• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Василий Иванович Чапаев: большевистский миф или народный герой?

5 сентября 1919 года, во время налета на станицу Лбищенскую наступающих отрядов белогвардейцев, героически погиб легендарный начдив Красной Армии Василий Иванович Чапаев. Именно на этой дате настаивал в своем одноименном романе комиссар Дмитрий Фурманов, выведший себя на страницах произведения Федором Клычковым.

В. И. Чапаев в группе комсостава Красной гвардии Фото: ru.wikipedia.org

Впрочем, народ не очень-то торопится хоронить своих героев. Тем более при таких обстоятельствах: не осталось ни одного свидетеля последнего боя Чапая, и мертвым его никто не видел. Одни говорили, что именно в этом бою погиб и прославленный ординарец начдива — Петр Исаев. Другие рассказывали, что Василий Иванович вовсе не утонул в Урале, его удалось переправить на другой берег на дверях, снятых с петель. И уже там начдив якобы скончался от полученных ран и был похоронен. А верный Петька вернулся через несколько дней на могилу командира, но не нашел ее, так как Урал неожиданно изменил русло и его воды на веки вечные погребли под собой это священное место.

Режиссеры-однофамильцы Васильевы, снявшие в середине 30-х годов кинохит о начдиве, придерживались первой версии. А спустя несколько лет, когда на нашу страну обрушилась страшная гитлеровская беда, бойцам Красной Армии показывали агитационный ролик, в котором Василий Иванович, как ни в чем ни бывало, переплывал Урал и отправлялся бить фашистских захватчиков. Из той серии, что и «Ленин с нами, он с нами навеки, он в суровой борьбе впереди!».

Где тут правда, а где народный вымысел? Почему именно Чапаев, а не Фрунзе или, например, Щорс, породил столько легенд? Разгадка проста: Сталин так ревновал Фрунзе к его всенародной славе, что наверняка, как предполагает множество исследователей, был причастен к его смерти во время операции. И со Щорсом, и с Котовским выходило по-другому: свидетелей их гибели хватало, а строить легенду при таких обстоятельствах чрезвычайно сложно.

Итак, рассмотрим несколько версий развития ситуации.

Первая — официальная: Чапаев утонул в Урале после ранения в руку

Василий Иванович Чапаев — начдив Красной армии
Василий Иванович Чапаев — начдив Красной армии
Фото: ru.wikipedia.org

Эта версия строится на романе Дмитрия Фурманова. Можно ли ей доверять? С большой натяжкой, так как, еще раз повторюсь, свидетелей гибели начдива на момент написания книги официально не было. Более уместно говорить о том, что Василий Иванович пропал без вести, так как мертвым его никто не видел. Это очень удобная версия, потому что, извините за каламбур, так легче упрятать концы в воду…

Своеобразной «документальной» подпоркой этой версии стало неожиданно появившееся в 1927 году в рязанской газете «Рабочий клич» письмо, подписанное «Т.В.З.». Автор небольшой заметки представился бывшим красноармейцем 25-й «Чапаевской» дивизии и поведал читателям, что именно ему довелось плыть вместе с командиром, после того как впотьмах «в одном нижнем белье» они приняли бой.

По словам бойца, белогвардейцам была дана команда не стрелять, начдива хотели захватить живьем. У бойца судорогой свело руку, начдив помог ему плыть, но потом Т.В.З. окончательно потерял сознание и уже не рассчитывал выжить, однако течение вынесло его на противоположный берег. Когда несчастный открыл глаза — легендарного начдива простыл и след, очевидно, он утонул…

Вторая версия — «венгерский» след

Эта легенда родилась уже после окончания Великой Отечественной войны, когда дочь начдива Клавдия Чапаева неожиданно получила «весточку» из Венгрии. Венгерские товарищи тоже представились красноармейцами из 25-й дивизии и изложили свою версию гибели Василия Ивановича. Именно они сняли в одном из домов дверь с петель, устроили импровизированный плот и переправили командира через Урал. К сожалению, во время преследования белыми Чапаев был ранен и скончался в тот же день. Его наскоро похоронили, чуть ли не в камышах, а потом могила естественным образом затерялась…

Вас не смущает тот факт, что письмо точно нашло адресата? Даже если бы Василий Иванович назвал имя дочери своим спасителям и они запомнили бы не такое уж простое для венгров имя, разве они могли надеяться на то, что спустя три десятилетия, в горниле страшной войны, дочь выживет и будет находиться по прежнему адресу?

