• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Карина Бахтадзе Грандмастер

Что такое абстракционизм в искусстве?

«Лишь то, что прекрасно во все времена, бывает радостно, вечно, ценно».
О. Уайльд.

Исполняется сто лет со дня написания в Мюнхене первой абстрактной картины русским художником Василием Кандинским. Начало Х Х в. породило неслыханные эксперименты в искусстве. Часть художников постепенно утратила интерес к реальным предметам или начала по-своему трансформировать их.

Так, кубизм, возникший во Франции в 1907 г., изображал гитару или кувшин с нескольких точек зрения, сводя их к кубу, цилиндру, конусу. Художник рисовал не так, как видел, а как представлял, например, М. Вебер «Герань» (1911). Кубизм — начало перехода ряда художников к формотворчеству, независимости от объективной реальности. Завершил этот процесс абстракционизм.

Некоторые художники не находили в жизни вдохновляющих целей и ориентиров. Они искали опору в божественном, внеземном, обращаясь к некоему безличному разуму. Одновременное появление абстракционизма сразу в нескольких странах в 1910—1913 гг. вызвано тем, что многие художники изменили представление о живописи в связи с бурным развитием фотографии.

Путь художников к абстракционизму был разным. Так, для Кандинского стимулом явилась встреча с произведениями импрессионистов, где фигура и фон подчас сливаются в одно почти неразличимое целое. В своих статьях Кандинский пытался изложить основные принципы абстрактного искусства. Цвет и форму художник возвел в абсолют. По его мнению, каждая форма: треугольник, квадрат или круг — обладает собственным звучанием.

Желтый цвет сильнее звучит в треугольнике, круг придает большую глубину синему цвету. Зная звучание каждой формы и ее соотношение с цветом, можно будет со временем, полагал живописец, создать теорию абстрактной живописи. Выбор форм, из которых создается картина, определяется только внутренней необходимостью творческой натуры. Художник должен стремиться пробудить «внутреннюю вибрацию души». В итоге картина воспринималась наподобие изделия декоративно-прикладного искусства, «ковра или галстука».

Если в работах Кандинского и его последователей используются формы, напоминающие органические, типа амеб, то работы Малевича и Мондриана образуют геометрическую ветвь абстракционизма, поскольку они предпочитали работать с квадратами, треугольниками, кругами. У Малевича поворот к абстракционизму произошел под влиянием кубизма. Оттолкнувшись от кубистических полотен с разложением предмета на ряд плоскостей, художник перешел к изображению одной только плоскости. Все знают его «Черный квадрат». Особенности своей живописи он обозначил словом «супрематизм». От слова «supreme» — наивысший. Объяснения своих композиций Малевич дополнял рассказами о звездах, Солнце, Луне, Космосе.

Художники этого направления пытались в сочетаниях элементарных форм — органических или геометрических — представить какой-то иной мир. Отчетливее всего такая тенденция проявилась у Мондриана, который, используя чистые желтые, синие, красные, черные и белые цвета, из квадратов и прямоугольников создавал живописный эквивалент некоего «божественного абсолюта». Абстракционисты, порвавшие с изображением внешнего мира, апеллировали к мистическим, космическим силам, пятому измерению. Но их творчество явилось ответом на потребность промышленного производства. Ведь форму любой машины можно разложить на простые геометрические фигуры и объемы: прямоугольник, круг, треугольник, квадрат, конус.

В 1919 г. в немецком г. Веймаре был создан учебный центр промышленного искусства — Баухауз, в работе которого приняли участие художники абстракционисты: Кандинский, Клее, Файнингер и др. Оказал определенное влияние абстракционизм и на архитектуру. Так, «прямоугольники» Мондриана и его последователей стимулировали формирование нового функционального стиля в строительстве, широко использовавшего стекло и бетон.

