился в Москву, где был принят на должность помощника библиотекаря московской Чертковской библиотеки. Спустя пять лет, когда библиотека Черткова была объединена с Румянцевским музеем, он становится дежурным по читальному залу. Здесь Федоров прослужил верой и правдою почти четверть века.
С «московским Сократом» приходили побеседовать и великие…
Его энциклопедические знания поражали собеседников. Порой им казалось, что абсолютно все книги библиотеки Николай Федорович знает наизусть. Он мог принять живейшее участие в любой дискуссии, какой бы темы она ни затрагивала. Вскоре Федоров получил прозвище — «Московский Сократ». После трех часов дня, когда музей закрывался для посетителей, и по воскресеньям, все желающие могли посещать дискуссионный клуб, который вел Федоров. К нему приходили многие выдающиеся современники. Бывали здесь и активно спорили Федор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Сергеевич Соловьев.
Их отношения складывались не всегда ровно, порой они таили обиду на Николая Федоровича и неделями, а то и месяцами не заглядывали в читальный зал Румянцевского музея. Федоров никогда не таил ни на кого зла, он терпеливо дожидался, пока гении «перебесятся» и снова придут. Так собственно и бывало, потому что возможность пообщаться с человеком гораздо умнее тебя, — весьма щедрый дар судьбы и очень хороший стимул для собственного самосовершенствования.
Единственное, что не могли маститые писатели заставить «московского Сократа» — засесть за философский труд. Он отнекивался, отписывался небольшими статьями в газеты, причем, как правило, под чужими фамилиями, обещал. Но время шло, годы поджимали, а времени на гигантский труд так и не находилось. Так что творческое наследие Федорова приходилось собирать по крупицам…
Смерть оказалась сильнее…
Наконец, он «созрел». Случилось это уже в 1898 году, ближе к 70-летию. Федоров покинул службу в музее, чтобы иметь время для работы над проектом «Общее дело». Но даже порой краюха хлеба с чашкой чая становится недостижимой. Пришлось снова устраиваться на работу, на этот раз в архив Министерства иностранных дел.
Федоров, напомню, вел аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком. Он обладал хорошим здоровьем, но в 1903 году в жестокий декабрьский мороз друзья уговорили его надеть шубу и поехать в экипаже, он заболел. Николай Федорович скончался 28 декабря 1903 г. в Мариинской больнице для бедных от двустороннего воспаления легких. Смерть все-таки оказалась сильнее. И никого из покойников философ не оживил, и сам покинул сей бренный мир. Справедливости ради скажу, что и с годом смерти Федорова определенная катавасия — некоторые источники указывают на 1906 год. Как бы там ни было, Николай Федорович был похоронен на кладбище Скорбященского монастыря. Могила философа была снесена в 1929 году, а кладбище было утрамбовано под игровую площадку. Осуществилось его пророчество о нравственном одичании, одним из симптомов которого станет «превращение кладбищ в гульбища», а «сынов человеческих» в «блудных сынов, пирующих на могилах отцов».
Его бумаги остались у его учеников, которые выпустили двухтомный труд: «Философия общего дела». Идеи Николая Федоровича Федорова развиваются и поныне. Более того, в 1993 году на базе центральной библиотечной системы «Черемушки» в Москве создан музей-библиотека философа.
Остались ли сегодня подобные аскеты, которые всю жизнь посвящают «энциклопедическим знаниям?» Думаю, да. Одного из них, Анатолия Вассермана, победителя многочисленных интеллектуальных игр, очень гордящегося тем, что он ни разу не имел интима с женщинами, я знаю лично…
Стильная такая статья. Спасибо, Юр
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, а этот Вассерман, это тот, именем которого названа реакция? Ну, большой человек.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
andry andry, большой:
0 Ответить
Марианна Власова, все, вопрос о Вассермане снят. Безбрачие так безбрачие. Личное дело. Да и борода у него больше моей...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
andry andry, этот Вассерман тоже не маленький. Солидный мужчина. Но сами понимаете, такие болезни для него подхватить очень затруднительно...
0 Ответить
Юрий Москаленко, а этот Васерман, который гордился, что не имел контакта. Так это, хм... Чем тут гордиться? Ничего себе последователь, какой-то при...к, скорее. Не имел, ну и молчи себе, и радуйся, и просветляйся.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
andry andry, помните финал фильма "В джазе только девушки?"
"Вы не можете на мне жениться, я же мужчина!" Милая, у всех свои недостатки...
0 Ответить
Был на конференции в Москве, посвященной Общему делу Федорова, в году этак, 90-м. Ну... большие фантазии, конечно, у него. А сам человек как человек интересный, но, по моему, как-то однобоко ушедший в бесконечную эрудицию. Все-таки читать нужно в меру... оценка 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А что это за история с "оживлением вермишели" Эразма Дарвина?? Может, все-таки, пытались оживлять червячков (вермишель - с итал., червячки)? Или здесь какая-то аллегория? Расскажите подробней.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Евгения Смуровская, об этом писала Мэри Шелли в истории создания "Франкенштейна" - на английском не нашла, к сожалению.
0 Ответить
Евгения, именно вермишель Эразм Дарвин пытался оживлять. Ни о каких червячках не шло и речи.
Само собой, не получилось...
0 Ответить
«В землю? – еще больше поразились африканцы. – Да вы и есть настоящие варвары! Как можно отдавать самого дорогого человека на съедение червям?». - оригинально.
Интересная судьба. 5+
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Трудная судьба. 5!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Какой удивительный человек был этот Фёдоров!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень понравилась статья. Классно написано... мастерски.
Столько информации и в таком сжатом формате. !!!
Читается легко и с неподдельным интересом. Отлично!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Вячеслав! На Федорове люди кандидатские и докторские защищают. А "сложиться" в таком формате, все равно, что на шпагат сесть. Нелегко. Кхе-кхе...
0 Ответить