Противники этой версии справедливо считают, что скорее всего это письмо было сфабриковано в недрах КГБ. Только вот с какой целью?

Третья версия — «нетленная»

Согласно ей легендарный начдив отнюдь не сгинул в холодных водах Урала, а благополучно перебрался на другой берег, отсиделся в камышах до наступления темноты, а затем отправился в штаб 4-й армии к командарму Фрунзе «замаливать грехи» за разгром дивизии.

Этому есть два свидетельства. Первое принадлежит некоему Василию Ситяеву, упомянувшему о своей встрече в 1941 году с сослуживцем начдива, свято хранившем бурку и шашку пропавшего Чапаева. Бывший чапаевец говорил, что взвод венгров его благополучно переправил через реку, а начдив отпустил охрану «бить беляков» и сам направился в Самару к Фрунзе.

Вверху Фурманов и Чапаев, внизу Пётр Исаев (слева) и Семён Садчиков
Внизу слева Пётр Исаев
Фото: ru.wikipedia.org

Второе свидетельство гораздо «свежее» и начало «гулять» сразу после кризиса 1998 года, когда один из ветеранов дивизии «продал» журналистам «сенсационный» факт: мол, встретил Василия Ивановича уже седым и слепым, но с другой фамилией. Начдив поведал, что, отпустив венгров, он побрел в Самару, но по дороге серьезно заболел и три недели отлеживался на одном из хуторов в степи. А потом провел определенное количество времени под арестом у Фрунзе.

К тому времени начдив уже числился в списке геройски погибших, и партийное руководство сочло более полезным использовать Чапаева в качестве легенды, чем объявить о чудесном «воскрешении». Резон в этом был: если бы в Красной Армии узнали, что легендарный начдив погубил личный состав, а сам удрал от белых — это бы позорным пятном легло на всю «рабоче-крестьянскую».

Словом, начдиву объявили «информационную» блокаду, а когда он «проболтался» в 1934 году, упрятали в один из сталинских лагерей. И только после смерти вождя народов его выпустили и поместили в дом для инвалидов. К тому времени он уже был неопасен: кто бы поверил в бредни старика? Да в любом сумасшедшем доме можно найти не то что Чапаева, а двух-трех Наполеонов и Марата с Робеспьером. И уж тем более он вряд ли бы дожил до 1998 года — в то время ему уже должно было исполниться 111 лет!

И уж очень эта «версия» смахивает на историю с Юрием Алексеевичем Гагариным, который якобы не погиб в марте 1968 года, а был надежно запрятан в подвалах КГБ за то, что вроде бы видел рядом с Луной облако с ангелами…

Чапаев, Петька и пулемёт Максим (кадр из фильма «Чапаев» на марке СССР, 1938 г.)
Чапаев, Петька и пулемёт Максим (кадр из фильма «Чапаев» на марке СССР, 1938 г.)
Фото: ru.wikipedia.org

Единственный, кто мог бы пролить свет на историю с Чапаем, был его ординарец Петр Исаев (которого Василий Иванович незадолго до смерти сделал командиром батальона связи). Но и здесь существует немало взаимоисключающих версий, начиная с того, что он погиб 5 сентября 1919 года, и заканчивая тем, что он остался жив и умер, по разным данным, спустя ровно год от отчаяния или же вообще в 1925 году за «длинный» язык.

