Уютный домашний мир, забота и любовь, устоявшийся быт, чубук, халат, камин, добрая жена, дети, вкусный ужин, романтика «маленького мира», удобство и приятность повседневных мелочей…
Неужели это — об одном и том же? Да, об одном. А именно — об удивительном стиле и даже, скорее, образе мышления и жизни, имя которому — бидермайер, или, в русской транскрипции, бидермейер. Вторая треть 19 века, даже чуть раньше, период относительного благополучия после потрясений начала столетия, источник немецкой ностальгии века двадцать первого…
Стиль этот, столь быстро утвердившийся в Австрии и Германии и в искусстве, и в быту, поначалу даже не имел названия и как стиль современниками не осознавался. Название появилось лишь «на излете» и было составлено из двух фамилий героев стихотворений Ф. Шефеля — «Biedermanns Abendgemütlichkeit» (Вечерний уют Бидерманна) и «Bummelmeiers Klage» (Жалоба Буммельмейера).
Симбиоз этих двух фамилий послужил псевдонимом Л. Айсброду, выступившему со стихами «Biedermeiers Liederlust» — сатирическим циклом, высмеивавшим ограниченность, предсказуемость и скуку обывательского мирка.
Бидермейер, несправедливо именовавшийся прежде «немецким закатом», не дал ни великих, ни сколько-нибудь известных мировых имен. Вершины творчества и озарений ему незнакомы, он, сам того не ведая, примирил классицизм и романтизм и успокоил их в маленьком, уютном, общедоступном мире обычного человека.
Стиль этот частенько упрекают в духовной ограниченности и усредненности. Но, входя в его интерьеры, чувствуешь себя тепло и защищенно, все пронизано любовью к предмету, к «вещной», удобной стороне жизни, способностью и готовностью наслаждаться покоем и уютом.
Миниатюрные столики, ломберные столы с подсвечниками в чехлах, вышитых бисером, скатерти с тяжелой бахромой, буфеты, дамские бюро, очень мало «воздуха» в жилом пространстве. Картины с тщательно выписанными деталями интерьеров, акцент на мелких предметах — шкатулочки, коробочки, шторы, подушки с кистями, тарелки, графины — все это роднит бидермейер с голландской живописью 17 века. Парадный портрет уступает место натуралистичности: вот он, человек, со всеми его несовершенствами — с бородавками, косоглазием, такой, какой есть.
Одна из известных картин
Никакого бурного, тем более, гражданского, действия, столь присущего романтизму, бидермейер не предполагает. Скульптура — вообще «не конек» бидермейера, и ничего значительного в этой области он нам не оставляет. Другое дело — фарфоровые скульптурки и статуэтки, гравированное стекло, бокалы с фрагментами «стихов на память»: это могут быть как строки Гете, так и незатейливое «Люби меня, как я люблю тебя, шецхен». Сентиментальность подарков и надписей на них, трогательных и часто простоватых — вот выражение чувств немецкого бидермейера.
Если слегка утрировать, то выразителем идеалов бидермейера в русской культуре мог бы служить Козьма Прутков. Но так называемый «русский бидермейер» — это тема отдельная.
Стиль этот, пронизывавший жизнь тогдашнего немца и выросший из самой этой жизни, породил удивительный феномен — подробнейшие ежедневные, иногда ежечасные, с указанием времени, дневниковые записи и мемуары, которыми увлекались все слои общества от мала до велика. И остался не только в предметно-вещном мире, но и — очень детально — в записках современников. Поэтому, читая эти записки, легко представить себе этих людей в этих интерьерах, и картинка получается живая и стереоскопичная.
Дамское рукоделие — особая страница стиля бидермейер. В это время все дамы вышивают. Ценность вышивок велика, как материальная, так и нематериальная. Вышивают бисером и шерстью, вышивают чехлы для чубуков и зубочисток, портфельчики, табачницы, кисеты. Мужчина, получая от дамы в подарок вышитый бисером кисет, мог быть уверен в ее дружеских, а часто и нежных чувствах к нему.
В середине 19 века бидермейер как художественный стиль окончился. В воздухе витали идеи импрессионизма и реализма, и поэтому молодые художники оставляли уютную нишу бидермейера почти без сожалений. А для обывателя, обычного человека, стиль этот являлся образом жизни и поэтому в быту и интерьерах просуществовал еще долго, постепенно уступая место немецкому модерну, «Югендштилю».
Теперешняя Германия глубоко чтит свой бидермейер, не позволяя называть его «мещанством и обывательщиной». На ценностях бидермейера основана немецкая семейная и бытовая культура, она же была источником его возникновения. Само явление оказалось гораздо шире, чем предполагалось вначале, и в культуре каждой европейской страны в середине 19 века мы найдем отголоски немецкого бидермейера.
