Будучи талантливым военачальником,
Государь доверил
Увидев это, конница Карла ХII выдвинулась вперед и пошла на бой. Через два часа она была опрокинута доблестной русской кавалерией, но оставшаяся позади шведская пехота успела захватить два первых русских редута. Генерал запросил подкрепления, но вместо этого получил приказ Петра отступить за линию редутов.
Когда генерал Боур, руководивший обороной редутов, предпринял якобы отходной маневр, увлекавший шведов за собой, то этим самым обеспечил им не только серьезные потери в результате перекрестного обстрела из укрепленного русского лагеря, но и еще один натиск конницы Меншикова, придавший ускорение бегству противника.
Справедливости ради стоит огласить и точку зрения, представленную в изысканиях шведских исследователей, которые утверждают, что в бегство в тот раз был обращен сам Меншиков, а королевская кавалерия не стала развивать успех в интересах следования общему плану сражения. Правда, учитывая в исторической перспективе ход и исход описываемой баталии, нельзя не признать, что данный пассаж вызван, видимо, тем, что особенно «насолил» вражескому войску именно Александр Данилович.
А главная битва состоялась днем, и князю Меншикову был поручен всего лишь навсего правый фланг. Но здесь-то его конница и перехватила ту часть пехоты шведов, которая была послана в обход. Когда же отступление королевских войск превратилось в повальное бегство, генерал прискакал к царю с известием об этом и о массовой сдаче неприятеля в плен, заодно попросив разрешения бросить силы на пленение Карла XII. Государь-победитель, упоенный разгромом врага, отказал «Алексашке» в его просьбе.
Судя по всему, тот не угомонился, поскольку к вечеру самодержец все-таки распорядился о подкреплении полков «светлейшего» калмыцкой конницей, и князь кинулся в погоню за остатками шведской армии, устремившимися к Днепру. Он настиг их во время переправы. Выкатив пушки на высокий берег,
…За воинское искусство и личную отвагу в Полтавском сражении князю Меншикову был пожалован чин фельмаршала. Вспоминал ли царь о неподчинении его своим приказам? Не знаю. Но фельдмаршальский жезл Меншиков заслужил.
Вы пишите: "Будучи талантливым военачальником, А.Д. Меншиков к этому времени уже не раз доказывал в сражениях славу русского оружия: под Нарвой, Ивангородом, Дерптом, Ниеншанцем, Петербургом, Калишем, Батуриным, Опошней и др." Меня удивляет, как женщина, мать может восторгаться т.н. "славой оружия", которое уничтожало людей? Упомянули бы тогда о зверствах, кои "творила" армия Меншикова! Чего уж там мелочиться, подумаешь, кровь невинных младенцев! Грустно.
0 Ответить
Прекрасно!
0 Ответить
Валентина Пономарева, вечная слава русскому оружию!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить