Знающие люди ошибались. Русское слово «вокзал» происходит от английского собственного имени Воксхолл (Vauxhall). В Лондоне есть железнодорожная станция Воксхолл, и даже бытует анекдот, что именно эту станцию показали русским инженерам, когда те приехали в Англию учиться строить железные дороги. Туповатые русские решили, что воксхоллом называется любая железнодорожная станция, поэтому у них теперь в каждой дыре имеется вокзал.
Рассказик сродни байкам М. Задорнова о тупости американцев, и столь же далек от истины. Особенно в том, что касается сметливости русских инженеров — железнодорожников и строителей. Помнится, когда я впервые прочитал технические требования к зданиям железнодорожных станций Российской империи, то просто обалдел от того, как здорово все было продумано: и глобально, и в самых мелких мелочах. Я даже возгордился, что принадлежу к тому же, инженерному, цеху, что и авторы этого документа.
Технические эти требования ни в коем случае не копировали аналогичные английские или немецкие. Потому что писали их люди здравомыслящие, четко понимающие, что Россия от западноевропейских стран отличается протяженностью дорог и контрастным климатом. Здания вокзалов посему предусматривалось строить гораздо большей вместимости, чем этого требовала пропускная способность железнодорожной линии. Ибо в случае ненастной погоды, а в особенности зимой, станция должна служить не только пассажирам, но и всем, желающим укрыться под ее сводами. Поэтому залы ожидания предписывалось делать вместительными и сугубо высокими, дабы в них не было духоты.
Начальник станции наделялся большими правами, как капитан на корабле. Но и заботиться он обязан был обо всем. Даже о такой мелочи, как станционный буфет. Буфет сдавался в аренду частным торговцам, но начальник станции должен был следить, чтобы там всегда был бесплатный кипяток и имелись блюда, которые были бы по карману пассажирам всех трех классов. И, естественно, чтобы «осетрина была только первой свежести».
Кстати, и широкая «русская» колея была принята не для того, чтобы затруднить супостату снабжение своих войск, буде вторгнутся таковые в Россию. Это тоже результат трезвого учета особенностей страны. Дороги протяженны, климат контрастный. Следовательно, пассажиры будут находиться в дороге дольше, и багажа у них будет больше. Значит, вагоны должны быть вместительнее западноевропейских. Делать вагоны выше нельзя — они станут неустойчивыми на поворотах. Значит, надо сделать их шире. А для более широких вагонов нужна и более широкая колея.
Но вернемся к названию железнодорожных станций в русском языке. Кто же такой этот самый Воксхолл, от имени которого произошло слово «вокзал»?
Если мы доберемся до самого начала этой истории, а именно до 1220 года, то обнаружим некоего норманнского рыцаря, которого звали Фокс де Брётэ (Sir Falkes de Breauté). Происхождение его довольно темное. Судя по всему, был он незаконнорожденным сыном какого-то норманнского рыцаря из округи городка Брётэ, который до сих пор существует на севере Франции, в Нормандии. Он верно служил королю Джону (Иоанну Безземельному) и дослужился до капитана. Чин в те времена немалый. Женившись в 1220 году, Фокс стал владельцем поместья на Темзе выше Лондона. Поместье называлось Фокс Холл (Falkes Hall).
Служба следующему королю, Генриху III, сперва шла неплохо, но потом у Фокса что-то не склеилось: участие в бунте, бегство во Францию, тюрьма, заступничество Римского папы и, наконец, смерть в 1226 году в Риме.
На месте поместья Фокс Холл выросла деревня Фоксхолл (Foxhall). В 1615 году эту землю купила Джэйн Вокс (Jane Vaux). По созвучию имени новой хозяйки Фоксхолл вскоре стал называться Воксхолл (Vauxhall).