А теперь, зная все эти расклады, можно ответить и на вопрос: был ли Василий Иванович Чапаев народным героем или обычным идеологическим мифом? Никто не отнимает у начдива его былых заслуг — Георгиевских крестов и Ордена Красного Знамени. Но и отрицать слишком уж «партизанские» методы его командования тоже было бы неправильно. И если в первой половине Гражданской войны подобный «стиль» был вполне уместен — на первом месте стояло выполнение боевой задачи любым путем, то во второй «маятник» мог качнуться в любую сторону, и на примере героев «Тихого Дона» мы в этом убедились.

Сергей Стрельников в роли Чапаева
Сергей Стрельников в роли Чапаева
Кадр из сериала «Страсти по Чапаю», kinopoisk.ru

Сам факт, что Чапаев пропал без вести, стал дополнительным соблазном для создания всевозможных мифов. Большевики этим сполна воспользовались. Любое сложное время требует своих героев, и смерть начдива пришлась как нельзя кстати. И кто его знает, не пожалел ли потом другой народный герой, Михаил Васильевич Фрунзе, о том, что он не остался навеки в 1919 году. Его жизнь оборвала не пуля, а хирургический нож…

Выходит, Чапаев был и тем, и другим. И народным героем, и мифом. Но сумел прожить жизнь так, что остался на устах даже у потомков!

Статья опубликована в выпуске 5.09.2009
Обновлено 27.07.2022

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Наличие анекдотов, даже грубых - первый показатель истинной народности нашего героя. Человек исключительной храбрости и отваги! Разве этого мало, чтобы стать народным героем? Можно язвить, можно иронизировать, но подходя к зеркалу, хорошо-бы спросить себя: а смог-бы я совершить такое, нежно потягиваясь на диване? Дельная статья! Спасибо!

  • На мой взгляд, большое количество анекдотов о Чапаеве свидетельствует о том, что он был, по крайней мере, народу интересен. 5

    Оценка статьи: 5

  • С высоты

    Юрий Москаленко, интересно сработанная статья. А окончательные выводы может пока и нельзя сделать, даже с высоты нынешнего века. Со временем порой обнаруживаются новые неожиданные факты. Хотя и сейчас проявилось достаточно противоречивого материала. Кстати, когда-то в рецензии на фильм Васильевых читал, что Чапаев коню предпочитал автомобиль и был более серьёзным военначальникам, чем его показывают во многих свидетельствах.
    Увы, где размещался материал не припомню
    Удачи.

    Оценка статьи: 5

  • С удовольствием прочитала, очень интересные факты и версии. И даже выводы не разочаровали: переживала, что вот-вот сейчас и Василия Ивановича припечатают. Обошлось.

    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Согласен

      Галина Москаленко, совершеннейшим образом с Вами согласен. По Фрунзе тоже не понял. А по должности...
      Приказ РВС Республики от 14 июня 1919 года:
      «Награждается орденом Красного Знамени начальник 25-й стрелковой дивизии т. Василий Иванович Чапаев за нижеследующие отличия:
      Сорганизовав по революционному почину отряд, в течение мая, июня, июля, августа и сентября 1918 г. упорно оборонял Саратовско-Николаевский район сначала от нападения уральских казаков, а потом чехословаков.
      6 и 7 октября 1918 г., руководя отрядом (Николаевской дивизии) на подступах к Самаре, занятой чехословаками, одним из первых переправился через реку Самарка, воодушевляя тем свои и соседние части, что способствовало быстрой переправе частей и занятию Самары.
      Всегда предводительствуя своими частями, он храбро и самоотверженно сражался в передовых цепях, неоднократно был ранен и контужен, но всегда оставался в строю. Благодаря его умелым маневрам Александро-Гайской бригадой были разбиты казачьи банды генерала Толстова, что дало возможность нам овладеть Уральской областью.
      Назначенный начальником 25-й стрелковой дивизии в дни катастрофического положения Самары, когда противник стоял от нее в двух переходах, он с дивизией был выдвинут в центр наступающих сил противника — под Бугуруслан; настойчивыми стремительными ударами и искусными маневрами он остановил наступление противника и в течение полутора месяцев овладел городами Бугуруслан, Белебей и Уфа, чем и спас Среднее Поволжье и возвратил Уфимско-Самарский хлебный район.
      В боях под Уфой (8 июня), при форсировании реки Белая, лично руководил операцией и был ранен в голову, но, несмотря на это, не оставил строя и провел операцию, закончившуюся взятием города Уфа».
      Выделено мной.

