Но была еще одна причина, о которой долгое время старались не вспоминать: генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович пользовался большим авторитетом среди рабочих, городской бедноты и солдат московского гарнизона. По сути, он оказался конкурентом революционеров, причем конкурентом деятельным, так как его нововведения в Москве, проводимые силой власти, оказались во многом созвучны программным требованиям эсеров. Это в немалой степени и послужило причиной яростной охоты террористов за великим князем.
Стоит отметить, что Сергей Александрович был человеком неординарным, это подтверждают и мнения о нем современников, ведь они были диаметрально противоположными. Даже его политические противники видели, казалось бы, двух разных людей. Князь-анархист Кропоткин считал, что «Великий князь Сергей Александрович прославился пороками», а государственник Витте отмечал, что «Великий князь Сергей Александрович, по существу, был весьма благородный и честный человек». Каким же был на самом деле Сергей Александрович, оставивший заметный след в истории не только Москвы, но и русской культуры?
Сергей Александрович Романов родился 29 апреля 1857 г., став седьмым ребенком в семье Александра II, но первым порфирородным (рожденным после воцарения отца). Имя ему родители выбрали в честь святого Сергия Радонежского. Воспитанием мальчика занимались дочь великого поэта
Сергей Александрович получил прекрасное образование, хотя его, как и всех великих князей, с детства готовили к военной службе. Военная карьера Сергея Александровича началась с участия в Русско-турецкой войне 1877−78 годов, на которой он прошел боевое крещение и заслужил орден святого Георгия 4-й степени. В 1882 году великий князь получил в командование батальон в лейб-гвардии Преображенском полку, а с 1887 года, в чине генерал-майора, возглавил этот старейший полк российской армии.
К службе, не в пример некоторым своим родственникам, он относился весьма серьезно. В начале командирской карьеры он писал кузену, известному поэту и переводчику великому князю Константину Константиновичу: «Я вполне доволен своей судьбой. Моя жизнь — батальон, мой интерес — роты, мой мир — казарма, мой горизонт — Миллионная» (на Миллионной улице располагались полковые казармы). Этим по-юношески восторженным высказыванием великого князя впоследствии воспользовались недоброжелатели, отзываясь о нем как об ограниченном солдафоне, стремившемся к наведению в России казарменных порядков.
Деятельность Сергея Александровича на посту генерал-губернатора Москвы, который в 1891 году поручил ему Александр III, свидетельствует, что солдафоном он не стал, хотя и был приверженцем жесткой власти, но власти справедливой, искренне заботящейся о благополучии подданных.
С одной стороны, на этом посту Сергей Александрович показал себя и убежденным приверженцем монархии и последовательным консерватором (другого ожидать от члена императорской фамилии было бы странно). Он категорически отвергал все попытки пересмотреть незыблемость самодержавия в России, был противником либерализма в политике. С другой стороны, он стремился улучшить жизнь рабочих, и даже подключил к этому московскую полицию. В Москве были созданы реально действующие организации взаимопомощи рабочих и, говоря современным языком, система реализации их жалоб и предложений. Если законные требования рабочих не выполнялись работодателями, то рабочие направляли петиции московской власти, и к их разрешению подключалась полиция под руководством
Об отношении рабочих к губернатору свидетельствует любопытный факт. В феврале 1902 года, когда отмечалась годовщина отмены крепостного права, Сергей Александрович организовали 50-тысячную рабочую демонстрацию, прошедшую по улицам Москвы, чтобы возложить венки и цветы к памятнику царю-освободителю Александру II. Причем административный ресурс при этом не задействовался, рабочих на демонстрацию никто не загонял. Революционерам тогда подобное было просто не по силам.
Большое внимание градоначальник уделял развитию в Москве благотворительности и попечительства, заботе об обездоленных. В 1892 г., вскоре после вступления в должность, в резиденции генерал-губернатора (ныне — Государственный центральный музей современной истории России) стараниями Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны было создано Елизаветинское общество попечения о детях. В считанные дни комитеты общества (всего их было 220) стали работать во всех регионах Москвы. Открылось значительное количество яслей и детских приютов, на поддержание которых супруги тратили значительные суммы.
