Мы не будем их листать и не станем углубляться в терминологические дебри классификаций, концептов и прочих сложностей. Просто вспомним основные образы, использовавшиеся в сюжетах русской традиции.
Уж ты, котенька-коток…
Этот персонаж фольклора был весьма популярен в русских народных колыбельных. А как же: ведь во всяком дому, почитай, водились кошки, и по-свойски им давали поручения и даже сулили плату за их выполнение:
Приди котик ночевать,
Да приди дитятко качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу.
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога.
Ешь-то, котик, не кроши
Да больше у меня не проси.
Другой вариант окончания еще интереснее:
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога,
Белей папыньки
В обе лапыньки.
Котику могли пообещать и другие вещи: шубку, сапожки, — то есть то, что в повседневности нужно ребенку и представляет для него материальную ценность. В детском восприятии это означало, что ради его благополучия старшие готовы заплатить, значит, он им дорог.
Некоторые сознательные мурлыки действовали, не дожидаясь, когда их попросят:
Котик серенький
Соломку сбирал,
Под головку складал,
Да и Ваню качал.
***
А котики серые,
А хвостики белые,
По улицам бегали,
По улицам бегали,
Сон да дрему сбирали,
Сон да дрему сбирали.
В подобном иносказании деточке передавалась не только идея заботы о нем, но и основы бескорыстия, поскольку персонажи действовали во благо ближнего, что называется, «по движению души». Известно, что время засыпания — самое благое для усвоения информации, и оно использовалось веками накопленной народной мудростью для передачи важнейших устоев жизненного уклада рода.
Часто сравнивались постельки детские с теми, что якобы имелись у котика. При этом оказывалось, что и колыбелька, и перинка, и одеяльце деточки лучше. Вот, например:
У кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.
Это сравнение вовсе не случайно. В развитии младенца имеется период, когда ему совершенно необходимо «иметь все самое лучшее», быть в выигрышном положении по сравнению с другими. Это связано с началом социализации ребенка и осознанием собственной роли в семье как маленького, зависимого человека.
Очень тонкий психологический момент заключается в том, чтобы помочь детке пройти этот естественный период: не разочаровать и «не перегнуть палку». В колыбельных песенках реализуется некий «виртуальный» перевес в пользу малыша, прочувствование которого избавляет его от требования такового в реалиях жизни. Таким образом, речь идет не о возвеличивании самомнения ребенка, а о том, чтобы он не споткнулся о порожек самооценки.
Прилетели гуленьки…
Гуленьки, то есть голуби, в колыбельных песенках обычно прилетают сами, чтобы детке ворковать, его качать да величать. Они устраиваются непосредственно рядом с ребенком («Сели к Ване в люленьку», «Сели в изголовьце», «Сели гули на кровать»). Если же самостоятельно птички не додумались, что надо явиться, то их призывают словами:
Люли, люли, люленьки,
Где вы, где вы, гуленьки?
В колыбельных песнях с подобным сюжетом расслабляюще действует обилие мягких звуков, вместе с многократными рефренами-повторами они успокаивают и умиротворяют малыша.
Но иногда голубиный сюжет более развернут и предусматривает птичью беседу, в которой выражается еще большая забота о дитятке:
…Стали думать да гадать,
Чем Ванюшеньку питать.
Один гуля говорит:
— Надо кашки сварить.
Другой гуля говорит:
— Надо Ванюшу покормить.
Третий гуля говорит:
— Надо байки уложить,
Побаюкать, покачать,
Будет Ваня крепко спать.
Разговорчивые гули располагались подальше от малыша, чаще всего — на воротах, где вели беседу о разных вкусностях, а уж потом — для воркования — перебирались поближе:
Люли-люли-люли,
Прилетели гули.
Сели на воротцах
В красных чеботцах.Стали гули говорить,
Чем бы Машу накормить.
Сахарком да медком,
Сладким пряничком.Сладким пряником,
Конопляником.
Коровку подоим,
Молочком напоим.Сели наши гули
К Машиной люли.
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать.
