Строго говоря, наши предки куриным (или курячьим) богом называли не только такой камушек, а и многие предметы, совершенно на него непохожие. Старый лапоть, кувшин или горшок с отбитым донышком. Их полагалось повесить в курятнике и под стрехой дома, чтобы обезопасить, прежде всего, поголовье домашней птицы, а заодно и семью хозяина от проделок домового и кикиморы, да чтобы лучше неслись.
Что же общего между этими вещами? Кур славяне приносили в жертву Сварогу и Сварожичу, а также Макоши, куриные блюда были поминальными,
Но не только мелкие экземпляры камушков воспринимались носителями особой силы. В корнуоллском Мэдроне больному люмбаго надо было девять раз проползти по ходу солнца сквозь «ползучий камень», а чтоб прибавить здоровья ребенку — просунуть его в пролом камня Мен-ан-тол. Камню Одина (в Оркни) доверялось бракосочетание тех, кто, взявшись за руки, проходил сквозь отверстие в нем, принося друг другу клятву верности. А в Каслдермоте есть на Клятвенный камень, тоже с отверстием. Если взяться за руки в этом проеме и принести клятву, она считается нерушимой.
Те же камни, что умещаются в ладони, признавались практически повсеместно в качестве важных оберегов. А обережные ракушки с дырочками обнаруживаются на стоянках человека каменного века. При этом в разных местах их называли то священными, то колдуньиными, а в Шотландии — кобыльими (скорее всего, из-за поверья, что они уберегают лошадей от потливости, а также помогают жеребящимся кобылам).
Считалось, что защищают от злых духов и несчастий, избавляют человека от зубной боли и ночных кошмаров (главное: повесить или приложить в нужном месте), а скот — от болезней и падежа. По поверью, сохранившемуся до наших дней, куриный бог не может быть подарен, так как приносит удачу только тому, кто сам его найдет. И его нельзя изготовить, проделав дырочку — отверстие должно быть природным.
Среди христианских святых народ также нашел покровителей кур — ими определены Косма и Дамиан, весьма почитаемые на Руси. И день их почитания, 1 ноября, стал называться «курячьими именинами».
До курячьих именин еще далеко: успеем погреться на солнышке, нырнуть в ласковую волну, побродить по пляжу, пособирать на берегу камушки. А вдруг да отыщется среди них куриный бог?..
Кто из нас в детстве летом "куриного бога" на шее не носил, все, наверное, через это прошли. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, в первый же день в Луанде, на океанской косе нашла целую россыпть куриных богов. И во все последующие дни пребывания - ни одного
0 Ответить
Интересно... интересно, что куры думают по поводу "своего" бога. Очень хочется знать, а еще лучше - выслушать их точку зрения...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Выслушать можно, кудахчат себе - проблема только с переводом
0 Ответить
Валюша, 5! Прочитала с интересом.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Оленька
0 Ответить
"Курей славяне приносили в жертву Сварогу и Сварожичу, а также Макоши..."
Все-таки кого приносили в жертву - кур или курей?
0 Ответить
Радослава, курей приносили в жертву, поскольку в закланье попадали и мужеские, и женские особи
0 Ответить
Сколько ж я этих камушков собрала в детстве в Коктебеле! А вот про клятвы ничего не знала. А жаль....
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Еще не вечер, Галя
0 Ответить
Еще не вечер, Галя
Насчет клятв - и не знаю даже. Такое впечатение, что мягко вечереет. Нет?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Блок вспомнился: "По вечерам, над ресторанами, иль это только снится мне..."
0 Ответить