      Оценка статьи: 5

      • Владимир Сапон Читатель 7 мая 2019 в 23:40 отредактирован 8 мая 2019 в 17:36 Сообщить модератору

        Валерий Сатокин, вкратце: до 1924 г. воинские звания РККА были - комбат, комполк, комбриг, НАЧДИВ, комкор и так далее, с 1924 г. - комбат, комполк, комбриг, КОМДИВ, комкор. Причины этого не знаю, но вероятно потому, что дивизия - это уже считается основное тактическое формирование.

        Оценка статьи: 5

  • Юрий Москаленко,
    Чапаев, конечно, один из героев гражданской войны - из числа народных самородков. Смелый, отважный, о чем говорят георгиевские кресты за первую мировую. Но человек, которому в советской системе не суждено было долго жить - анархист по натуре. Характерно, что он погиб из-за отсутствия дисциплины в дивизии. Разбита она была не просто так, а потому что в решающий день бойцы перепились, не выставили караулов, казаки их взяли в одних подштанниках.
    Героем Чапаев стал только после публикации романа Фурманова и выхода фильма Васильевых. До этого о разбитой дивизии Чапаева никто и не вспоминал.
    Кстати, тут в одном комментарии вспоминается психическая атака каппелевцев из фильма. В нее против Чапаева шла Ижевская дивизия, состоявшая в основном из рабочих, а не офицеров, как показано в фильме. Каппеля после фильма "Адмирал" тоже можно считать героем, не хуже Чапаева. Он торжественно перезахоронен в Москве. Так что у каждого времени свои герои. У одних - Чапаев, у других Каппель.

    • Анатолий, как таковой психической атаки в реальности не было - это режиссерская "находка", как, собственно, и появление знаменитой Анки-пулеметчицы. Ее тоже по жизни не было, а на ее прототип претендуют пулеметчица Мария Попова и Анна Фурмонова, почему,собственно, писатель и назвал пулеметчицу Анкой. На деле это тоже "находка" режиссеров, которые "нашли" почти равновеликого героя Чапаю и Петьке. Так по крайней мере считает сын Анны Фурмановой.
      Каппель - герой? Возможно, только он служил по другую сторону баррикады. И возьми верх монархисты - герои были бы другими.

      • Юрий Москаленко, извините, но психическая атака была, и не раз во время Ижевско-воткинского восстания 1918 г. (сам я из Удмуртии, а здесь 90-летие восстания отмечали довольно широко, флаг Ижевской дивизии привезли из Иркутская и тд.). На днях листал красочный альбом, посвященный истории Удмуртии. Там как раз снимок картины "Взятие Ижевска". На заднем плане белые идут шеренгами со священником в первом ряду, с развернутыми знаменами (с нынешним триколором и андреевским флагом). На переднем плане красные пригнулись к пулеметам. Но фактически эта атака была предпринята, и не раз, каппелевцами-ижевцами позднее, в боях на Урале. Почитайте материалы об этом восстании, они есть в И-нете в связи с упомянутым юбилеем. Историю восстания в 30-е годы изучал Алексей Толстой, но написать ее не решился - с белыми ушло 30 тысяч жителей Ижевска и Воткинска, в том числе настоящие рабочие.

        • Анатолий, а Вы не задумывались над тем, что картины писались гораздо позже? Есть такая знаменитая картина "Иван Грозный убивает своего сына". Но вся-то беда в том, что Грозный не убивал своего сына, но многие историки, доверяя Репину, до сих пор считают Грозного сыноубийцей. Так что картина "Взятие Ижевска" не может рассматриваться, как документальное свидетельство о психической атаке. Возможно, картина стала "подсказкой" для Васильевых, если она к тому времени была написана, и они просто развили сюжет!