Кроме гуленек, могли навестить детку и другие птицы, например, грачи или журавли. Что характерно, они тоже усаживались на воротах, но, в отличие от голубей, дальше их не допускали:
Прилетели к нам грачи,
Прилетели, поглядели,
На ворота наши сели.
Ворота-то скрип, скрип,
А сынишка спит, спит.
А-а-а-а-а-а-а-а,
А Ванюша спит, спит.
***
Ай, люли-люли-люли,
Прилетели журавли,
Прилетели журавли —
Сказку Маше принесли.
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип-скрип.
Не будите у нас Машу,
У нас Маша спит-спит.
В колыбельных сюжетах с птицами, так же как и с котиками, просматриваются явные психологизмы. В частности, нельзя не заметить настрой на восприятие:
- зрительное (упоминание красных чеботц, наших ворот
и т. п. , рассчитанного как раз на него), - слуховое (помимо самого напева, в текстах присутствуют воркование гуленек, выразительно повторяемый скрип ворот),
- кинестетическое (сладкий пряничек, мохноногие журавли).
В сочетании с мерным покачиванием люльки, поскрипыванием шеста и напевом родного голоса это создавало уникальную психологическую атмосферу.
Заюшки и горностаюшки…
Зайки тоже, как считалось, могли наведаться перед сном к ребенку, чтобы порадовать. Вот, например:
Ой, баюшки, баюшки,
В огороде заюшки
Травочку щипают,
Марину забавляют.
Заметьте, в этом сюжете длинноухие гости равнодушны к капусте либо морковке и довольствуются травочкой, а значит, никакого урона хозяйству не наносят. Правда, в другом варианте этого же сюжета у них роль иная:
Лю-лю, лю-лю, баиньки,
Да в огороде заиньки,
Зайки травку едят,
Детям спать велят.
Иногда они могли и небылицу рассказать:
А вы, зайцы-заюшки,
А и где вы бегали,
А и где вы прыгали,
А и что вы делали?
А мы бегали в лесу,
Били волка по носу,
Запрягали комара
Спи, сестренка, спать пора!
Признаюсь, я когда-то своей дочке тоже пела, как прибежали заюшки к маленькой Натальюшке, как они стали девочку качать, тихо песню напевать и даже сказку сочинять. Колыбельная — это такая незатейливая песенка, которая, тем не менее, создает неповторимо трогательную общность взрослого или старшего с ребенком, наполняет его ощущением любви и безопасности.
В баюканье детей участвовали даже горностаи, которые готовы были стать в будущем гидами их в лесном царстве:
Баюшки-баюшки,
Скакали горностаюшки.
Прискакали к колыбели
И на Ваню поглядели.
И сказал горностай:
«Поскорее подрастай!
Я к себе тебя снесу,
Покажу тебе в лесу
И волчонка, и зайчонка,
И в болоте лягушонка,
И на елке кукушонка,
И под елкою лису.
Любопытно, как в баюкающих напевах удавалось создавать красочные картинки, почти не используя прилагательных. Сюжеты с заюшками — горностаюшками весьма наглядно это демонстрируют. И в этом тоже был заложен смысл: маленький ребенок гораздо восприимчивее к существительным и глаголам, поскольку они отражают предмет и действие. Вот насколько непросты незатейливые песенки.
Придет серенький волчок…
Пожалуй, при всей своей непритязательности это самый сложный сюжет. На первый взгляд, речь идет о том, чтобы застращать деточку. Мало того, что схватит, так еще и утащит во лесок, под ракитовый (за малиновый) кусток. Но когда это напевают младенцу, то он смысл слов не разбирает, а улавливает лишь мелодию. Если же укладывают ребенка чуть постарше, то образ волчка серенького призван для того, чтобы он замер, не ворочался и не крутился (при этом, заметьте, не говорится о волчище зубастом, персонаж упоминается в уменьшительно-ласкательной форме), а вслед за этим напряжение снимается завершающими словами:
1. К нам волчок не ходи, нашу Машу не буди (идея защиты).
