В Википедии нагуализм трактуется как «учение, возникшее не так давно, но, тем не менее, с первых дней своего существования поразившее многих своей неординарностью и новизной». В этом источнике можно не без удивления прочитать, что «сам термин возник от слова „нагуаль“, что означает „человек знания“ или „человек пути“. Это учение было передано нам от древних тольтеков, но впервые широкая публика узнала о нем после выхода в свет книг К. Кастанеды. Впоследствии полки книжных магазинов были дополнены работами Т. Абеляра, Ф. Доннера, К. Тиггса, входивших в партию нагваля».
Оставим в покое Карлоса Кастанеду и его дона Хуана, от имени которого автор выдает приобретенные познания. Обратимся лучше к традиционным верованиям, которые существовали задолго до того, и которые действительно особенно отчетливо можно проследить на примере культуры индейцев.
Правда, следует учитывать, что индейцы, точно так же, как любые другие народы, были разными, во многом отличными друг от друга, и это не могло не сказаться на восприятии и трактовке идеи нагуализма. Но основная концепция заключалась в том, что животное как дух-покровитель помогает человеку, что называется, персонально, а тот почитает его, и жизни самого человека с его животным-двойником настолько тесно связаны, что смерть одного влечет за собой кончину другого, точнее, умирание ведущего (покровителя) влечет за собой уход из жизни ведомого (человека).
А вот способы обретения покровителя существенно различались, хоть и непременно были связаны с подготовкой к инициации. Говорю же — у разных индейцев было по-разному. Так, например, в Северной Америке процедура выявления нагуаля могла предусматривать уединение, пост, парную баню, употребление психоделиков
Заполучив эту информацию, кандидат во взрослую жизнь должен был обзавестись частицей покровительствующего животного, то есть, попросту говоря, добыть животное-талисман на охоте, чтобы затем шкуру, зуб, коготь или перья всегда иметь при себе для подтверждения имеющейся связи.
В Центральной Америке достаточно было пойти в лес или к реке, принести в жертву собаку или петуха и призвать к себе покровителя, затем лечь спать и получить во сне соответствующую информацию, а проснувшись, встретиться с живым ее воплощением, удостоверяющим подлинность увиденного и, опять же, подтвердить приобретение, позаимствовав частицу тела обережного животного.
В самом жестком варианте инициируемые подвергались — иначе и не сказать — истязаниям. Их подвешивали за руки, крутили в таком состоянии, избивали. Мотивацией служила цель разжалобить духов, которые из милосердия придут, дабы дать избавителя от мук в виде зверя либо птицы.
Самым легким способом получения покровителя в виде животного-двойника было наследование его от отца. Почитание унаследованного нагуаля, равно как и лично приобретенного, предусматривало вызывание духа-покровителя с ряжением в его шкуру, маску
Но ведь не только у индейцев существовали подобные верования. Многие народы мира, если не сказать, что все, имели сходные понятия. На островах Самоа, в частности, покровителя в животном обличии ребенку давали сразу после рождения вместе с табу на употребление в пищу его мяса. У обских угров душа-двойник человека выступала в виде глухарки, кукушки
Наконец, не наведут ли на раздумья волшебные животные-помощники, встречавшиеся героям русских сказок? Ивана-царевича наставлял Серый волк, Иванушке споспешествовал то Конек-горбунок, то Сивка Бурка, Машеньку выручала Лисичка-сестричка, Емелю одарила щука…
Как ни крути, при всей разнице путей тех или иных народов реперные точки в культуре человечества уж очень схожи. Как в той рекламе: «Мы разные, и все-таки мы вместе». Вместе веселей, не так ли? Так будем вместе!
В книжке "Последний из могикан" был персонаж Нагуа (очень нехороший).
А Иван Охлобыстин как-то сочинил рассказ "Проделки нагваля", где некий подросток проникал в сны Лужкова под видом соблазнительной блондинки и подчинял его себе.
0 Ответить
Валентина Пономарева,
альфа, бета или гамма - это антропологически к людям-крысам или к животным?
Так или иначе - крысиный король страшен, а крысиный король в человечьем обличье отвратителен.
Ну, да зоология с антропологией всё стерпят.
Если такое есть, значит, КОМУ то для этого мира это надо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий, антропологически - к животным. Я с вами согласна, гофмановская сказка про Щелкунчика до сих пор актуальна
0 Ответить
Валентина Пономарева,
Переиначив:
"Если вокруг тебя одни крысы, значит корабль ко дну идти не думает! ".
Умная крыса в стае и крыса-человек, мне представляется, очень разнятся
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий, это сомтря какой у них статус: альфа, бета или гамма. Там очень сильные различия, как расссказывала мне мадам Эльна Александровна Орлова - которая является сильнейшим антропологом на планете
0 Ответить
А вот способы обретения покровителя существенно различались... - очень обрадовался этому обстоятельству, и порадовался за многих - МЫ становимся добрее, не правда ли?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав, да и еще много раз да!
0 Ответить
Интересный подход
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Пономарева,
ПЕРЕИНАЧИВ известное: "Есть люди, в которых живет Бог, есть те - в которых живет дьявол, а в некоторых - только глисты. "
"Есть люди, которых ведет Бог; есть те, покровителем которых - дьявол, а есть люди-крысы." (хотя эту зоологию можно продолжать до бесконечности).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий, крысы настолько интересные существа, что антропологи на них изучают природу человека, причем небезуспешно
0 Ответить
Валюш, а как обстояло дело с родоплеменными духами-покровителями, не личными? Тотемный столб - это ведь символ духа-покровителя целой группы людей?
0 Ответить
Mашенька, тотемизм - очень интересное явление. Сейчас у меня прямо перед компом лежит книга З.П.Соколовой "Животные в религиях", где об этом очень подробно... И мне очень нравится мысль автора о том, что отличительная черта тотемизма от других форм почитания животного заключается в том, что это - родство, объединяющее с этим животным не одного человека, а все племя, а соответствующие обряды и церемонии направлены на то, чтобы преумножить биопопуляцию
0 Ответить
Спасибо. О преумножении биопопуляции посредством тотемизма - интересная мысль.
0 Ответить
А то
0 Ответить
Mаша Романофф, в принципе, никакой личности в племени нет, и потому дух-покровитель должен быть общий. Нет личностей при родовых отношениях, они появляются в период разложения родо-племенного строя. Примерно как у детей поначалу нет обозанчения себя как "я".
0 Ответить
Коротко и по сути, жалко, что некогда сейчас подумать-добавить.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, спасибо. Захочешь добавить, я подожду
0 Ответить
Ох и долго придется ждать. Тугодумка стала.
Да все самое главное сказано, а каждый сам уже что-нибудь для себя вспомнит. Тема уж очень интересная.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
0 Ответить