В 1945 г. в Нью-Йорке возникает новое направление — абстрактный экспрессионизм. Художники, работавшие в этом стиле, по-своему отражали состояние тревоги и одиночества, представляя сильно искаженные изображения лиц и фигур людей в виде иероглифов, знаков. Эти абстракционисты пытались противопоставить временному бытию земных явлений существующие с эпохи наскальной живописи схемы, или так называемые архетипы, мужчин и женщин, души, животного. Но вскоре абстрактный экспрессионизм отошел и от этих намеков на действительность. Для лидера этого направления, Д. Поллока, даже изображение элементарных фигур казалось ограничением творчества.

Джексон Поллок пришел к абстракционизму в 1930-х годах. Лечась у врача-психоаналитика, он заинтересовался сферой бессознательного в человеческой личности и в творчестве и попытался выявить это на полотне. Свои манипуляции с красками и полотном он рассматривал как особый вариант жизни. Поллок хотел, чтобы чувство ритма и цвета изливалось из художника подобно дождю. Для этого употреблял и нехитрую технику — поливание лежащего на полу полотна краской из продырявленной банки. Хаосу, получавшемуся из цветных пятен и полос, должен был придать единство «скрытый смысл». Поллок, так же как и остальные абстракционисты, видел в своих экспериментах выявление извечных законов природы, проявлявшихся в этих спонтанных действиях с помощью струй краски.

С середины 1960-х гг. на смену абстрактному экспрессионизму приходит так называемый минимализм. Он развивал мондриановский, геометрический вариант абстрактного направления в живописи. Минималисты извлекли урок из непонимания зрителями абстракционизма. Поэтому в сочетании элементарных форм они пытались внести определенный порядок, который зрители могли уловить. Для этого минималисты использовали не только квадраты, круги и треугольники, но также отрезки труб, бетонные кубы и пирамиды, алюминиевые конусы, куски бревен, доски, резиновые ленты, прямоугольники из нержавеющей стали.

Их принципы можно сравнить с работой художника по росписям ткани абстрактными рисунками или рисунка обоев. В обоях и тканях элементы композиции сочетаются в определенном, повторяющемся порядке. Минималисты не обошлись без ссылок на универсальные законы природы, космический порядок.

Неподготовленные зрители чаще всего не воспринимают абстрактные полотна как произведения искусства. Наиболее любимыми произведениями участники одного из широких опросов, проведенного ЮНЕСКО в канадском г. Торонто, назвали полотна Ж. Милле «Вечерний звон» и «Мальчик в красном жилете» П. Сезанна, отобрав их из 220 репродукций художников XIX—XX вв. Они отвергли абстрактную живопись П. Мондриана и В. Кандинского, сюрреализм Х. Миро и П. Клее, абстрактный экспрессионизм Д. Поллока и У. Базиотеса. Беспредметную живопись опрашиваемые награждали замечаниями: «мазня», «просто цвет и формы», «в них что-то есть, но трудно сказать, что именно», «бессмысленно», «картины просто ужасны».

Художники, создавая абстрактные полотна, имели в виду и некоего абстрактного зрителя, способного ограничиться восприятием «вибрации красок». Реальный же зритель часто видит в них в лучшем случае орнамент. Еще Кандинский сетовал на то, что искусство «специализируется, становясь понятным только самим художникам, которые жалуются на равнодушие зрителей к их произведениям». Тогда абстракционисты уповали на будущее.

Сто лет прошло с тех пор, а зрительский интерес к этой живописи не стал больше. И только для того, чтобы показать некое превосходство в понимании такого искусства, некоторые готовы выложить за эти произведения миллионы долларов. Никому не хочется первым произнести фразу: «А король-то голый!».

Статья опубликована в выпуске 8.10.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я не поклонник модернизма. И скатывание в модернизм - как параллель в музыке - неумение и невладение всеми инструментами художников, наработанными веками. То есть, модернизм, на мой взгляд, как изобретать ноты.

    Есть классика, академизм, есть просто мазня, есть то, что трогает душу. Трогает - значит, в произведении есть какая-то нотка, созвучная настроению зрителя. Трогает всех - вероятно, это великий художник.