2. Кустик затрясется, детка засмеется (то есть ничего страшного не произойдет).
3. Там птички поют, тебе спать не дадут (тоже разрядка, ведь даже не птицы, а птички поют, что бывает только в светлый ясный день).
4. А малинка упадет, прямо Катеньке в рот (вкусная ягодка легко развеивает страхи).
5. А там бабушка живет и калачики печет, и детишкам продает, а Ванюше так дает (выигрышное положение ребенка по сравнению с другими).
… Да, много разных гостей могло наведаться к засыпающему ребенку. А почему столько персонажей-животных? Во-первых, они должны были уберечь его от темных сил, призвать здоровье и удачу. Считалось особенно важным передать малышу символическую защиту при укладывании, поскольку, по традиционным верованиям, душа его во сне могла общаться с зооморфными духами.
Кроме того, по славянскому мировоззрению, душа ребенка, недавно пришедшая в земной мир из Ирии — райского места, во сне путешествует туда же. В этом пути, чтобы не заблудиться (т.е. чтобы ребенок не умер во сне) и донести привет от предков до дома, ему нужны были проводники.
Вот почему не бычок и не барашек, а птицы (гуленьки, грачи, журавли), заюшки, котики и даже серенький волчок выбирались для русских колыбельных, — именно эти персонажи были связаны с переходом души в иной мир и могли сопровождать ее в походе туда и обратно, обеспечивая безопасность.
Не было случайного выбора у наших предков ни в чем, а уж в отношении воспитания ребенка — и подавно.
Я родом из старинного старообрядческого села на Украине. С детства помню колыбельную, которую пели всем деткам, и я своим девчонкам её мурлыкала:
Ора-ра,ора-ра,купил батька барана,
А мамка доила, доёнку разбила.
А ты котик не гуляй, черепочки собирай,
На ниточку нанижи, моей ... принеси.
Если вдуматься, в смысловом отношении она, конечно, вызывает удивление: причём здесь баран? Но, как говорится, из песни слов не выкинешь.
0 Ответить
Валентина Пономарева, ой, душевно то как детством повеяло тишиной, спокойствием, теплом маминым. В смысле добротой и защитой. Я помню как мне мама в детстве пела колыбельную. Слов она особо не знала, но всё равно было жутко приятно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А у меня как дочка подросла, так стали вместе колыбельные петь перед сном. Она (кстати, Ваша тезка) особенно любила песню из "Долгой дороги в дюнах", мы там, правда, сыночка на дочку-Наташика переделывали, и еще была игра - кто дольше протянет последний звук
0 Ответить
Светлана,
0 Ответить
Валентина Пономарева, . 5+ баллов, спасибо! Жаль, что сегодня укачивание, частенько подменяется просмотром телевизора перед сном.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо большое - от души. А знаете, Вячеслав, бытовала (и не совсем иссякла) концепция, согласно которой укачивание малышей вредно... Веками проверено, поколения взросли, ан нет - новое слово в детской педагогике.
Думаю, что когда из школы поступают в педвуз, чтоб получить "корку" и затем сразу в аспирантуру, чтоб... понятно, и при этом откладывают устройство семьи, то, не подержав младенца на руках и не почувствовав инстинктивно желание его покачать, такие "ученые" способны на невероятные ноу-хау в педагогике. Что называется, не приведи Господи
0 Ответить
Ув. Валентина Пономарева, приведу пример: мой младший сын пошел учиться в первый класс не с 1 сентября, а с начала второй четверти. К моменту поступления в школу он уже бегло читал.
Где-то на 3 – 4 неделе после начала учебы интересуюсь у учительницы – «как дела?». Слышу в ответ – « Всё хорошо, только вот вторую неделю бьемся над понятием СЛИЯНИЕ». Интересуюсь - «А, что это такое?». «Как, что? Вот в имени Максим есть два слога: Мак и сим, и есть два слияния «ма» и «си», и он должен их выделять и различать». «А зачем это надо, разве не достаточно деление на слоги?» «Нет, по новым рекомендациям …, чтобы ребенок легче научился читать, он должен уметь выделять слияния». «Но, Максим и так уже бегло читает!» «Вообще то да-а». Далее немая сцена, с широко раскрытыми глазами.