Не только государственная и общественная, но и просветительская и культурная деятельность великого князя Сергея Александровича были многогранны и не ограничивались Москвой и Россией. Сергей Александрович всегда проявлял неподдельный интерес к прошлому России, был почетным председателем Исторического музея, участвовал в работе Московского Археологического общества, постоянно общался и прислушивался к советам видных археологов и историков: графа
Будучи человеком глубоко религиозным, Сергей Александрович после гибели отца в 1881 году совершил паломничество на Святую Землю. Узнав о бедственном положении русских паломников в Палестине, он в 1882 году основал Православное Палестинское общество. Благодаря помощи общества святые места Палестины смогли посещать тысячи верующих из России.
Стоит отметить, что у великого князя не было особо теплых отношений с племянником — императором Николаем II. Сергей Александрович считал, что монарх не отличается сильной политической волей и твердым характером. Племянник отвечал дяде «взаимностью». Поэтому министру финансов Витте, действовавшему в интересах московских фабрикантов, удалось добиться удаления из Москвы Зубатова, что привело к свертыванию деятельности рабочих организаций. Вскоре и Сергей Александрович вынужден был уйти в отставку. С 1 января 1905 года он лишился поста генерал-губернатора, но оставался командующим Московским военным округом.
В этот период на великого князя Сергея Александровича развернулась настоящая охота. Он знал, что на него готовится покушение, но единственное, что предпринял, перестал брать с собой адъютанта и приказывал сопровождающим держаться подальше от его кареты, чтобы меньше пострадать в случае взрыва. И взрыв прогремел, 4 февраля великий князь погиб, убитый террористом Иваном Каляевым. Похоронили Сергея Александровича 10 февраля 1905 года в усыпальнице Чудова монастыря.
Долгие годы о генерал-губернаторе Москвы Сергее Александровиче практически не вспоминали. Но время все расставляет по своим местам. В последнее время значительно возрос интерес к его личности, а в 2007 году в столице в Государственном историческом музее прошла крупная выставка «Свет предназначения», посвященная жизни и разноплановой деятельности великого князя Сергея Александровича Романова.
Спасибо, коллеги.
0 Ответить
Статья интересная, но вот насчет самой личности Великого князя мнения могут быть разные.Я только что перечитала книгу "Азеф" Романа Гуля, там как раз все о террористах-эсерах, и подробно рассказано об убийстве С.А. , которое готовили Б. Савинков и Азеф. И приводятся цитаты из европейских газет того времени с оценкой самого события и личности Великого князя.Вот приведу кусочек цитаты из английской газеты "Дейли телеграф": "...Сергей был унесен в один момент одной из тех фатальных бомб, которые русские конспираторы умеют так хорошо готовить и так хорошо бросать. Вы не можете безнаказанно доводить народ до бешенства или отрицать за ним элементарные права свободных граждан, не вызывая тем тираноубийства. Сергей был тиран в старом смысле этого слова, каких история и трагедии рисуют в самых мрачных красках." И в других газетах так же подчеркивается тиранизм. Вот еще из немецкой "Ди цайт": "...Кто играет в истории такую кровавую роль, как Сергей, всегда должен быть готов к кровавому концу. Царизм не должен удивляться, что его катастрофы не вызывают ни в ком сочувствия."
0 Ответить
Интересная судьба. Снимок князя с супругой очень романтичен.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза,
!
Во, забавно - раньше толковых и честных градоначальников терроризировали, а сегодня градоначальников-ворюг и вымогателей награждают или, в худшем случае, переводят на чуть менее хлебную должность. Понятия чести и достоинства становятся некими реликтами прошлого.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну, был он личностью очень неоднозначной. И современникам представал по-разному. Некоторые после его гибели не очень остроумно шутили, что С.А. впервые в жизни пораскинул мозгами. Б.Акунин в серии про Фандорина ("Статский советник") нарисовал портрет совсем не сахарный, такой, каким видели великого князя люди, придерживающиеся иных взглядов на пути России, при этом совсем не революционеры. И таких людей в России было достаточно много, вся будущая партия кадетов.
0 Ответить