Обычный поселок с необычным названием на границе Московской и Владимирской областей. Арсаки — говорят, это название поселку было дано в честь некоего японского дипломата, который приезжал туда по каким-то надобностям. А знаменито само место тем, что когда-то старец Зосима (не тот, что в «Братьях Карамазовых» Достоевского, а реальный человек, чьи годы жизни неизвестны, только предположительно год смерти — около 1710) ушел в эти прекрасные среднерусской красотой места вести безмолвную жизнь. Он вырыл здесь колодцы, существующие и по сей день. Он и стал центром притяжения первых паломников.
Свято-Смоленская Зосимова Мужская Пустынь знавала всякие времена. И расцвет, когда сюда стекались богомольцы и монастырю покровительствовали монархи (особенно, императрица Елизавета Петровна). Здесь хранились свои святыни: часть пояса Богоматери, части мощей св. Георгия Победоносца, крест с кусочком древа Креста Господня (привезенный из Афона в начале XVI века).
Старец этого монастыря Алексий был делегатом Поместного собора, именно он вынул из ковчега жребий с именем Тихона (патриарха Русской Православной Церкви).
Знавала Пустынь и тяжелые времена. Несколько раз упразднялась и разорялась. Была окончательно разграблена и закрыта после революции. На фотографиях можно видеть надпись на церкви: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь под красными знаменами!». А можно увидеть и растущие сквозь крыши храмов березы, прямо на красных кирпичах…
Но самое удивительное не это. Чтобы попасть в монастырь, нужно въехать в воинскую часть. И первый вопрос, который задают часовые при виде машины, это не грозный окрик: «Стой, кто идет?», а «Вы уже получили благословение батюшки Варнавы на посещение монастыря?» И дальше: «Если нет, мы сейчас принесем сотовый, вы позвоните».
Ощущение нереальности происходящего усиливается на территории монастыря. Службы в храмах, монахи и солдаты, тут же обычные жители чудом сохранившегося дома (тоже когда-то принадлежавшего монастырю, затем заселенного). Накрашенные девчонки в коротких юбчонках, обсуждающие как они пойдут на дискотеку, очень неплохая детская площадка со спортивными снарядами, монах с сотовым телефоном, договаривающийся о помощи в восстановлении храмов, солдаты-срочники, идущие по своим делам (или помогающие в храме), паломницы в длинных одеждах и туристы в коротких шортах. Иеромонах Варнава, останавливающий солдата: «Сережа, тут нектарины передали, ты уже поел?»
Говорят, эта та самая первая воинская часть, которой и было предназначено существовать при монастыре, чтобы в ней могли проходить воинскую службу семинаристы. Кажется, реализацию этой идеи здесь посчитали неудачной. Но, тем не менее, продолжают служить дети батюшек, студенты духовных заведений, алтарники. И, по рассказам, в монастыре на каникулах отдыхают воспитанники детского дома.
Все же от этого конгломерата остается ощущение, что ты попал ненароком в фильм «Сталкер». Редкая тишина, прозрачность воздуха, очень спокойно и деятельно сосуществующие солдаты и монахи. Здесь и историческая память — не только о старцах и мучениках, но и о деятелях русской культуры: Ф. Шаляпине, С. Рахманинове, В. Ключевском, К. Коровине, отце Павле Флоренском.
Безусловна архитектурная и историческая ценность монастыря. Безусловно, нужная воинская часть. На первый взгляд, все это сосуществует предельно достойно и гармонично. А если посмотреть: ведь и у монастыря сохранилась оборонительная стена (этот комплекс вообще напоминает маленький Кремль). И солдаты воинской части инженерных войск, в которой служат, в том числе, верующие, выглядят очень дисциплинированными и… доброжелательными.
Так и живут рядом: одни — по воинскому уставу, другие — по монастырскому. Но и без тех, и без других уже трудно себе представить сегодняшнюю Россию.
В истории подобный симбиоз монаха и воина не в новинку. Часто и в одном лице совмещались. Не говоря уже о восточных и европейских исторических традициях. Не будем забывать и своих легендарных героев. Соратник Пересвета, монах-воитель Ослябя, который прославился в Куликовской битве, давно причислен к лику святых.
Поживем — увидим.