          • Анатолий Гончаров Анатолий Гончаров Читатель 6 сентября 2009 в 17:54 отредактирован 23 мая 2018 в 08:11 Сообщить модератору

            Юрий Москаленко, повторюсь - читайте в Инете материалы про Ижевско-Воткинское восстание. Картину, конечно, написали позднее, но при этом не могли далеко уйти от исторической правды. Хотя священник в первом ряду белых - это уже перебор. Кстати, ижевцы воевали под красно-черными, если не ошибаюсь, знаменами. Я Вам даже могу дать адрес писателя, который роман об этом написал. Правда, в США.

  • Очень хорошая статья. 5!!!

    Оценка статьи: 5

  • Александр Соловьев Александр Соловьев Читатель 5 сентября 2009 в 22:59 отредактирован 5 сентября 2009 в 23:00 Сообщить модератору

    Юрий Москаленко, спасибо за статью.
    Она снова заставляет задуматься над тем когда эта страна избавиться от соплей по поводу героизма большевиков (если никогда, то она обречена, имхо). Когда я впервые мальчишкой 8 лет смотрел фильм, то любимой сценой стала та, где идут каппелевцы .В 15 жизнь свела с врачом, проведшим 20 лет в советских концлагерях. И с этого времени никаких иллюзий о "нашей замечательной истории" не питал.

  • Юрий Москаленко, интересная постановка вопроса... В 50-х годах прошлого века такого вопроса не было. Примечательно, что к нам в школу часто приезжал сын героя - генерал-майор Чапаев, он шефствовал над нею. Мы видели его - в черной форме кавалериста с шашкой, в черных перчатках летом. А где-то в начале 70-х годов прошлого столетия в окружной газете "За родину" была статья с фотографией о том, что дело легендарного героя продолжает внук - курсант военного училища Чапаев. Это всё не выдумки - я сам видел, сам читал. Прямым потомкам и родственникам Чапаева не надо было прятаться или чего-то бояться... А мифологию стали создавать вполне определенные силы с помощью бесконечных серий анекдотов и запутывания истории вопроса.

    Оценка статьи: 5

    • Александр, да, сегодня и правнучку показывали Чапаева, она рассказывала, что прадед был валун, о который разбивались враги. Сын - генерал-майор - это продолжение легенды, надо было показать, что в отличие от других у нас яблочко падает рядом с яблоней.
      Хорошо, что этот скорбный "юбилей" не замылили...

  • Спасибо Юрий !
    Легендарный Василий Иванович Чапаев был как: народным героем, так и большевистским мифом. Самородок всё же был он крепкий.

    Есть живая душа, внук Петра Исаева (Петьки). Это Вениамин Николаевич Исаев. Вот его свидетельство: «. Известно о комдиве В. И. Чапаеве, что он раненый с раненым своим ординарцем Петром Исаевым (Петькой), тоже раненым спаслись. Но не выжили.

    Когда Петр был на фронте, бабушка в 1915-ом году родила моего папу, Николая Петровича Исаева, тянула его одна. Она воспитывала его в духе и истине, привила ему христианскую веру.

    Внук Петра Исаева , Вениамин Исаев проживает и здравствует в пределах г.Пушкина или в поселке Антоновка Гоголевского района Ленинградской обл. И далeе:

    «Деда Петра призвали в армию, на фронт в 1915-1916 гг.. От него было только четыре письма с фронта. Они сохранились у бабушки Евдокии , в одном из них было написано: «Служу в дивизии Чапаева, являюсь порученцем по особо важным делам» ... « Мой дед и Чапаев были смертельно ранены. Дедушка не оставил Чапаева, он, как мог, тащил его по степи. Потом их подобрали цыгане и везли смертельно раненых. Они умерли, их похоронили в степи в безымянной цыганской могиле».
    Бабушка, Вениамина, Евдокия (Дуся), жена Петра в солёные 1930 годы воистину помытарила по «16 тюрьмам и ссылкам» распростёртой страны за истинную веру в Спасителя. За то, что не отступила от истиной веры в Бога. Внук Вениамин очень гордится своей бабушкой.
    « Бабушка была в Сибири. Она рассказывала о великих чудесах Божьих. Я помню их с детства, они вдохновляли меня, я хотел быть таким же, как она». Ныне служит Господу в Северо-зап. епархии.
    После смерти Сталина её реабилитировали».