    Очень часто произведение не впечатляет только потому, что его и рассмотреть-то нет времени. А приглядишься - вот это да! Вот это глубина!

    Где-то поражают цвета, их сочетание, где-то - композиция, где-то замысел... Но в большинстве современных творений нет ни того, ни другого, ни третьего. Это - нормально. Так было, так есть и так будет. Потому что далеко не каждому дано "жечь сердца людей".

    Есть вещи, которые пытаются выдать за высокое искусство и которые стоят и обсуждения, и осуждения. Но в основном сегодня художественные произведения - как фон, на котором изредка появляются звезды. И то хорошо, что появляются.

  • Радик Губайдуллин Читатель 14 января 2014 в 15:49 отредактирован 27 мая 2018 в 11:28 Сообщить модератору

    Недавно натолкнулся на статью 1963 года. Яркий пример непонимания и неприятия зарубежных веяний в искусстве лицами, занимающимися официальной государственной пропагандой.
    liveinbox.ru/2014/01/abstractart/

  • Комментарий удален
  • alfia lambert Читатель 21 октября 2009 в 05:51 отредактирован 21 октября 2009 в 06:04 Сообщить модератору

    Жаль, что в статье все свалено в кучу. Видимо автор пытался внести и в письмо модернистский стиль близкий к "потоку сознания": эмоции вперемежку с искусствоведческими фактами и выборочными ассоциативными связями. Жанр журнальной статьи предполагает вольницу, но зачем вносить бОльшую путаницу в читательские головы. Карина, я с удовольствием прочла ряд Ваших статей, лишь парочка статей оставила впечатление тривиальных, но вот уже вторая статья о современных тенденциях в живописи вызывает недоумение. Почему бы не воплотить идею в более цельном рассмотрении одного - двух направлений, чем нестись галопом ...

  • Наверное, практически невозможно в статье любого формата исчерпывающе ответить на вопрос Что такое абстракционизм в искусстве?

    Мне очень-преочень нравятся разные работы в разных стилях и техниках. Лишь бы это было выполнено талантливо - т.е. частичку души оставил в работе.

    • Вячеслав, дело даже не в душе. И не в стиле. А в том, является ли некое изделие произведением искусства. Проще всего обратиться к определению искусства". Хоть к Википедии:
      Искусство (от искусы творити) — процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции.
      ...В масштабах всего общества искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

      Вот вчера увидела я фотографию, автор - 8-летний мальчик. Озарение? Случайная удача? Ведь это же надо было увидеть и осознать, надо было поразиться увиденным, надо было ощутить в себе эмоцию - чтобы ценность этой эмоции признать и попытаться зафиксировать.

      По теме же я могу сказать: статья не объективна, она лишь выражает, как я могу судить, эстетические пристрастия автора текста.

  • Абстракционизм, как правило, не требует мастерства от художника. В народе его называют: "Мазня неудачников".

  • Кандинский и в репродукциях, по-моему, вызывает восторг.

  • Зрители, которые игнорируют в музеях абстрактные полотна (по-моему, они тут надолго расположились):

  • Хорош "широкий опрос": "участники" отбирают что-то "из 220 репродукций". Вот так, Значит, о произведениях искусства надо судить, - по репродукциям? И что мы видим на них, кроме иконографической схемы? И не соответствующей оригиналу схемы цветовой? Вот так будем оценивать произведения искусства?
    "Реальный зритель" - это что такое?
    Реальный зритель должен видеть реальное произведение. И, клянусь, реальное произведение у непредубежденного зрителя, хоть немного развитого, чувствующего живопись, вызывает отклик, вне зависимости от того, что это за -изм. А такие вот "искусствоведческие" статьи потакают обывательским устремлениям все объяснить своим примитивным языком, а что непонятно - не стремиться понять, не учиться, а пошло поржать.
    В общем, если уж о голых королях говорить - вот оно, произведение такого "искусствоведа", эта статья.