В своем имении Джейн Вокс открыла парк для загородных увеселений. Публика в «Воксхолле» собиралась отборная. Для нее построили большой зал, где проходили концерты и балы. Едва ли не ежедневно в Воксхолле устраивались многолюдные гулянья с иллюминацией, завершавшиеся в 11 часов вечера фейерверком.
Дела у хозяйки шли хорошо. Заведение расширялось. Вскоре рядом с концертным залом появились рестораны, оранжереи, всякие качели-карусели. Чтобы публика вела себя прилично, на газонах были размещены картинки о том, что грешить — плохо и до добра это не доводит. Картинки сопровождались поучительными стихами. Такая вот была наглядная агитация в семнадцатом веке!
Сад для развлечений в пригороде английской столицы просуществовал почти сто пятьдесят лет. Но вскоре Лондон, разросшись, поглотил Воксхолл. Приблизительно в том же месте, только на противоположном берегу Темзы, была построена железнодорожная станция Воксхолл, с которой мы и начали свой рассказ.
За столь длительный срок слово «Vauxhall» стало в английском языке символом великолепия. Поэтому не удивительно, что когда в 1906 году в здешних местах открылся автомобильный завод, он не только взял своей эмблемой герб Фокса де Брётэ — белого грифона на красном фоне, но и выпускаемым автомобилям присвоил название «Воксхолл». Простенько и со вкусом!
Парки для развлечений публики стали открываться и в других европейских странах, а в начале 19-го века свой «Воксхолл» появился и в США.
Да что там Новый Свет! В начале 19-го века Лондон посетил наследник сиамского престола. И, конечно, побывал в Воксхолле. И, конечно, был в восторге. Так что став королем Сиама Рамой V, он приказал построить в королевской летней резиденции Банг Паин (в пятидесяти километрах к северу от Бангкока) копию одного из дворцов Воксхолла.
В России первое такое увеселительное заведение появилось в 1770-е годы в Москве. Как это часто бывало, чтобы сделать название более элегантным, его перевели с английского языка на французский. Так вместо «Вокс холла» получился «Вокс зал» или «Воксал».
Англичанин
30 октября 1837 года была открыта первая в России (и шестая в мире) железная дорога. Она шла от Санкт-Петербурга в Царское Село и в Павловск. Чтобы приохотить петербургскую публику к поездкам на новом транспорте, в Павловске был построен «Воксал». Пассажиры подъезжали к роскошному зданию, затмевавшему собой небольшой деревянный домик, собственно, железнодорожную станцию. В здании Павловского вокзала находился ресторан и концертный зал. Здесь давали концерты всемирно известные музыканты. Благодаря известности вокзала в Павловске, все крупные сооружения для обслуживания пассажиров и обработки их багажа на железных дорогах России стали называть вокзалами.
Впрочем, нынешний железнодорожный вокзал в Павловске к «музыкальному вокзалу» никакого отношения не имеет. Тот, старый, сгорел в войну, его так и не восстановили. Теперешний построен по типовому проекту в 1950-е годы.
Как вам версия,что завод Vauxhall поставлял первоначально оборудование и рельсы для строительства ж.д., оно приходило в контейнерах, на которых была марка Vauxhall. При строительстве станции, куда приходило много контейнеров, простые рабочии начали называть место вокзал.Ты идешь куда? на вокзал... на работу, а так как вокзал прямо связан со зданием станции соответственно в дальнейшем и закрепилось это слово.
0 Ответить
Бомммм! Бомммм! Поезд на Москву отправляется с Берлинского вокзала ровно в 4 часа утра! Пассажир Адольф Гитлер, соблаговолите занять своё место в салон-вагоне первого класса!
0 Ответить
Статья перепечатана в моем ЖЖ. Сопровождается дополнительными Интернет-ссылками по теме
0 Ответить
Марк Блау, спасибо.
P.S. Вы, как и я, всё никак не поменяете старый логотип ШЖ на новый... Вот и мне некогда...