В конце второго класса, я постарался избавить сына от учителя, жестко исполняющего все «ноу-хау» нашей ученой педагогической братии. А чего стоят "диагностические контрольные" с подсчетом среднестатистических оценочных баллов. При этом я полностью за ЕГЭ.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав, а я полностью против ЕГЭ, поскольку это лишь проверка памяти, а не мышления А бывает, что даже и не памяти. Моя дочка подружке на пересдаче продиктовала ответы по телефону, и та получила больше баллов, чем сама подсказывающая
0 Ответить
Класс! Спасибо автору.
0 Ответить
Татьяна, благодарю за отзыв
0 Ответить
Светлана, Денис и все желающие, а давайте послушаем ее прямо сейчас? Это здесь, только не написано, что Е.Камбурова поет
0 Ответить
Светлана Семченкова, мне тоже бабушка пела эту песню. А ещё колыбельную из фильма "Цирк". Я даже их путал. Это моё детство, этого забыть нельзя и из памяти не выкинуть, как слова из песни.
0 Ответить
А вот у Толстого например была сказка, где нянька пугала Машеньку котом, который придёт и на глаза прыгнет.
А вообще коты - замечательные няньки. Вот например кошка пела колыбельную мышонку, ему очень понравилось. Так и сказал: "Очень сладко ты поёшь!"
Ещё Хемингуэй оставлял со своим маленьким сыном кота мистера Ф. Киса. И одна семья постоянно публиковала в журналах фото своего малыша, так рядом с ним был кот - огромный, заметно больше, чем ребёнок. Котище-мотовище. Хотя цыганки в старину говорили, что коты высасывают у детей душу, что-то типа того.
0 Ответить
Ну, гляньте, - от колыбельных то и дело переходим с сказкам, - тоже ведь не случайно
0 Ответить
Спасибо, Валюша, очень лиричная статья, у меня внуки уже взрослые, так что может быть правнукам удастся спеть колыбельные, надо освежить их в памяти.
0 Ответить
Гера, желаю от души!
0 Ответить
Это всё цветочки.
А слышал-ли кто из Вас полную песенку о сером волчке, который придёт и укусит за бочок?
Это как второй куплет песни Шумел камыш, мало кто знает.
Так в вот в этой колыбельной кусучим волчком не заканчивается, я сейчас не могу привести дословно, но там у взрослого волосы дыбом встают.
Там далее, что-то типа придет лиса и вырвет глаза, и медведь что-то там откусит и выпотрошит живот и пр. страсти.
0 Ответить
Вячеслав Кутейников,
Спит убитая лисичка,
Спит задушенная птичка,
Обезглавленный хомяк
Посмотри-ка как обмяк.
Утонув в зловонной жиже,
Спят в аквариуме мыши.
И на высохшем полу
Рыбки кучкой спят в углу.
Спят в пробирке эмбрионы,
Спят в музее фараоны,
И в уютном мавзолее
Ленин спит, блаженно млея.
Сторож спит с ножом в спине,
Спят пожарники в огне,
И, придавленный бревном,
Спит строитель мертвым сном.
Ошибившись только раз,
Спят саперы в этот час.
Парашют с собой не взяв,
Спит десантник на камнях.
Газ забыв закрыть, соседи,
Спят вповалку на паркете.
В паутине дремлют мушки...
Спи, а то прибью подушкой.
0 Ответить
Вячеслав Кутейников, ну это пародия... могу ее воспроизвести точно.
...А потом придет медведь
И отхватит ножки треть,
Ручку унесет лиса,
Зайка высосет глаза.
Кошка кыш и мышка кыш,
Пусть спокойно спит малыш
С волосами русыми,
Комарами кусанный.
Знай, что посреди зверья
Папа стрельнет из ружья,
Дядя сделает меха.
Мама вынет потроха!
