• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Деревенская любовь Бастьен-Лепажа. Как увидел её художник?

Деревня. Осень. Все выглядит мрачновато. В центре полотна — белое пятно рубашки. Молодой человек пришел на свидание.

Я не думаю, что это была заранее назначенная встреча: световой день еще не кончился, а сельскую работу — до ночи не переделать. Скорее всего, это было как бы случайно: он увидел ее и поспешил (может быть, и не очень поспешил) остановить ее и поболтать. Не исключено, что она постоянно в это время ходит по этой дорожке. О чем разговор? Попробуйте догадаться: на его лице полуулыбка, слегка загадочная.

А что же девушка? Она дурнушка (как я представляю), поэтому художник изобразил ее со спины. Мало того, она еще и слегка горбатая (посмотрите на ее согнутую спину). Эти жидкие косички, ноги одна за другой… В ней какая-то неуверенность, сомнение в том, что такой юноша (отметим, достаточно симпатичный) всерьез ей заинтересован. Она крутит в руках ромашку. С одной стороны, это может быть его подношение, его знак внимания. С другой — ромашка в живописи является символом невинности. Можно предположить, что он ее склоняет к тайному свиданию где-нибудь на сеновале. А она еще колеблется (мешает невинность?).

Не надо быть очень наблюдательным, чтобы увидеть детали этой картины. Почему-то в глаза бросается не выражение лица юноши (а уж тем более не выражение спины девушки), а его фартук. Это какая-то спецодежда, назначение которой — предохранить от грязи штаны. Именно из этого следует, что юноша работает в коровнике. Почему именно в коровнике, а не в конюшне? Потому что в коровнике — грязнее, требуется нечто специфическое для защиты от жидкого коровьего навоза.

Вообще, художник (может быть, сам того не желая) отобразил крайнюю бедность. Забор сгнил, весь в дырах, на заднем плане какие-то развалюхи. Детали если и не выписаны очень тщательно, то дают довольно подробную картинку: это и белая рубашка с широченными рукавами (почему-то на скотном дворе), и порванный местами фартук героя картины, и какие-то ботинки с высокими голенищами. На ее ногах нечто вроде туфель, белые носочки (очень может быть, что носки в те времена были только белые, что тоже интересно). Вот про свитер на девушке ничего толкового сказать невозможно: не то это джерси, не то это хлопковый трикотаж. Но уж никак не шитое из полотна одеяние. На спине девушки просматривается горизонтальная полоса — под свитерочком надета сорочка (бюстгальтеров в те времена еще не было)!

Есть еще одна вещь — шаль, которую девушка повесила на забор. Стало быть, прохладно. А отчего шаль оказалась на заборе? Видимо, разговоры с юношей изрядно ее разгорячили.

Эти детали важны с точки зрения истории костюма и быта. И обратите внимание на то, как заплетены косички: они списаны с натуры. И если сегодня мы точно знаем, как заплетали косички крестьянки Франции в середине 19 века — это только благодаря Бастьен-Лепажу!

Возможно, в своей картине художник хотел уйти от классических пасторальных сцен: пастух и пастушка на фоне выдуманных красивых пейзажей. Или, скажем, как у Антуана Ватто, где дамы и кавалеры на природе изображают свидания («Затруднительное предложение»). Но, видимо, полностью погрузиться в деревенскую действительность он не смог, поэтому в его картине есть детали, далекие от натуры.

Кроме того, художник намеренно или случайно исказил световую гамму (не цветовую, а световую): посмотрите, как освещена рубашка и лицо молодого человека. Такое ощущение, что свет падает на него со всех сторон. Еше одна деталь: отсвет на брюках. По законам оптики ему неоткуда взяться (если только в кустах нет зеркала). И художник «подсветил» места, которые в действительности оставались темными. Такой прием позволил ему сделать картину не очень мрачной. Это нельзя считать таким уж большим недостатком, но эффект натуры как бы разрушен.

Вот это последнее подводит к возможности еще одного варианта происхождения картины: художнику очень понравился молодой человек. И он решил его изобразить в рабочем одеянии, как есть. Но потом, видимо, решил, что для скотника портрет — слишком много чести. И подрисовал к нему девушку и пейзаж. Вот и получилась жанровая сцена, которая сегодня носит название «Деревенская любовь». (Очень может быть, что это — сцена из пережитого самим художником, хотя портретное сходство отсутствует.)

