История разных государств знает немало примеров переноса столиц из одного населенного пункта в другой. В каждом отдельном случае это происходило под воздействием различных (географических, политических, социальных, экономических) факторов. Еще более убедительные мотивы требовались для принятия решения о специальном возведении главных городов, что называется, на пустом месте. К слову, таких фактов история знает гораздо меньше простой смены административных центров.
Речь идет о столице Бразилии — городе Бразилиа, построенном всего за три года в центре страны в дремучих зарослях тропических лесов для того, чтобы уравновесить перекосы регионального развития и стать реальной опорой федеративного устройства государства.
Идея переноса столицы витала среди прогрессивных бразильцев еще в 18 веке, но строительство города началось только в 1957 году при президенте Жуселино Кубичеке, видевшем в этом свою историческую миссию. Строительные работы шли тяжело — из-за отсутствия каких-либо подъездных путей строительные материалы доставлялись издалека по бездорожью и джунглям. Несмотря на это, уже 21 апреля 1960 года сюда торжественно переехало правительство страны.
По итогам конкурса разработка генерального плана застройки города была доверена Лусио Коста, предложившему простой и в то же время очень функциональный проект, в котором особое внимание уделено ориентации по сторонам света, защите зданий от перегрева и естественной вентиляции.
Так, со стороны преобладающего направления ветра было вырыто большое (80 км в длину и 5 км в ширину) искусственное озеро Параноа, как бы окаймляющее Бразилиа по внешнему периметру. Благодаря этому здесь воссоздан комфортный микроклимат, а охлажденный, свежий и увлажненный воздух поступает даже в самый жаркий сезон. Жилые микрорайоны утопают в зелени, а сами дома размещены на опорах так, что под ними беспрепятственно ходят люди. Тем самым обеспечивается свободное распространение воздушных потоков.
Уникальность города, задуманного как воплощение мечты человечества об идеальном технополисе, в единстве всего замысла и архитектурного ансамбля. План столицы с высоты птичьего полета имеет форму самолета с «фюзеляжем» (центральной осью), где находятся основные административные здания, и «крыльями» — жилыми районами. Другая особенность Бразилиа состоит в том, что здесь практически нет светофоров, так как все автомобильные и пешеходные развязки многоуровневые.
Визитной карточкой города, ставшего культовым местом паломничества архитекторов всего мира, являются здания, спроектированные известным Оскаром Нимейером. Сам он так сформулировал особенную и неповторимую концепцию внешнего облика Бразилиа:
«Меня не привлекает ни прямой угол, ни прямая, жесткая, негнущаяся линия, созданная человеком. Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака, тело любимой женщины». По его мнению, «главное в архитектуре — чтобы она была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог насладиться ею. Нет архитектуры древней и современной. Есть хорошая или плохая».
В конце 50-х годов прошлого столетия Нимейер решительно отошел от стереотипов — ему удалось спроектировать не столько сооружения, сколько скульптурные произведения, напоминающие памятники архитектуры еще невиданной цивилизации, так отчетливо вырисовывающиеся на фоне облаков и тропического неба. Он сочинил свой стиль, в котором форма индейской хижины уживалась с аркадами колониальной архитектуры, а сферические купола (так похожие на тарелки НЛО) уже заглядывали в будущее космической эры. Его колонны как бы едва касаются земли и потому воспринимаются не как античный символ могущества, а подчеркивают простоту и легкость; железобетонные здания лишены массивности и на вид очень пластичны и лаконичны, а органично вплетенные в экстерьер вода и зеленый ландшафт будто оживляют их.
В носовой части «самолета» раскинулась площадь Трех властей, символизирующая равенство и единство законодательной, исполнительной и судебной властей. В центре площади, признанной чудом вкуса, уравновешенности пропорций, силы и элегантности, установлена стометровая мачта с гигантским полотнищем национального флага. От площади параллельно протянулись две линии 20-этажных министерских корпусов, разделенные огромным зеленым полем. Вдоль зданий идут широкие трассы, закрученные перед телебашней кольцами абсолютно одинаковых дорожных развязок. Создается неправдоподобное ощущение, что реальна лишь одна часть города, вторая же — ее зеркальное отражение.
На площади расположены две симметричные 28-этажные башни-близнецы, в которых работает аппарат Национального конгресса. Во внешнем облике Дворца Справедливости, где размещается министерство юстиции, О. Нимейер соединил воедино архитектуру и природу: здание окружено водой, а на фасаде устроены каскады, откуда, подобно водопаду, днем и ночью льется вода.
Дворец Плоскогорья, где дислоцирован аппарат президента, необычайно светлый, а чистые линии колонн создают непередаваемое ощущение легкости — будто здание воспарило над землей. Такое же впечатление производит Дворец Верховного суда, находящийся по другую сторону площади. Словно из воды вырастает арочное здание министерства иностранных дел — Дворец Итамарати, куда можно попасть только по мостам с фасада и торцов. Вынесенные за внешнюю стену колонны, длина которых удваивается за счет отражения в воде, кажутся почти бесплотными и создают такую легкую и воздушную галерею, по которой не понятно на что опирается многотонная бетонная крыша, защищающая от солнца интерьер стеклянного здания.
