Уже во время многолетней службы в армии Фирдоуси начал интересоваться жизнью народа, его бытом, историей, собирал и изучал народные предания, легенды Востока, писал стихи.
Данных о жизни поэта сохранилось очень мало. В 976 году Фирдоуси начал работать над огромной эпопеей «Шахнаме», ставшей одним их выдающихся памятников мировой культуры, жемчужиной восточной поэзии. По преданию, Фирдоуси посвятил своему труду 30−35 лет жизни, в результате было создано около 60 тысяч бейтов (двустиший). Поэмы, вошедшие в «Шахнаме», пользовались сразу, с момента их появления, огромной популярностью.
Изучая эпос, предания, мифы, легенды народов Средней Азии, Фирдоуси решил в эпическом полотне как бы сконцентрировать 4000-летнюю историю народа, его культуру. Эпопею условно принято делить на три части: мифическую, героическую, историческую.
В первой части использованы в переработанном виде древние мифы, во вторую часть включены сказания о богатырях, третья посвящена хронике событий. Как писал Гёте:
Фирдоуси предпринял изложение всех общественных и государственных событий прошлого, легендарных и исторических.
Хотя эпопея носит название «Шахнаме — Книга царей» и композиционно делится на 50 так называемых царствований («падишахи»), основной ее идеей является возвеличивание любимой родины, силы и мощи простого народа, его настоящих героев. Вся эпопея пронизана симпатией к людям труда, и в первую очередь — к крестьянам.
Эти симпатии и гуманизм Фирдоуси особенно ярко выражены в лирических отступлениях, прославляющих человека, его разум, храбрость, честность. В эпопее звучит протест против деспотизма, гнета и несправедливых войн. Фирдоуси призывает правителей заботиться о простых людях, не облагать их непосильными податями при стихийных бедствиях, защищать от произвола чиновников.
Утопическая идея справедливого, мудрого, миролюбивого владыки становится краеугольным камнем социально-этической концепции Фирдоуси. Вековые мечты народа о мудром правителе находят свое отражение в образах справедливых царей, отдающих жизнь за свободу родины, в образах народных героев, сильных, верных, мужественных, готовых на подвиг во имя родины, друга или любимой.
Одним из лучших произведений Фирдоуси считается поэма «Рустам и Сухраб», также входящая в «Шахнаме».
Но мук любви не скроешь от людей —
Их слезы выдадут волне морей.Кто б ни был любящий — душевной боли
Не утаит он — выдаст поневоле.
Великий поэт, закончив «Шахнаме», преподнес свой многолетний труд правящему в то время султану Махмуду Газневидскому. Но правитель отрицательно отнесся к эпопее, содержание которой противоречило его деспотической политике. За огромный труд поэт не только не получил вознаграждения, но и подвергся преследованиям, и ему пришлось бежать из родной страны. По преданию, Фирдоуси выступил с обличительной сатирой на султана Махмуда.
Все свершится, как предрешено,
Что от рожденья нам судьбой дано.Под крыльями судьбины роковыми
И зрячие становятся слепыми.
Глубина мысли, простота языка, реалистические способы изображения событий и героев, удивительная афористичность многих бейтов делает «Шахнаме» поистине народным произведением. Поэт затрагивает в эпопее философские и социальные проблемы, воссоздает судьбу народа, его героев.
Никто не вечен. Хоть живи сто лет,
Всяк осужден покинуть этот свет. И будь то воин или шах Ирана,
Мы — дичь неисследимого аркана.Наступит время, всех нас уведут
На некий Страшный, на безвестный суд. Длинна иль коротка дорога наша —
Для всех равно — дана нам смерти чаша. Как поразмыслить, то сейчас навзрыд
Оплакать всех живущих надлежит!
Эпопея «Шахнаме» вошла в сокровищницу мировой литературы, бессмертные строки Фирдоуси и поныне звучат на языках многих народов мира.
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!