    Родственников В.И. Чапаева вероятно всех «прибрали мифисты».
    А жену Петра Исаева сохранил Спаситель Иисус Христос и её внуков и до сего дня.
    Ибо написано в Библии: «Смерть и жизнь во власти языка ... .» (Притчи 18:21).
    И ещё. «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны ...» . (1Пет.3:14). И «Смиритесь пред Господом, и вознесёт вас.» (Иак.4:10).

    Обильных всем Божиих благословений.

    • Александр, спасибо за новые известия. К сожалению, когда господствующая мифология выстраивает мифы, под ее жернова попадают ни в чем не повинные люди. Тех, кто не "вписывается", система чаще всего уничтожает. Лишь бы не "взболтнули лишнего".
      Безумно стыдно за время. когда все разрушили до основания, а затем...
      Жить надо сегодняшним днем и так, чтобы не омрачить свое светлое будущее...

      • Безумно стыдно за время. когда все разрушили до основания, а затем...
        Юрий Москаленко,
        так за какое время Вам стыдно? За нынешнее? Или за время анекдотов? (Хотя я как-то слышал достаточно много глупых анекдотов на эту тему, но ни разу - злобных...). За царское время Вам не стыдно? За время временных?
        Жить надо сегодняшним днем и так, чтобы не омрачить свое светлое будущее...
        Как бабочка-однодневка?

        • Владимир, история не терпит сослагательного наклонения. Что было, то было! Стыдно за то, что мы сами, своими руками откинули развитие на несколько десятилетий.
          Почему Европа не саморазрушала себя? Даже после четырех разрушительных лет Первой мировой войны они не взрывали себя, а отстраивали.
          Да, у нас был великий шанс. Но скажите по правде, социализм без сталинских лагерей построить нельзя было?
          Но и царское время я далек от мысли идеализировать, слаб был Николай II, профукал Россию. От него все и пошло...
          Что касается бабочки-однодневки. Не думал, что нужно разжевывать. Сегодняшним днем можно жить по разному: либо проедая все, что есть, либо закладывая основу для будущего. Я за второй вариант..

          • Юрий Москаленко,
            А я что-то сказал в сослагательном наклонении? Европа из ПМВ вышла тоже не без потерь. И почему так любят твердить о "сталинских" лагерях? Прародитель этих лагерей - царская каторга, которую ещё при Троцком некоторые деятели использовали в своих целях. И надо не забывать, что была борьба за власть - Союзу повезло, что он не пошёл за мировой революцией. Что касается лагерей: что всем так дались эти лагеря? Там и сейчас люди живут. Вот Вы лично, скажите, что Вас лично беспокоит? Вы там потеряли хоть один год жизни? Если Вы имеете ввиду кого-то другого, то это его вопрос.
            Мне не надо разжёвывать - просто скажите, когда разрушили до основания - сейчас, или за все годы советской власти. Без намёков. И про какое светлое будущее можно говорить при этой власти. А основу для будущего можно не заложить, а обеспечить... Дав хорошего пинка этой власти, обеспечив законность и нормальную Конституцию, а не фуфло, на которое власть уже всё забила и положила. И я не вижу первого варианта - я вижу совершенно другой: капиталы не проедаются - они вывозятся из страны. Хищнически и бесповоротно.

            • Владимир Аникейчев, дальнейшие выступления здесь в том же стиле будут пресекаться. Правила вы знаете - и с завидным упорством их нарушаете. Личные беседы с автором статьи либо с кем-то из комментатором можете вести в личных сообщениях, или в своем блоге, но - не в блоге статьи!

  • Первая – официальная – Чапай

    Исправьте на - Чапаев.
    Или - Чепаев.

    Имхо, конечно.

    Оценка статьи: 5