Петр I, проводя всеобъемлющие реформы в стране, не мог оставить вне своего внимания проблему взаимоотношений и поведения своих подданных, которые по естественным причинам существенно отличались он сложившихся к тому времени в Европе. Царь усиленно насаждал в стране европейские порядки и манеры, лично участвовал в подготовке и проведении различных акций и мероприятий, направленных на привитие дворянству, купцам и горожанам новых принципов и правил поведения.
В первую очередь монарх озаботился воспитанием молодых дворян, которым предстояло стать активными исполнителями его планов. Немаловажно, что значительное количество молодых дворян получало высокие должности в армии и административных структурах, направлялось для обучения и с различными поручениями за границу. Естественно, что именно им Петр стремился привить хотя бы начальные навыки европейского этикета.
Для молодых дворян в 1717 году был издан своеобразный учебник-наставление «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», подготовленный по приказу императора. По сути, книга являлась вольным пересказом правил поведения, заимствованных из различных европейских книг. Подлинный автор книги неизвестен, имеются сведения, что в её подготовке активно участвовал Яков Брюс — один из самых образованных сподвижников Петра.
Книга практически сразу же стала бестселлером, тираж разошелся очень быстро. В течение года пришлось её печатать еще дважды. Сколько же всего раз «Юности честное зерцало» переиздавалось в течение
Несмотря на следование европейским требованиям о соблюдении этикета, составители книги так и не смогли полностью отойти от российских патриархальных традиций. Практически вся книга посвящена поведению юношей, о девицах в ней вскользь упомянули в самом конце, дав несколько общих правил, в которых чувствовалось стойкое влияние «Домостроя». Для девиц во главу угла ставились набожность, смирение, молитвы, почтительное отношение к родителям и старшим, скромность, стыдливость
Зато для юношей были подробно изложены нормы поведения при различных жизненных ситуациях. Начинались они с рекомендаций по поведению в семье: «В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга».
Любопытно, что авторы дополнили вполне европеизированные требования и российским колоритом: «У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо».
Здесь же были изложены и требования к поведению за столом, так как закладываться они должны были в семье с детства: «Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть».
Не могли составители обойти вниманием и проблему пьянства: «Честный отрок должен остерегать себя от неравных побратенеств в питье, чтоб ему опосле о том не раскаяваться было. И дабы иногда новой побратеник не напал на него безчестными и необыкновенными словами что часто случается. Ибо когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез оное дается повод и способ к потерянию своея чести, так, что иной принужден побратеника своего устыдиться. А особливо когда оной отречется или нападет несносными поносительными словами».
Видимо, с навыками поведения у молодых дворян было не ахти, поэтому в наставлении не преминули упомянуть, что «младые отроки не должни носом храпеть, и глазами моргать и ниже шею и плеча якобы из повадки трести, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить, да бы от издевки не учинилось в правду повадки и обычая: ибо такия принятая повадки, младаго отрока весьма обезобразят и остыжают так, чтоб потом в домах, их посмехая, тем дражнят… Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях».
Петру требовались надежные и умелые исполнители его воли, поэтому акцент делался на образование и подготовку молодых дворян к службе: «Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает… Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник… Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранным языком, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорил, случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других не знающих болванов разпознать».
Особое место в наставлении отводилось службе молодых дворян, пожалуй, именно эти разделы были написаны наиболее развернуто и подробно. «Имеют младыя отроки всегда начальствующих своих как при дворе, так и вне двора в великом почтении и чести содержать. Подобно как сами себе хотят, чтоб они в такой службе превознесены были. Ибо честь какову они ныне оным показуют, со временем и им такая ж показана будет. Когда при дворе, или в других делах явитца надлежит, то должно в таких церемониях, в которых напредь того не бывали и не учивались, прилежно присматривать, как в том те поступают, которым оное дело приказано. И примечать, похваляют ли их или хулят, и хорошо ль они в том поступали или плохо. Слушать же и примечать, в чем оныя погрешили или что просмотрели… Еще же отрок да будет во всех своих службах прилежен, и да служит с отою и радением. Ибо как кто служит, так ему и платят. По тому и счастие себе получает».
Любопытно, что религиозные качества в наставлении упоминаются только изредка и явно не входят в число важных достоинств молодого дворянина. «Должно, когда будешь в церкве или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно постоянно и смирно и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело».
В книге дано много наставлений для различных жизненных ситуаций. В том числе и такие, как себя вести на свадьбе или на ассамблее с танцами; куда можно, а куда не следует ходить без приглашения; как строить взаимоотношения со сверстниками и слугами; как выглядеть при любых обстоятельствах весело и приятно.
От юношей не требовали ничего сверхъестественного, обычные советы по поведению более-менее воспитанного человека. Обращает на себя внимание другое — образный, сочный, доступный язык, которым написано «Зерцало». Это не нудное наставление, которое и читать-то скучно, а легко запоминающиеся советы, подкрепленные образами, буквально впечатывающимися в память. Не зря же «Зерцало» было настольной книгой молодых дворян в течение почти полутора веков. Впоследствии в России издавалось немало книг по этикету, но, пожалуй, столь образной и запоминающейся, как «Юности честное зерцало», больше не было.
Мудрый был правитель, что и говорить...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Коллеги, спасибо.
0 Ответить
Интересная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за статью И познавательно, и улыбнуьбся заставляет. Не мешало бы снова написать что-нибудь подобное и ввести "державным указом", а то посмотришь на нынешнюю молодёжь, как девочки с парнями на автобусных остановках с пивком и сигаретами на матах общаются и создаётся впечатление, что вырождается интеллигентность полностью... Маминых просьб не чавкать и не ковыряться в носу (как минимум) уже не слушают.
Оценка статьи: 5
0 Ответить