Почему Жюль Бастьен-Лепаж назвал свою картину именно так: «Деревенская любовь»? И вообще, он ли автор этого названия? Можно ли сказать, что картина изображает любовь? Скорее, название можно трактовать как ироническое, не серьезное. Точнее было бы, возможно, «Свидание у забора» или «Встреча на задворках». Но это не имеет существенного значения.

Впечатление от картины позитивное — ее хочется рассматривать, хочется прочитать мысли и девушки, и юноши. Картина зафиксировала будний день молодых людей, вероятно — не самый худший в их жизни.

Статья опубликована в выпуске 25.10.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень... очень своеобразное понимание изобразительного искусства. особенно графических приемов: Кроме того, художник намеренно или случайно исказил световую гамму (не цветовую, а световую): посмотрите, как освещена рубашка и лицо молодого человека. Такое ощущение, что свет падает на него со всех сторон. Еше одна деталь: отсвет на брюках. По законам оптики ему неоткуда взяться (если только в кустах нет зеркала). И художник «подсветил» места, которые в действительности оставались темными. Такой прием позволил ему сделать картину не очень мрачной.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, спасибо за комментарий и оценку!

      • Скорее, название можно трактовать как ироническое, не серьезное. Точнее было бы, скажем, «Свидание у забора» или «Встреча на задворках». Но это не имеет существенного значения

        Нет.

        Название - ОЧЕНЬ точное.

        И это имеет важное значение.

        Оценка статьи: 4

        • Сергей В. Воробьев, да, конечно!

          • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 25 октября 2009 в 09:49 отредактирован 25 октября 2009 в 11:31 Сообщить модератору

            Борис, надо же, какое своеобразное у Вас вИдение картины... Сам Бастьен-Лепаж, полагаю, вряд ли согласился бы с Вами - он, по воспоминаниям его брата, задумывал эту картину как "целомудренное выражение нежности зарождающейся любви", свежей и здоровой, в отличие от изломанных чувств "городского" француза.
            И Борисов-Мусатов, и Башкирцева оценивали эту картину так же - целомудренно-совершенной.
            А что касается освещения - с ним-то все в порядке, никаких искажений - типичный сумеречный европейский свет переходных сезонов, с так называемым "неконкретным источником" - с проблемой его передачи так хорошо справлялся Милле, последователем и почитателем которого и был Бастьен-Лепаж. И насчет белой рубашки - не было в те времена иных-то в деревнях, особенно среди бедноты. Небеленое полотно - самое дешевое.
            Пардон за подробный коммент - но просто это одна из моих любимых картин любимого же художника в любимом музее.

            Оценка статьи: 5

            • Mаша Романофф, прежде всего, спасибо за такой подробный комментарий.

              С другой стороны, есть некоторая двойственность в подходе самого художника к картине: ""целомудренное выражение нежности зарождающейся любви", свежей и здоровой, в отличие от изломанных чувств "городского" француза." Автор знал только изломанные чувства городского француза. И ему хотелось показать нечто отличное от хорошо ему известного. По тем скудным данным, которые приведены в его биографии, очень трудно составить представление о его юности, в частности, о его школьных годах. Сразу начинается учеба в Париже. Очень может быть, что зарисовка - его идеал, но уж никак не отражение действительности.

              Кроме того, есть литературные источники, описывающие крестьянские нравы того времени. Правда, и они принадлежат перу городских французов: Дени Дидро "Жак-фаталист и его хозяин" и Ромен Роллан "Кола Брюньон". При такой неопределенности очень трудно вести доказательный спор.

              Так что каждый из нас останется при своем! "И это хорошо, и это правильно!" (М.С.Горбачев, Из нетленного)

              • Борис, вот и славно. "И я за плюрализьм". Злые языки в кулуарах, правда, утверждают, что Бастьен-Лепаж хорошо деревенскую жизнь знал, по причине того, что жил частенько в деревне, но они - евоны современники, сами умерли давно, как им верить... Пять Вам за альтернативный взгляд на предмет.

                Оценка статьи: 5