Так что тут на помощь ребенку приходит целая толпа вооруженных родственников, то есть конец опять хороший.
0 Ответить
Вячеслав, этот вариант, мало того, что очень редкий, он несет на себе следы переиначивания традиционного сюжета и относится к фольклорному жанру "детских пугалок", сочинявшихся и сочиняемых доныне самими детьми, почему и зачем - отдельный разговор.
Кто не помнит с детства: "В одном черном-черном городе..." с концовкой "Отдай мое сердце!", историй с убиением детей и прочих ужастиков.
Одним из вариантов происхождения жутких сцен вслед за визитом волчка является принуждение старшего ребенка укачивать младшего, и он в отместку искажает традиционную песенку, изливая собственное негативное отношение к тому, что вынужден заниматься тем, чего не хочет. Другой вариант - пересмешничество в детской среде.
В любой случае это не имеет отношения к древней славянской традиции как народному мировоззрению.
0 Ответить
Валентина Пономарева,
Не думаю, что так уж переиначен. Хотя ваша теория о старшем брате очень похожа на истину.
Как ни странно, а сказки есть у нас садистские.
Помню, купил своим маленьким детям пластинку, там какая-то сказительница читала сказки, я послушал и выкинул пластинку сразу.
Там например такой эпизод - Иван дурак, как обычно, выполняя задание пасёт овец, так, что бы они не разбежались, он вырвал им глаза, а сам лёг спать под кустом. Ужас. Другие сказкми были с подобнвм сюжетом, то он братьев своих не очень хороших поубивал, то ещё что. Вот так-то.
0 Ответить
Вячеслав, вы затронули весьма интересующую меня тему.
Сказки действительно есть та-а-акие... и не только наши. Английский Джек Победитель великанов, придя к упомянутым персонажам в гости и получив от них гостеприимство по полной программе, включая обильное угощение, вспарывает им животы ни за что, ни про что. Да, почитай, у всех народов таковые есть.
Корни их архаичны, но это длинный разговор
0 Ответить
Валентина Пономарева,
Ну вот, оказывается я не одинок в своём подозрении.
0 Ответить
Ну, как-нибудь при случае, может, и обсудим
0 Ответить
Валентина Пономарева, вот собрался спать ложиться и решил про колыбельные почитать. Всё. Наспался. "Дам кувшин молока, Да дам кусок пирога" - я ещё выдержал, "Надо кашки сварить" - тоже. Но на "Сахарком да медком, Сладким пряничком" сломался, хорошо ещё пряники завалялись. Сижу - грызу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Иэх, Оракул, запоздала я с пожеланием приятного аппетита . Надеюсь, что удалось-таки и поспать
0 Ответить
Спасибо! Ради такого случая я специально пряничек заточил, под "приятного аппетита". Вкусно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Приятного!!!
0 Ответить
Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Cразу повеяло теплом, уютом и детством
Оценка статьи: 5
0 Ответить
От твоего комментария, Олюшка - тоже
0 Ответить
Валентина,
а я про волчка-то продолжения не знала. Дочь, наверное просто голосу верила: а утащит под кусток и ничего, мама поёт, значит так и надо... так и выросли. Для внуков выучу полностью
Оценка статьи: 5
0 Ответить
а утащит под кусток и ничего, мама поёт, значит так и надо
Прям слеза наворачивается..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
чувствительный вы, однако. А я перечитала и про авторитарность подумала - ничегосе, ребёнок мне верил: и про волчка не переспрашивал.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
0 Ответить
Вот так и передаются социо-культурные связи прошлого с будущим
0 Ответить
С ума сойти. В закладки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, спасибо тебе. Колыбельные - это море загадок, которое на берег готово вынести ответы, если чутко прислушиваться, присматриваться к образам. В ином случае (как утверждали и некоторые специалисты), речь идет о банальном усыплении детишек
Пробую кувыркаться с бытовыми сюжетами в колыбельных, но лучше сделать паузу, потому что разработка тем животных и картин природы потребовала много сил и семейных дискуссий, не могу не признать - плодотворных
0 Ответить