Последователи идеи полной свободы ребенка — мол, еще успеет почувствовать ограничения — на самом деле оказывают своему чаду медвежью услугу. С одной стороны, отсутствие умения сдерживать себя обязательно негативно скажется в будущем на образе жизни человека и его взаимоотношениях с окружающими. С другой — психологи полагают, что детям не просто необходимы рамки поведения. Система запретов и правил поведения облегчает детскую жизнь, делает ее привычной, понятной, комфортной и безопасной. Дети ждут от мам и пап привычных указаний и готовы их выполнять.
Почему же тогда так трудно порой добиться, чтобы родительские запреты выполнялись? Все очень просто. Запрет запрету рознь, и если формулировать родительские «табу» правильно, то и вероятность соблюдения правил будет высокой.
Запрет должен быть ясен и понятен. Нельзя «потому что нельзя», или «потому что потому» — не аргумент. Дети познают жизнь, и подобные запреты только возбуждают их любопытство. Объясняйте суть запрета и его причины словами ясными и понятными, «без высоких материй», при воспитании ребенка — говорите языком ребенка.
Запрет должен быть конкретным и однозначным. Взрослым вполне понятно, что если просят не стучать ложкой о стол, значит, просят не шуметь. Но ребенок воспринимает запрет совсем по-иному, без обобщений, до которых просто не в состоянии додуматься. Нельзя ложкой? Ну, тогда я вилку возьму… Раздраженная мамаша закипает и бросается на ребенка с руганью. А всего-то и надо было, что терпеливо, точно и доходчиво объяснить, в чем проблема.
Соблюдайте собственные запреты. Самый яркий пример — беседа о вреде курения курящего отца и подрастающего сына. Можно привести самые правильные аргументы и обоснования, но подросток все равно закурит. Это вопрос времени, как утверждает статистика.
Следите за тоном разговора. Отец — не пахан в воровской компании, во взаимоотношениях с детьми грубость и угрозы неприемлемы. Ребенку бывает трудно выполнить запрет, направленный на что-то им желанное. Грубый тон не облегчит, а осложнит его задачу.
Не запрещайте то, без чего ребенку не обойтись. Смягчите запрет оговорками. Например — лужи. Сколько ни ругай, а дети все равно к ним тянутся, ведь это так интересно — по ним ходить. Объясните, что исследовать лужи можно, но только в высоких резиновых сапогах.
Для подростков куда важнее родительских запретов может оказаться мнение компании. Быть белой вороной и объектом насмешек только потому, что выполняешь родительские требования, никто из тинейджеров не согласится.
Обыгрывайте запреты в играх. Игра — форма познания мира. Не стесняйтесь «вспомнить детство» и поиграть с ребенком, ему будет интересно с мамой или папой. Попутно разыграйте запретные ситуации, к примеру, покажите, что может произойти с мишкой, высунувшимся в открытое окно.
Рамки допустимого поведения ребенка необходимы. Но они не цель, а только средство. Поэтому последнее правило: запрещайте только то, что никак не можете разрешить.
Успехов!
Про лужи ох как знакомо. Но у нашей принцессы сейчас странный период противодействия -- попросили (именно попросили) не лазить в лужи именно в замшевых сандаликах, потому что расклеятся, потеряют внешний красивый вид и вообще их эксплуатация прекратится, "Не будет у тебя красивых сандаликов". Первую лужу она миновала, но во вторую залезла по щиколотку и наблюдала за ногами жадными глазами. Сандалики скоропостижно кончились. Смотрю дома в голубые глаза кровинушки, горько спрашиваю:"Ну зачем?" В глазах набираются слёзы:"Не зна-а-а-аю!!" Вывод: иногда просто необходимо сделать всё, что запретили, чтобы убедиться, действительно всё в итоге будет так плохо, как рассказывала мама.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, об этом еще Януш Корчак красиво говорил: ребенок имеет право один раз не послушаться (но не имеет права не слушаться).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алексей Норкин, последняя Ваша фраза - отличный афоризм. Оценка 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить