Но ведь любому дельцу понятно, что эта южноазиатская страна — великолепный рынок для высокотехнологичных товаров. Миллионы молодых людей жаждут жить «не хуже, чем в Америке». Надо только сделать технику максимально доступной по цене…
Так рассуждали производители мобильных телефонов, объявляя конкурсы на проекты самых дешевых «трубок» (китайцы, говорят, сделали телефон стоимостью один доллар). Подобная мысль посетила и руководство фирмы Tata Motors, которая в 2008 году представила самый дешевый в мире автомобиль — Tata Nano. Его цена составляет всего две с половиной тысячи долларов! Вполне возможно, что Nano станет самым массовым автомобилем в Индии. Что же это за фирма, которая сумела первой в XXI веке реализовать проект «народного автомобиля», опередив ведущие мировые бренды?
Вообще-то, Tata Motors — это не самостоятельная компания, а часть большого индийского концерна под названием Tata Group. В него входят и сталелитейное предприятие, и чайная фирма, и многие другие производства. Основан этот промышленный гигант был еще в XIX веке и принадлежит семейству Тата.
Транспортные средства компания начала производить сразу после Второй мировой войны. Братья Тата, предвидя быстрое развитие железных дорог в Индии, основали предприятие, выпускавшее локомотивы. Расчет оказался верным: поезда и сегодня являются самым популярным у индусов видом транспорта.
В середине пятидесятых Tata занялась производством грузовиков. Начали с копирования тяжелых Daimler-ов, они шли, в основном, на экспорт. Немного позже стали выпускать и среднетоннажные машины, которые покорили внутренний рынок. Сегодня большая часть коммерческого автотранспорта Индии производится именно на заводах Tata. Более того, компания входит в число десяти крупнейших мировых производителей тяжелых грузовиков!
Новейшая история компании связана с именем Ратана Тата, который возглавил Tata Group в 1991 году. В это время концерн представлял собой некое подобие старой азиатской империи, в которой главы отдельных подразделений весьма неохотно подчинялись высшему руководству. Ратан Тата решил, что так больше продолжаться не может, и стал проводить весьма радикальные реформы. Он укрепил, как теперь говорят, «вертикаль власти» и избавился от нескольких неэффективных предприятий. Кроме того, именно Ратаном было принято судьбоносное для компании решение — выйти на рынок легковых автомобилей.
Ставка была сделана не на «отверточную» сборку западных или японских машин, а на выпуск своих моделей. Первые же изделия Tata — авто с патриотичными названиями Indica и Indigo — имели огромный успех в стране и даже продавались в Европе. Следует отметить, что в Индии существуют очень жесткие требования к экологичности двигателей, поэтому с продажами машин в западных странах проблем не возникает.
Руководство Tata решило не останавливаться на достигнутом и прилагает большие усилия, чтобы вывести свой брэнд на мировой уровень. Причем весьма успешно. Прибыли, полученные от продаж первых легковушек, позволили индийскому автопроизводителю купить производство грузовиков Daewoo. Компания без устали создает все новые и новые совместные предприятия — с Fiat, с бразильской Marcopolo, с иранской Kerman Khodro… Благодаря такой активности, Tata завоевывает автомобильные рынки по всему миру. Ее сборочные линии появились и в России, в частности, на заводах в Нижнем Новгороде и Волгограде. А недавно была заключена сделка с Ford по приобретению сразу двух знаменитых марок — Jaguar и Land Rover!
Но по-настоящему громкая слава к фирме пришла после показа на автосалоне 2008 года в Женеве сверхдешевого Tata Nano. О нем написали, наверное, все существующие автожурналы и автосайты. Отзывы были, в основном, иронические — вон какую яркую жестянку индусы привезли. Но факт остается фактом — спрос на новую машину превзошел все ожидания. А ведь о своем желании сделать массовый автомобиль заявляли и Nissan, и Toyota, и многие другие известные производители. Но неуверенность в успехе не позволила им довести дело до конца (пока, по крайней мере), и индийцы оказались первыми.