Каждое здание, придуманное Нимейером, ошеломляет непривычными контурами, дерзкими линиями, неожиданными формами. Одним из символов города является Кафедральный собор, взметнувшийся в небо огромным стеклянным конусом, опоясанным заточенными, будто карандаши, белыми колоннами. Собор со всех сторон окружен водой. Чтобы попасть внутрь, необходимо спуститься вниз по пандусу. Пройдя через полумрак коридора, посетитель оказывается в залитом солнцем огромном пространстве собора. Витражи по всему объему внутреннего помещения просто поражают воображение.
Сегодня Бразилиа, который в 2010 году отпразднует свое 50-летие, все больше сталкивается с проблемами роста — возрастает нагрузка на транспортные системы и социальную инфраструктуру, размываются прежде четкие контуры функциональных зон. Это расширяет поле для скептицизма в отношении «идеальности» замысла отцов-основателей. Некоторые туристы, приезжающие сюда после бурлящих энергией и захватывающих своей историей Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро, спешат навесить столице ярлык скучного города, лишенного атмосферы человеческого обитания.
Вместе с тем, Бразилиа, где очень легко ориентироваться, скоро становится «своим». И тогда этот поистине уникальный архитектурно-природный комплекс открывается во всей своей красе — во всеобъемлющем просторе, неповторимости городского ландшафта, чистоте экологии и какой-то сельской размеренности жизни. В конце концов, невозможно не проникнуться особым чувством к этому городу, ставшему подлинным памятником величия патриотического подвига и творческого гения бразильцев — удивительного народа, в самых непростых условиях на фоне глубокого экономического кризиса решившегося на осуществление такого рискованного предприятия лишь для того, чтобы поднять дух нации.
Как признавался позже Нимейер: «Самым главным было построить Бразилиа вопреки всем препятствиям, возвести его в пустыне быстро, словно по мановению волшебства, вдохнуть жизнь в это бесконечное плоскогорье, ранее неизведанное и безлюдное. Важно было проложить дороги, построить плотины, увидеть как здесь возникают новые города, чтобы придать бразильцу немного оптимизма, показать ему, что наша земля благодатна и что ее богатства, на которые так грубо посягают наши враги, требуют защиты и энтузиазма».
Спасибо за статью и фото! Не могли бы Вы рассказать о творениях Нимейера и показать их, это было бы интересно очень многим читателям! С уважением - Анатолий.
0 Ответить
Анатолий Ермураки, автора уже нет на сайте, к сожалению. В Википедии Вы найдете ссылки на статьи о некоторых творениях Оскара Нимейера.
0 Ответить
спасибо, Тимур, интересно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за внимание, Галя!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за прекрасные снимки и интересный рассказ, о столице Бразилии пишут последнее время мало,а когда ее построили -писали много и восторгов было много ( я тогда молодой была, много читала об О. Нимейере). Это был подвиг - среди джунглей создать чудо-город.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за внимание! Действительно удивительные у города отцы-основатели - каждый сам по себе ярчайшая личность. Если я не ошибаюсь, то О.Нимейеру уже за сто лет и он продолжает работать!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ночное фото
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тимур Нуманов, потрясающий экскурс и фотоотчет! Красивый город и необычный...
0 Ответить
Ирина Лукьянчик, спасибо огромнейшее!!! Город мне очень понравился - он действительно очень необычный и удобный. Самое интересное, что первое впечатление от города было совершенно иным - мне показалось, что он какой-то неживой, особенно после Рио. А архитектура как будто попал в Союз 70-х годов - бетон-стекло. Стиль - вычурный космический футуризм аля 60-х. Но потом присмотрелся, побродил по городу и он открылся совершенно с другой стороны. Очень комфортный, спокойный, уравновешенный и красивый! Да и потом настоящий народный подвиг, причем не за счет рабов, лагерей или сильной идеологии строителей коммунизма.
Еще раз спасибо за приятные слова!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кафедральный собор ночью
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вид на президентский дворец
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дворец справедливости
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дворец справедливости
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Плита, которую при приземлении в аэропорту поцеловал Папа Римский Иоан Павел второй
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Работник-благоустроитель на лодке в центре Бразилиа
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Бразильянки и птичка-невеличка
Оценка статьи: 5
0 Ответить
комплекс зданий МИД Бразилии
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Национальный конгресс
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Боковой вход во Дворец Итамарати
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мост имени Жуселино Кубичека
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Внутри Кафедрального собора
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ночной город
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Та же площадь со стороны Верховного трибунала
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вид на площадь Трех властей
Оценка статьи: 5
0 Ответить