Может, вернемся хоть ненадолго в этот уютный мир вечных семейных ценностей, предсказуемости, спокойной и осмысленной деятельности, в которой есть место и отдыху, и созерцанию? Как нам сейчас не хватает бидермейера…
Редкое удовольствие от прочтения совершенно блестящего текста !
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алина Еремеева, спасибо. Вот про Югендстиль надо бы тоже написать, да вот все как-то суета затягивает.
0 Ответить
Mаша Романофф, какой тёплый интерьер цветочки, вышивки, кошечки, уютно то как!
Но думаю дело не в шкатулках или прочих деталях, а втом, с какими мыслями всё это создавалось. Ведь вышивали-украшали и до этого периода, и после. Но наверное только в подобных домах тепло. Потому что от всего сердца. С душой сделано. Воздуха маловато, но в целом, так мило
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дорогие читатели и коллеги, спасибо всем за теплые отзывы. Сейчас в Москве, в Музее изобразительных искусств им.Пушкина проходит интереснейшая выставка, посвященная бидермейеру.
0 Ответить
Теперь я знаю как будет выглядеть мой будущий дом! После перипетий и катаклизмов жизненных начинаешь ценить гераньки,скатерки и салфеточки.Спасибо Вам,Мария, огромное за статью важную и нужную( мне,например).
0 Ответить
Mаша Романофф, "Бедный поэт". Carl Spitzweg:
0 Ответить
А я люблю и уют и рукоделие - маленький домашний мирок, в который ты возвращаешься после рабочего дня. Что в этом плохого.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лилия, в этом - ничего плохого. Только хорошее. Или очень хорошее.
0 Ответить
Mашечка, какая ж умница, до чего талантлива, просто улыбкой расплываюсь до самых ушей Спасибо за доставленное удовольствие
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валюша, спасибо. Большое-большое. Тронута очень.
0 Ответить
Mаша, очень интересно! У меня, представление о бидермейере было, как у Вячеслава. Да, оно у нас из российских "интерьерных журналов" , скорее всего.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Таня, а вот это верно. А интерьер бидермайера, да как и любого стиля - это ведь воплощение философии. Тут, если ошибиться в воссоздании, получишь "путаницу Гоголя с Гегелем".
0 Ответить
Молодцы немцы, что чтят свое.
Название очень хорошее.
И про русский вариант было бы интересно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, спасибо. Про русский бидермейер - что-то слишком много получается, сокращаю вот.
0 Ответить
Mаша, "герань в окошечке, две белых кошечки"... Фикус и салфеточки... Действительно, хочется иногда вернуться в этот маленький и защищенный мирок, где все катится по предопределенному пути от рождения до смерти... Раздумчиво и без потрясений.
Хорошая статья. А про "русский бидермейер"?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марина, спасибо. Посмотрела недавние статьи ШЖ - и про фикус есть, и про салфеточки... Неспроста все это, ой, неспроста.
А про "русский бидермейер" - в работе пока что.
0 Ответить
Очень хорошая статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо большое, Люба.
0 Ответить
Миниатюрные столики, ломберные столы с подсвечниками в чехлах, вышитых бисером, скатерти с тяжелой бахромой, буфеты, дамские бюро, очень мало "воздуха" в жилом пространстве. Картины с тщательно выписанными деталями интерьеров, акцент на мелких предметах – шкатулочки, коробочки, шторы, подушки с кистями, тарелки, графины – все это роднит бидермейер с голландской живописью 17 века...
... роднит также с моей будущей антикварной лавкой.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Слава, а так оно и есть. Недаром стиль этот так ценим антикварами и востребован на антикварном рынке, кстати.
0 Ответить
Не ошибусь, если предположу, что россиянам осточертело искусство "на крови", да "на страданиях". Плюс ко всему - женское умиротворенное, спокойное счастье... отсюда и предпочтения - стилистика и Hand made.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Бидермейер" - скука обывательского мирка или поэзия домашнего очага?"
Действительно, скука или поэзия? Глядя на это...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Слава, интерьеры на ваших картинках - это более или менее современная, и, увы, не всегда точная стилизация бидермейера. На последней картинке много элементов модерна и много же анахронизмов.
Я приведу примеры, что называется, "правильных интерьеров", но чуть позже.
0 Ответить
Красиво написано... и содержательно. Очень нравятся мне ваши сочинения, Мария! ( Можно, я так буду к Вам обращатся? Маша... как-то язык не поворачивается )
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интерьер в стиле ""Бидермейер"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Слава, спасибо. Я очень тронута
Интерьер на картинке - скорее, стилизация позднего бидермейера.
0 Ответить