Развитие Tata напоминает мощную поступь слона, прокладывающего себе путь в джунглях. Сразу видно, что компании всегда везло на дальновидных и решительных руководителей. Одним из них был Шуманд Мулгаокар, которого называют творцом Tata Motors. О своем принципе управления фирмой он говорил так: «Рассчитывай на наилучший результат, требуй его от подчиненных, иди к нему неотступно, и ты его получишь».
А вот нам с вами остается только позавидовать индусам. Отечественный автопром о таких головокружительных успехах может только мечтать. Некоторые горячие головы даже предлагают закрыть все предприятия отрасли, поскольку «мы не умеем делать автомобили». А может, стоит поучиться у индусов? Ведь они умеют…
Я так понимаю, что Tata Motors не единственный успешный индийский автопроизводитель. Как-то у нас проскочила инфа о том, что Горьковский автозавод уже приступает к сборке и продажам внедорожника Marshal, разработанного индийской компанией Mahindra&Mahindra.
Самого внедорожника я пока не видел. Но факт, как мне кажется, не только интересный, но и показательный. Похоже, что автопром Индии - уже впереди нас, если мы активно ищем пути и варианты сотрудничества с ним...
0 Ответить
Константин Кучер, Кайлаш Чандра Махиндра - основатель крупнейшего в Индии концерна по производству тракторов и другой сельхозтехники. Причём бизнес начал в трудные времена, когда в Индии запретили импорт практически всех товаров. Тогда Махиндра перевёз в Индию линию по производству американских Джипов, торговлю, а затем отвёрточную сборку которых он до этого успешно осуществлял. До последнего времени его машины представляли собой вариации на тему Джипа CJ5. Махиндра Армада выпускается с 50-х годов, этот многоместный вариант Джипа широко используется как маршрутное такси и экскурсионный транспорт. Ну и модернизированные версии - это тот же Джип с другими моторами и пластиковой маской на передке.
0 Ответить
Спасибо, Денис, за такую подробную информацию. А О ГАЗе-то ничего не слышали? Будут ли они заниматься этим внедорожником? А то что-то после небольшой заметки, что как-то года 2-3 тому прошла в "За рулём" - ти-ши-на...
0 Ответить
Константин Кучер, о ГАЗе информации море, но проверенной - крайне мало. Да и вообще с начала 90-х слышно столько всего о проектах в нашем автопроме, что не знаешь, чему верить. И сейчас, например, сообщали, что УАЗ переходит на сборку итальянских машин Бремак - они у нас мало известны, а вообще техника очень серьёзная, выпускается в первую очередь для армии и профессионалов, но опять же кто знает, будет ли из этого какой-то толк, в смысле приживётся ли эта идея на русской земле.
0 Ответить
Действительно, Денис, уж чего-чего, а проектов у нас нынче -море. А вот чему верить и приживётся ли что - тут, к сожалению, больше вопросов, чем ответов...
0 Ответить
Константин Кучер, вот пожалуйста - УАЗ выпустил новую модель для армии. А нового в ней - турбодизель и другая КПП (кстати, импортируемая из Кореи). Кузов с брезентовым тентом - всё тот же, выпускаемый с 1972 года. Хотя полностью новую модель для армии они разработали в конце 70-х вместе с амфибией на её агрегатах, гражданскую - в начале 90-х, новый фургон на смену 452-й модели - с 1996 года возят по выставкам прототипы. Кста, и РАФ разработал новый микроавтобус ещё в 1993 году, до конца 90-х его возили по выставкам. ГАЗ в 1995 году показал пикап Атаман в американском стиле, в вариантах со своими и импортными агрегатами, даже в исполнении с V8 и АКПП от Чайки. В Калининграде одно время собирали внедорожник Азия Ретона, серийный выпуск которого на тот момент не начался ещё в самой Корее. Автокам собирался начать сборку английских Рейнджеров на агрегатах Москвича. В Шуе разработали "фермерский" автомобиль Кентавр. Ещё из разряда чисто сельского транспорта - Кузя, Кинешма, Мишка, Дозор. Но как-то всё это глохло быстро и незаметно.
0 Ответить
Спасибо, Денис. Очень интересная информация.
"...английских Рейнджеров на агрегатах Москвича". Хотел бы я посмотреть на того Рейнджера...