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Галина Москаленко, просто мы не меняли баннер. Можно поменять картинку на такую, как в этом тесте.
0 Ответить
Трояк за информацию, в которой нет ничего нового. Кол за то, что, пока до сути доберешься, как раз нахватаешься всех глупостей, что связаны с темой.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Марк Блау, а вот вокзал из мультика по сказкам Биссета.
0 Ответить
Марк Блау, на меня Ваша чудная статья навеяла грусть воспоминаний. К сожалению прав Рудольф Близняков, в ныненшние времена былые славные вокзалы подавляющего боьшинства, даже узловых, ж/д станций утратили былую красоту и многофункциональность. И возродить, ранее установленные традиционные и необходимые услуги, будет крайне сложно. Удивительно, как ещё существуют бесплатные отхожие места. Недопустимое упущение современных хитрованов от бизнеса.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Falkes de Breaut произносится Фок де Броу
Оценка статьи: 5
0 Ответить
alfia lambert, там на конце буква e пропала, поправили, спасибо.
0 Ответить
Марк Блау, в Росси не было"туповатых"инженеров.Туповатыми стали в советское время,когда вместо специализированных дисциплин будущие инженеры на протяжении трёх курсов изучали "Научный коммунизм",основанный на учении Маркса.
0 Ответить
Виктор Демешко, обратите внимание, автор просто пересказывает анекдот. А дальше выражает свое мнение по поводу содержания.
0 Ответить
Марианна Власова, Уважаемая!Не приемлю оскорблений русских инженеров в будь какой форме.К любой нации должно быть уважение,но нельзя допускать оскорблений со стороны других.
0 Ответить
Спасибо. Супертекст. Меня всегда как-то интересовало, что за слово такое. Очень интересно.
0 Ответить
Интересно и познавательно, с удовольствием прочитала!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марк Блау, спасибо! Вокзалы – это целый пласт технической и бытовой культуры. До революции для каждой приличной станции был установлен такой набор: платформа (с навесом и скамейками), зал ожидания, касса, уборная (жеманное словечко туалет тогда означало совсем другое), кипяток (будочка с краном), буфет, багажная кладовая, камера хранения. Такой порядок сохранялся и в советские годы. В частности, это помогло эвакуации миллионов людей в войну, а затем массовым перевозкам на целину и на стройки комммунизма. До войны в Ленинграде можно было сдать велосипеды в багаж на Витебском вокзале, приехать в Детское Село (г.Пушкин), покататься там и вернуться таким же образом. В 90-е годы эта система пришла в состояние разрухи. На многих станциях перечисленный набор представлен двумя-тремя объектами, или не представлен ничем. Культура вокзалов переходит в дремучее бескультурье… Какая уж тут музыка!
0 Ответить
Просто замечательная статья, очень интересная! Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А у нас в Нижнем Новгороде главный вокзал расположен на главной площади, поэтому это место очень посещаемое. Это площадь революции я и сам ее обожаю
0 Ответить
С интересом и удовольствием прочитала статью! Наконец, без усилий узнала, почему наша колея шире "ненашей."
Вокзалом почти не пользуюсь, как и многие, езжу на автомобиле.Остается смотреть по ТВ редкие, к сожалению, выступления наших знаменитых музыкантов, поддерживающих традицию концертов на вокзалах.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отличная статья! Много познавательной информации!
Про предусмотрительность русских инженеров - порадовали. Уверен, что наши спецы ценились всегда.
С уважением,
Александр
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно!
0 Ответить
Серьёзная работа с материалом. Марк, вокзалы и ж.д. ваше увлечение?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Есть, есть в Лондоне такая станция.
http://www.autobuy.ru/nite.php?aid=251&aform=3
А про Павловский воксал я читал у Достоевского в "Идиоте".
Ну а потом жизнь стала прозаичнее, суровее, брутальнее.
0 Ответить
Здорово!
Оценка статьи: 5
0 Ответить