Даже и не знаю с чего начать. С "благословения батюшки Варнавы" что ли? Варнава этот ни чего из себя не представляет. Обычный рядовой священник и ни каких благословений на посещение монастыря, а особенно паломникам которые вообще приехали впервые и ни о каких Варнавах не слышали, он давать просто не имеет права. Человек с давних пор привык позиционировать себя как хозяин, настоятель и духовник всех и вся! Были, конечно, времена когда он мог стать настоятелем, даже правил какое то время (и по отзывам довольно бездарно) но к великому счастью этого не произошло. По благословению правящего архиерея Евлогия (архиепископа Владимирского и Суздальского) настоятелем обители был назначен иеромонах Серафим (Семилетов) ныне в сане священного игумена. Он, и только он имеет полное право давать благословение на посещение монастыря. Так же этим правом может воспользоваться эконом монастыря монах Мелхиседек. И тому и другому можно позвонить с КПП, а лучше найти на епархиальном сайте номер телефона и связаться заранее, особенно это касается многочисленных групп паломников.
). Именно Артемий является помощником эконома, он вас и проведет по необходимым "мытарствам".
Если вы все таки проехали на территорию монастыря попробуйте найти послушника Артемия (найти его не трудно т.к. он самый огромный
Касаемо проживания. Паломникам разрешается бесплатно останавливаться в гостиннице сроком не более 3-х суток. Женщинам напоминать о длинных юбках и платках думаю не стоит.
Касательно призывников, вояк, Варнавы, монахов с мобильниками, и всего остального я вам скажу так - не стоит судить о жизни монастыря если вы провели там день-два. За этот срок можно понять сам монастырь как обьект старины, но чтобы проникнуть в суть монастырской жизни, нужно пожить там хотя бы полгода. Лично я провел там больше двух лет.
Имени настоящего открывать я не собираюсь, кто знает меня тот поймет.
P.S. Извините если кого задел.
0 Ответить
Иван Иванов, забавно.


Сейчас буду говорить Правду!
Вы никого не задели. Прожили там два года - у Вас есть право иметь свое суждение. ) А я всего лишь иногда мимо проезжаю. Моей задачей было всего лишь рассказать, во-первых, об интересной истории монастыря, во-вторых, описать уникальную ситуацию, которая там сложилась. ТО есть монастырь внутри армейской части, или наоборот: часть внутри монастыря, разобраться уже навскидку невозможно.
Описать извне (как Вы пишете "понять сам монастырь как обьект старины"), а не изнутри, поскольку ни в монастырях не живу, ни в армии не служу. ТО есть описать некое явление.
Конечно, ВЫ знаете больше, раз два года там провели.
0 Ответить
Галя Константинова,
На данный момент часть расформировывают, уничтожают старые боеприпасы (кстати это одна из проблем монастыря - из за взрывов рушаться монастырские постройки). Что будет с монастырем после того как военные уйдут сказать сложно. Пока есть часть есть и порядок в военном городке, на территории которого инаходится обитель. КПП хоть как-то фильтрует людей, когда его не станет, то городок превратится в проходной двор. В Арсаках уже стоят два табора цыган. Жалко монастырь короче.
0 Ответить
Иван Иванов, я ничего не знала, в этом году не заезжали. Вы так удивительно написали, как раз то, что я и почувствовала, когда приезжала в прошлом году. Момент какого-то необычного единения воинской части и монастыря.

.
Мне правда, очень жаль. Будем надеяться на лучшее. Я думаю, что монастырю все-таки помогут. А части сейчас многие расформировывают. Все равно - очень жаль. Такой атмосферы, значит, уже не будет. И только что начали ведь возрождать, ремонтировать.
Давайте надеяться, несмотря ни на что.
0 Ответить
Да, и еще. Там же в округе окло 5 действующих монастырей. насколько я знаю. Правда, кажется, больше женские.
Но, может, обратиться за помощью? Я, к сожалению, мало понимаю в этих вопросах.