0 Ответить
Константин Кучер, так это кит-кар. Машинка с пластмассовым кузовом, стилизованная под внедорожник, но с приводом только на один мост и вообще базирующаяся на агрегатах обычной легковушки. Сами англичане вообще использовали для них подержанные агрегаты - снятые с ихних малолитражек 70-х годов. Кузова этих машин быстро съедала ржавчина, а агрегаты оставались в ещё более-менее живом виде. Кста, коррозия не щадила даже Бентли и Ягуары, в 80-е годы их начинку стали использовать для репликаров в стиле довоенных гоночных авто.
0 Ответить
Денис Леонтьев, я всё хочу докопаться до достоверной инфы о военно-санитарном ЗАЗе,якобы выпускавшемся ещё в Союзе.Он имел руль по середине,а по бокам места для 2-х носилок. Вас тут называют эрудитом по авточасти, поэтому я и обращаюсь.На месте индусов я сделал бы и вариант ТАТА по схеме тандем,он мог бы быть ещё дешевле. К сожалению,Илья не привёл основных ТТД Тата. Видно,что авто на 4-ре персоны со стеснёнными удобствами.Кондер, наверное, он имеет(в Индии жарко). Я давно ратую за авто для повседневных поездок на двоих по схеме тандем с мини-расходом топлива и удобствами на уровне Тата. Сейчас обдумываю кар для инвалидов в магазине с ручным приводом и одним (5-м!) ведущим колесом по середине заднего моста(для упрощения).Сообщаю о своих планах, чтоб мобилизоваться на подвиг в личном плане.
0 Ответить
Ну, Денис... В части авто-мото Вы просто энциклопедия... Я просто в натуре представил Ягуар под капотом Трабанта...
0 Ответить
Константин Кучер, в романе "Что сказал покойник" польские спецслужбы используют уникальное транспортное средство - малолитражку Сирена Варшавского завода с мотором от Ягуара и подвеской от Фольксвагена. У нас на "Гонках на выживание" выступали Запорожцы с моторами от Мерседеса и Тоёты. Некий умелец в Тольятти построил машину с кузовом 965-го на агрегатах различных моделей ВАЗ, мотор установил "трёшечный", сместив его в базу. Эдуард Ройтман построил машину с дизайном, стилизованным также под Запорожец, оснащённую двумя моторами Ямаха суммарной мощностью 300 сил. Был полноприводный Запорожец с турбонаддувом, известный как Bagheera. На шасси БМВ М5 классической компоновки установили кузов ЗАЗ-968. Есть также переднемоторные Жуки с очень мощными моторами, Жуки с американскими V8, швейцарская фирма Альбар ставит на Жук мотор Рено, тот же, что ставился на Москвич-Святогор. Жуки для кросса получают форсированные моторы, предназначенные для установки на Порше 912. Также малолитражки становились основой для ширко известных гоночных машин - так, Джон Купер, основатель знаменитой формульной команды, полностью раскрыл потенциал Мини, Жан Редэль строил машины Альпин на базе Рено, Фиаты превращались в болиды для ЛеМана в руках Карло Абарта.
0 Ответить
Когда в Швеции фирма Вольво снимала с производства 200-ю серию, то писали в какой-то газете, что её производство передадут на какой-то завод под Питером. Вообще у нас всегда надеялись, что станут выпускать какую-то хорошую и доступную машину. Например, ещё когда Волгу в 50-е готовили к производству, то заранее о ней ходила масса слухов, особенно всех поражало то, что она будет выглядеть в точности как американская машина, не все даже в это верили.
0 Ответить
спасибо за фотографии.
Но основная идея статьи состояла в том, чтобы показать, как стремительно страны 3го мира отхватывают кусочки мирового рынка (не только авто).
0 Ответить
Илья Никольский, кста, в журнале "Эхо планеты" ещё в 91-м заглавная статья была посвящена этому концерну, там было и об отеле "Тадж-Махал", и о влиянии концерна на экономику Индии.
А фото, кста, сделал в Индии мой дядя.
0 Ответить
Вообще они всё больше Мерседес берут за основу.
0 Ответить
Ещё эта фирма имеет большую долю на внутреннем рынке грузовиков. И в России её грузовики уже достаточно популярны.
0 Ответить
Под маркой TATA выпускаются вот такие сельские машины.
0 Ответить