Решение создать собственную школу для подготовки молодых живописцев родилось у Венецианова после войны 1812 года, когда он близко сошелся со многими выдающимися деятелями русского искусства, по инициативе которых было организовано «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Именно на средства Общества Алексей Гаврилович и открыл свою школу, первоначально располагавшуюся в Петербурге, а затем в имении художника в Тверской губернии.
В школу Венецианова принимались все одаренные дети, в том числе и крепостные. Кстати, многим своим ученикам художник помог выйти из крепостной зависимости. В своей педагогической системе Венецианов отказался от академических канонов и слепого копирования чужих работ. Своих питомцев он учил рисовать с натуры, перенося на бумагу и холст изображения реальных предметов обихода и живой природы, постепенно переходя от простого к сложному. Сначала его ученики писали натюрморты, затем интерьеры, после чего переходил к живой натуре, заканчивалось основное обучение живописью на открытом воздухе. Параллельно мастер помогал ученикам понять законы перспективы, формы и цвета, эффектов освещения. После этого мог быть этап совершенствования и оттачивания мастерства. А некоторые ученики даже становились его помощниками в выполнении заказных работ.
Ученики Венецианова традиционно хорошо умели передавать в своих работах фактуру предметов, перспективу и световые эффекты, поэтому многие из них получили популярность как мастера интерьерной живописи. Собственно, с венециановских учеников и начался расцвет интерьерной живописи в России.
Художник понимал, что обучить одаренных детей живописи недостаточно, надо помочь им определиться в жизни, дать официальную профессию. Поэтому он всеми возможными способами пристраивал своих воспитанников вольноприходящими учениками в Академию художеств, помогал им выставляться на академических выставках, участвовать в конкурсах, получать официальные звания художников.
Небольшая справка
Во времена Венецианова вольноприходящий ученик академии, сдавший экзамены за академический курс, допускался наравне со штатными учениками к конкурсу на присвоение звания классного художника. Для этого надо было на конкурсе получить большую серебряную или любую золотую медаль за картину, выполненную по утвержденной теме. При этом конкурсант получал классный чин и личное дворянство. А получивший большую золотую медаль мог еще и участвовать в конкурсе на зарубежную пенсионерскую поездку. Получившему малую серебряную медаль присваивали звание неклассного (свободного) художника, соответственно без присвоения классного чина и дворянства, но с правом поступать на государственную службу. Свободным художником можно было стать и не сдавая всех экзаменов, но обязательно получив любую медаль за конкурсную работу.
Считается, что через школу Венецианова прошло более 70 человек, часть из которых получила звания классных и свободных художников, а некоторые даже стали академиками. Пожалуй, наибольшую известность получили его ученики Е. Крендовский, А. Тыранов, К. Зеленцов, С. Зарянко, Г. Сорока.
Крендовский Евграф Федорович (1810 — после 1854) происходил из обер-офицерских детей, начальное художественное образование получил в Арзамасе. У Венецианова занимался с 1830 года, параллельно посещая классы академии. Не закончив обучение, был вынужден в 1835 г. по семейным обстоятельствам уехать на Украину, но позднее все-таки получил звание свободного художника. Популярность приобрел благодаря портретам в интерьерах, отдельные из которых даже литографировались. К сожалению, большинство его работ, находившихся на Украине, погибло в годы Великой Отечественной войны.
Тыранов Алексей Васильевич (1808−1859) родился в мещанской семье. С детства увлекался рисованием, у Венецианова стал обучаться с 1824 года, одновременно посещая классы академии. Популярность приобрел еще в период учебы, его картины и этюды охотно покупали, а несколько приобрел император Николай I. На академических конкурсах регулярно получал медали, в том числе золотые. В 1832 году присвоено звание свободного художника, а в 1839 — академика. Работал в различных жанрах, писал интерьеры, пейзажи, портреты, жанровые картины на исторические и мифологические сюжеты. В конце жизни отошел от венециановской школы натурной живописи, его работы стали откровенно слащавыми, а интерес зрителей к ним заметно упал.
Зеленцов Капитон Алексеевич (1790−1845) родился в семье чиновника, выслужившего потомственное дворянство. Основы живописи сначала постигал самостоятельно, а с 1825 года под руководством Венецианова. К этому времени относятся выполненные им этюды крестьян, один из которых («Мальчик, надевающий лапти») был представлен в 1830 г. на соискание звания назначенного в академики. Впоследствии получил и звание академика. Широкую известность приобрел картинами, изображающими интерьеры, портреты в интерьерах и жанровые сцены. Много и успешно занимался книжной иллюстрацией.
Сергей Константинович Зарянко (1818−1870) начал заниматься у Венецианова еще в период обучения в гимназии. В 1838 году получил звание неклассного художника, а в 1843 г. (в 25 лет!) за картину «Внутренность Морского Никольского собора» стал академиком. В конце 40-х годов отошел от перспективной и интерьерной живописи, став известным портретистом. Получил звание профессора, с 1856 г. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, во многом придерживаясь педагогических методик Венецианова. У него учились
В короткой статье трудно перечислить всех талантливых учеников Венецианова. Это и Крылов Никифор Степанович (1802−1831), получивший за свои картины звание назначенного в академики, но в период выполнения программы для присвоения звания академика скончавшийся от чумы. И быстро выросший в самобытного мастера Плахов Лавр Кузмич (1810−1881), удостоенный в академии нескольких медалей, ставший классным художником 1-й степени и даже получивший от Общества поощрения художников пенсионную поездку на 6 лет за границу.