0 Ответить
Галя Константинова, обращаться бесполезно да и некуда. Епархиальное управление молчит, вояки молчат. Каждый делает вид что ни чего не случилось. Единственный выход из этой ситуации - ПОЛНОЕ восстановление монастырской стены. Она, как вы наверное заметели, почти разрушена, но на это требуются деньги, которых у монастыря нет. Даже если найдутся люди, которые пожертвуют средства на эти цели, то встает новая проблема - миряне. Миряне живут на территории монастыря вместе с братией. Вопрос - как быть с ними? Ни кто из них (все они мои хорошие знакомые) не сможет позволить себе приобрести жилье. А пока не переселить мирян о постройке стены и обособлении обители не может быть и речи.
Такие дела.
0 Ответить
Иван Иванов, ну что на это скажешь? Я ведь почувствовала эти проблемы, когда заезжала в прошлом году. То есть как проблемы я это не чувствовала, только уникальность ситуации.
Как помочь - не знаю. Но ведь этот монастырь - культурное достояние, значит, можно обратиться к светским властям? И не местным, а в Москву (или Владимир)?
0 Ответить
Вы знаете, единственное, что приходит в голову, - это обратиться по светским инстанциям и в "большую прессу". А так же в интернет-сообщества. Раз Вы - представитель монашества, собираете подписи, в том числе и от мирян, которые живут "внутри". (Военные подписывать не будут - у них приказ, они уйдут, да и не их это дело). Значит, остаетесь только вы и жители городка.
Может, кто-нибудь даст лучший совет.
0 Ответить
Должен заметить что я не представитель монашества. Я жил там в качестве трудника, работал на трапезной поваром, потом на меня спихнули и управление продуктовым складом (келарной). Несомннно я помышлял о монашестве и даже носил подрясник какое то время. Но произошло одно событие, после которого мне пришлось покинуть это место. Неожиданно в мою жизнь вошел Ангел с белоснежными крыльями, увез меня в город Воронеж и через месяц у нас свадьба)) Я молод и хочу семью. А эти два с лишним года многому меня научили...
Тюрьма, армия, монастырь - места где мальчики становятся мужчинами, вы согласны?
Монастырь конечно жаль, но как говорит настоятель, отец Серафим: "На все воля Божия."
0 Ответить
Иван Иванов, здравствуйте, мне бы хотелось узнать про жизнь в монастыре в качестве трудника. можно ли приехать маме с сыном в возрасте 14 лет.? нужно ли для этого предупредить о своем приезде? кому нужно позвонить?
если не трудно ответьте на эти вопросы, если знаете.
заранее с благодарностью, Дарья
0 Ответить
места где мальчики становятся мужчинами
. Семья нужна обязательно.
Не знаю, Иван. Я женщина и нигде из вышеперечисленных мест не была.
Счастья Вам в семейной жизни уже на Воронежской земле.
А "зосимовцам" нужно все-таки обращаться во все инстанции (вплоть до МинКульта) и фонды. А то окончательно разрушится и это культурное достояние. И получится не "как возрождается", а наоборот. В общем, воля должна быть и человеческой тоже.
Жаль, что заехать туда снова смогу только следующим летом.
0 Ответить
Галя Константинова, действительно жаль. Будем надеяться.
0 Ответить
И почто ж и мужская, и пустынь с прописной? И кремль? (так забавно: "маленький Кремль")
Избыточное использование прописных неприлично и говорит не о повышенном уважении к чему-то, а о нахождении вне "правового" поля - имею в виду законы русского языка. О неуважении к этим законам.
патриарха Русской Православной Церкви - это совсем не то, что Московский патриарх. Официальное именование - Патриарх Московский и всея России, премлемое - Патриарх Московский.
симбиоз монаха и воина не в новинку конечно, не в новинку. ))))
Вообще-то людям звания духовного оружие в руках держать, применять его не пристало. Неканонично. Надо разделять верующих и монахов.
привезенный из Афона с Афона. Поскольку это полуостров. Правильно поэтому писать (и пишется, и говорится) - с Афона.
особенно, императрица Елизавета - запятую убрать
обсуждающие как они пойдут на дискотеку = а здесь перед "как" поставить))
Как понимаю, здесь должна почитаться Смоленская икона Богоматери, может, собор с этим посвящением. Стоит. Наверное, следовало бы помянуть это, хотя бы - чтоб объяснить название.
0 Ответить
С прописной буквы – потому, что такое написание часто используется, в частности, и в самом монастыре. Кстати, смотрим, и здесь
http://znamenka.net.ru/cgi-bin/index.cgi
по поводу Патриарха – полное официальное наименование главы РПЦ - Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси (не совсем так, как Вы утверждаете). Все остальное – как мое или Ваше, – произвольные упрощения, вполне допустимые в публицистике.
Если речь идет о конкретном кремле, а не о типе архитектурной постройки, то кремль пишут по-разному, и с большой, и с маленькой буквы, то так, то эдак (смотрим официальные сайты кремлей, например,
http://www.kazan-kremlin.ru/main/
http://www.opskove.ru/det/71_det.html
http://www.museum.ru/M1858
а также Новгородский, и многие другие.
Афон – не только полуостров, но и гора, а также – «Административно — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20-ти православных монастырей». Особая административная единица предполагает, в том числе, предлог «из».
Симбиоз воина и монаха на Руси, действительно, не в новинку. Такова, к сожалению, наша история. Русские монастыри и строились - как крепости. И исполняли функции крепостей. И во время войн, когда приходилось отражать нападения захватчиков, чаще всего - именно хорошо укрепленные монастыри становились центрами обороны. Если говорить о Смутном времени – то почти все монастыри европейский части России (а, соответственно, и их монахи) оказались в зоне боевых действий, практически за каждой из них шли ожесточенные сражения, иногда по нескольку месяцев. И Вы хотите уверить меня, что под польскими пулями и ядрами монахи только поклоны земные клали? Это не так. А уж канонично это или нет – не нам судить. При этом я указываю: то, что я видела, мне представляется неоптимальным. И прямо в тексте, и в комментариях.
Избыточное использование прописных неприлично и говорит не о повышенном уважении к чему-то, а о нахождении вне "правового" поля - имею в виду законы русского языка. О неуважении к этим законам.
Использование прописных по отношению к православным святыням считаю оправданным. Никакой «избыточности» не вижу. А этот Ваш комментарий – можно узнать, из каких соображений Вы беретесь оценивать мое уважение или неуважение к чему-либо?
0 Ответить
Использование прописных по отношению к православным святыням считаю оправданным
ОК.)) Тогда рекомендую быть последовательной:
не Зосимова Мужская Пустынь: как возрождается монастырь
а: Зосимова Мужская Пустынь: как Возрождается Монастырь (кстати, мужская с прописной - потому что пустынь? или потому что мужская?)
И далее:
И расцвет, когда сюда стекались Богомольцы и Монастырю покровительствовали Монархи (настаиваю! Помазанники Божии - Л.М.) (особенно, Императрица Елизавета Петровна). Здесь хранились свои Святыни: часть Пояса Богоматери, части Мощей Св. Георгия Победоносца, Крест с Кусочком Древа Креста Господня (привезенный из Афона в начале XVI века).
и дальше по тексту, с большим уважением
кремль вообще - пишется со строчной. Московский Кремль - оба слова с прописной. Такое правило существует. И тут не надо в сети искать аналоги, а надо просто на Грамоте.ру провериться.
Об Афоне ж - я, Галя, вас уверяю, что в таком смысле, какой вы это название используете, подразумевается именно Святая гора. Может, вас уверит в моей правоте соображение о том, что в 16 веке не было Греческой республики, имевшей в своем составе административно особую единицу.
Выше в цитате я выделила "часть". Я так думаю, в оригинале речь шла о частицах. Частица мощей, частица Животворящего Древа - так принято писать и говорить. (Так же, как принято говорить: с Афона). Как вариант в отношении мощей - фрагмент, но это в научной литературе.
Избыточность прописных и свидетельствует о незнании правил использования этих букв. Для человека пишущего такое незнание (судя по комменту - воинствующее ))) - неуважение к языку.
0 Ответить
Использование прописных по отношению к православным святыням считаю оправданным
ОК.)) Тогда рекомендую быть последовательной.
Уважаемая Люба. Все имеет свои пределы, в том числе и последовательность.
Зосимова Мужская Пустынь: как Возрождается Монастырь (кстати, мужская с прописной - потому что пустынь? или потому что мужская?)
Еще раз поясняю, что такое написание лично видела в данном монастыре.
кремль вообще - пишется со строчной.
Еще раз. Кремль вообще – пишется со строчной. Конкретный кремль – по-разному.
Об Афоне ж - я, Галя, вас уверяю, что в таком смысле, какой вы это название используете, подразумевается именно Святая гора. Может, вас уверит в моей правоте соображение о том, что в 16 веке Греческой республики, имевшей в своем составе административно особую единицу Греческой Респуслики.
Если бы я писала эту статью в 16 веке, обязательно использовала бы предлог «с».
Выше в цитате я выделила "часть". Я так думаю, в оригинале речь шла о частицах. Частица мощей, частица Животворящего Древа - так принято писать и говорить
Это тоже не я сочинила. «Часть мощей» - абсолютно нормальное словосочетание.
Избыточность прописных и свидетельствует о незнании правил использования этих букв. Для человека пишущего такое незнание (судя по комменту - воинствующее ))) - неуважение к языку
Автор считает своим правом выделять значимые для него слова. Что касается «воинствующего неуважения к языку» (в чем Вы меня недвусмысленно вторично и неправомерно обвинили), то это все-таки не столь ужасно, как неуважение к человеческой личности. Понимаете?
0 Ответить
Копирую для вас, Галя, с Грамота.ру:
кремль, -я (крепость в старых русских городах) и Кремль, -я (район города, архит. комплекс; правительственная резиденция в Москве); Московский Кремль; но: Новгородский кремль, Псковский кремль, Рязанский кремль и т. п. - орфографический словарь.
У Розенталя - библия редакторов, так сказать) - то же самое. И в справочной книге редактора и корректора.
0 Ответить
Что, остался только "кремль"? Это и есть мое "воинствующее неуважение к языку"? - Вашими словами.
Хорошо бы, если бы в самих всевозможных кремлях соблюдали грамоту.ру и Розенталя. Однако ж, не соблюдают. И в разных словарях по-разному, и в энциклопедиях, и на сайтах музеев-кремлей.
Так что - здесь на усмотрение редакторов. Равно - как и найденная Вами запятая.
При этом хотелось бы вести дискуссию в рамках общепринятых представлений о корректности.
0 Ответить
Да нет, конечно, не только кремль))) Все прочее по-прежнему актуально, к сожалению. читать дальше →
0 Ответить
Люба, Вы пишете, что все актуально. Что именно?
Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси - Вы его назвали - "Патриарх Московский и всея России", указав мне на мою неправильность?
Что еще актуально? Какие ошибки я должна обойти в будущем? "Часть мощей" - норма. Кремль или кремль - язык, видимо, меняется, но я человек законопослушный, поэтому прошу разобраться редакторов.
А за запятые - спасибо.
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Галя Константинова, удачно получилось. И главное в тему
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, замечательно! Просто красота! Видно, что идет восстановление. Солдаты помогают, понятно. Жизнь интересная в этом монастыре - и солдаты,и монахи и просто жители. Может так и надо. Дай Бог, чтобы все ожило и зажило.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, конечно, Виктор. Но я не так уверено в том, что это уж разумно.
. Солдаты должны служить, монахи - тоже служить)), девушки на дискотеку бегать - но все отдельно, а они вот как-то в одрной точке сосуществуют. 

Но, безусловно, это очень интересно и необычно. И смотрится хорошо.
А вот у Вас так прозвучало многопланово - "ожило и зажило", я бы даже перефразировала: "зажило, ожило и зажило". . Первое - от заживать, как с раной...
0 Ответить
Точно, согласен на счет первого зажило.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виктор,
а хорошо получилось.
0 Ответить
Захотелось побывать
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валя, сделаем.
.
Если вся эта странность сохранится в том же виде, как сейчас.
Но, видимо, уже в следующем году.
0 Ответить
Ура!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А как туда доехать, подскажите.
0 Ответить
По Ярославке до Александрова, поворот на Арсаки (как на 1-ой фотографии), дальше еще повороты - 2 или 3 (что-то вроде буквы П). Остальное так же, как и написано, по крайней мере, месяц назад было так на въезде.
0 Ответить
Галя

Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Ольга.
0 Ответить
Галя Константинова, 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Армен.
0 Ответить
здесь монашеские кельи
0 Ответить
и
0 Ответить