Особо стоит отметить учеников Венецианова, начавших заниматься у мастера, будучи крепостными. Среди них одним из самых самобытных и одаренных, несомненно, был Григорий Васильевич Сорока (1823−1864). К сожалению, судьба была к нему безжалостна. Несмотря на все ходатайства Венецианова, он так и не получил вольную. А после отмены крепостного права из-за конфликта с помещиком был приговорен к аресту и телесному наказанию, но не стал дожидаться исполнения приговора, покончив с собой.
Несомненным талантом отличался и Александр Алексеевич Алексеев (1811- 1878), получивший благодаря просьбе Венецианова вольную в 1826 году. Наиболее известна его картина «Мастерская художника
В хорошего живописца должен был вырасти и Александр Алексеевич Златов (1810−1832), получивший вольную, как и Алексеев, в 1826 году. С 17 лет он стал выставлять на академических выставках жанровые картины из жизни крестьян и мастеровых. О его несомненном таланте свидетельствует и то, что его картины даже разыгрывались в лотереях, в том числе в пользу детской больницы Петербурга. К сожалению, он умер молодым.
Венецианов не имел значительного состояния и почти постоянно нуждался в средствах, но денег на своих учеников не жалел, предпочитая в чем-то ограничивать себя и свою семью. Естественно, что далеко не все его ученики выросли в больших мастеров. Но громадное спасибо Алексею Гавриловичу Венецианову за то, что он открывал талантливым молодым художникам прекрасный мир живописи и заботливо вел их по тернистому жизненному пути.
Старый Арбат
Владимир Шебзухов
Случайный прохожий, хоть светом вечерним
Уже наполнялся весь Старый Арбат,
Выказывать начал своё восхищенье
Рисункам, тому и художник был рад!
«А, ваши рисуночки есть за границей?
На выставках, там выставлялись они?»
«Не знаю, такое мне даже не снится.
Свои провожу за работаю дни!
А может и есть, ведь рисую я многих,
Кто знает, и лорда, глядишь, рисовал!»
«Ну, скажете вы, быть такого не может,
Кого-то… из «этих», и вдруг не узнал!»
«Люблю я за делом любимым трудиться,
Коль выпала доля творить для людей.
Рисунки — на выставках иль за границей -
Тут Матушке нашей, Природе, видней!»
«Красиво, нет слов!И не скажешь ведь краше.
Никак, что соловушка песню пропел.
Ваш выбор таков, знать, и место здесь ваше!
Крути ни верти, получил, что хотел!»
«Я долго искал и нашёл своё место,
Когда уж от жизни не ждал ничего.
И счастлив, однако, ведь что интересно,
Не только нашёл, но и... знаю его!»
0 Ответить
ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА
Басня Владимира Шебзухова
Да будет всё распознано тобою;
Что есть правдивое, что — ложное!
И безобразное — простое
И прекрасное — сложное…
На приготовленном холсте,
Изобразив златую клетку,
Художник убедил гостей —
Ему нет равных… в быстроте.
Никак того не ожидая,
Средь пожеланий «на заметку»,
Вдруг услыхал: «Но, как по ней
Узнать, она ли золотая?»
Недолго голову ломая,
Что клетка всё же таковая,
Нарисовал на прутьях пломбы
Со штампом «Злато высшей пробы».
Все гости, видя сей кураж,
Сказали так на этот раз,
Как классик в басне*: «Ералаш!»
Задумав клетку на холсте
И дабы золотом блистала,
Начни творенье… в темноте,
Чтоб от него светлее стало!
Закончишь непростое дело,
Тут мудрецы совет дают:
Дождись, чтоб птичка залетела.
И, если в клетке вдруг запела,
То смело подпись ставь свою!
……
*Басня Сергея Михалкова "Слон живописец"
РАБОТОДАТЕЛЬ
Басня Владимира Шебзухова
Едва художник
колледж свой окончил,
Как стал
работодателей искать…
Тут и кончается вся басня строчкой—
Пока искал, забыл, как рисовать!
В ожиданье наград за ТВОРЕНИЯ,
Проморгал новых вёсен мгновения.
Так помолимся Работодателю,
Кому имя одно — ВДОХНОВЕНИЕ!
0 Ответить
Владимир Шебзухов,
"Золотая клетка" читает автор (видео)
читает автор
(видео)
https://youtu.be/bqnD3k3qXG0
0 Ответить
Владимир Рогоза, как всегда замечательная статья.
Венецианов, действительно заслуживает почитания и преклонения и тем, что обучал крестьянских ребятишек и помогал получить вольную крепостным. Спасибо, что Вы вспомнили о его заслугах.
В некоторых источниках говрится о том, что Сорока был выпущен из острога «по болезни», но что-то в нем надломилось и через 2 года в мае 1864 г. он был обнаружен «в обжигательной избе повесившимся». Но как бы то ни было, это был, как считал сам Венецианов его самый талантливый ученик.
Удачи!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хороших художников и живописцев-педагогов в России было много, но подобных энтузиастов, готовых даром не только учить, но и поднимать на ноги талантливую молодежь, что-то больше не припомню.
0 Ответить
Владимир, великих людей, действительно, меньше. Остальные задумываются не о будущем страны, а о "серебре". И ведь никто же из них с собой в могилу эту накопленные богатства не унес...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Меня всегда удивляло, что до революции меценатов и подвижников, вкладывавших большие деньги в искусство, науку, на помощь бедным и т.д. было больше, чем сейчас.
0 Ответить
5! Замечательно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить