Наиболее полно и развернуто правила этикета для женщин из боярских, дворянских и богатых купеческих семей были отражены в «Домострое» — сборнике поучений, наказов и советов, созданном во времена правления Ивана Грозного. По сути, «Домострой» был развернутым справочником по организации домашнего хозяйства, во главе которого стоял мужчина — глава семьи.
В «Домострое» многие рекомендации, касающиеся женщин, формулировались как советы мужу, который должен обеспечить соответствующее поведение супруги. «Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным наставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению… Да всякий бы день у мужа жена спрашивала да советовалась обо всем хозяйстве, припоминая, что нужно. А в гости ходить и к себе приглашать и пересылаться только с кем разрешит муж».
Составители «Домостроя» главные добродетели женщины видели в религиозности, полном подчинении мужу, заботе о семье и трудолюбии. По их мнению, именно такая жена — «добрая, трудолюбивая, молчаливая — венец своему мужу». Видимо, и в те времена россиянки отличались излишней разговорчивостью, не даром же молчаливость фигурирует как одно из главных качеств женщины.
Пожалуй, больше всего советов связано с ведением женой домашнего хозяйства, вплоть до содержания конкретных меню на разные дни недели. Если следовать «Домострою», женщина должна была весь день «крутиться» как белка в колесе: «Сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что занедужит или по просьбе мужа, без дела бы не сидела, так что и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться».
Любопытно, что «Домострой», следуя религиозным требованиям, регламентировал даже интимную жизнь, но советы давал мужчине, так как в этом случае женщина была в его полной зависимости: «Люби и жену свою и в законе живи с ней по заповеди господней: в воскресенье, и в среду, и в пятницу, и по праздникам господним, и в Великий пост близости избегайте, живи добродетельно, в посте и в молитве, и в покаянии».
Естественно, что женщинам запрещалось многое из того, что считалось обычным для мужчин. Для них был даже введен своеобразный сухой закон: «А у жены решительно никогда никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений. Питье находилось бы в погребе на леднике, а пила бы жена бесхмельную брагу и квас — и дома, и на людях. Если придут откуда женщины справиться о здоровье, им тоже хмельного питья не давать, да и свои бы женки и девки не пили допьяна и в людях и дома. Жене же тайком от мужа не есть и не пить, захоронков еды и питья втайне от мужа своего не держать».
Эти патриархальные отношения, глубоко укоренившиеся в русской жизни, стал решительно ломать Петр I. В первую очередь он заставил бояр одеть своих жен и дочерей в европейские платья и вывести их в свет — на ассамблеи и различные увеселения. На петровских ассамблеях вино подавали всем, в том числе женщинам и девицам. А не выпить, если тост провозглашал сам император, было нельзя. Можно представить, какими обалделыми глазами глядели бояре на своих далеко не грациозных супружниц, которые, после принятия нескольких чаш спиртного, выделывали замысловатые па в танцах.
При Петре женщины оказались вовлеченными в общественную жизнь, где вынуждены были вести себя, подражая европейским правилам, правда, в том виде, как эти правила толковал царь-реформатор. Но и монарх был не всесилен, в семейном кругу «Домострой» продолжал царствовать еще многие десятилетия.
К середине XVIII века домостроевские традиции стали исчезать и из семейной жизни дворян. Особенно быстро этот процесс пошел в годы правления Елизаветы и Екатерины II. Теперь молодое поколение дворянок было с детства обучено языкам, среди которых основным считался французский. В страну буквально хлынули французские книги, французские моды, французские манеры и нравы. В дворянской среде нарасхват шли «французики из Бордо», которым поручали воспитание детей. Если научить языку бывшие парикмахеры, лакеи и модистки еще как-то могли, то настоящим аристократическим манерам — вряд ли. Не зря же представители французской знати, устремившиеся в Россию в период революционных потрясений в своей стране, отмечали у русских барышень какую-то неестественную жеманность и стремление слепо и без разбора следовать всему французскому. В России даже прижились характерные для Франции женские дуэли.
В обществе сложились определенные нормы поведения, которых должна была придерживаться светская женщина. В основном они базировались на аналогичных европейских нормах этикета, но впитали в себя и собственно российский колорит. Как ни странно, в них сохранились и отголоски «Домостроя». Считалось, что после замужества руководить светскими отношениями женщины должен супруг. Ему вменялось в обязанность проводить с ней по возможности больше времени, сопровождать её при выходах в свет и предостерегать от нежелательных и компрометирующих контактов и связей.
Собственно, с мужем женщины должны были выезжать на балы и приемы, посещать увеселительные места: театры, рестораны, скачки
В любые места женщина могла ходить в сопровождении своих детей, даже малолетних, в этом случае сопровождение мужчины не требовалось. С детьми женщина могла путешествовать и ездить лечиться на воды. На балы и приемы можно было выезжать с дочерью, которую мать была обязана выводить в свет. Без всякого сопровождения или в обществе другой женщины можно было ходить в магазины, к портнихе, в церковь, совершать визиты к родственникам, дамам и людям в возрасте.
Определенные ограничения накладывались только на молодую жену в первые месяцы после свадьбы. В это время она могла выезжать только в сопровождении мужа. Если же он физически не имел такой возможности, считалось приличнее отложить визиты, чем совершать их в чьем-то сопровождении. Исключение делалось только для визитов со свекровью, с ней молодая жена могла выезжать даже на балы. В отсутствии мужа молодая жена могла принимать только родственников, женщин и общих с супругом друзей, но, как правило, не ранее, чем через месяц после свадьбы. Если после свадьбы супруг надолго уезжал, молодая жена должна была переезжать к его родителям. В семье мужа первое время должна была жить и молодая вдова, если у неё не было детей.
Светский этикет регулировал многие стороны жизни дворянок, но особенно скрупулезно — внешний вид, поведение в общественных местах и совершение визитов. Чаще всего, это были неписанные требования, которые общество приняло к исполнению. Естественно, что этикет не был чем-то застывшим, он постоянно изменялся, с середины XIX века, как правило, в сторону упрощения. Но по отношению к женщинам светский этикет всегда был относительно лоялен, одним из главных требований было наличие сопровождающего, который нес ответственность за свою спутницу. Как ни странно, формально считалось, если женщину «сопровождает» малолетний сын, она находится под его покровительством.
К концу XIX века, когда дворянство стремительно утрачивало свои позиции в обществе, нравы стали значительно свободнее. Многие требования этикета, ранее казавшиеся незыблемыми для дворянок, стали терять обязательность. Появились женские организации, выступавшие за отмену всех условностей и полное равноправие с мужчинами. Окончательный же удар по дворянскому этикету был нанесен в 1917 году. Его еще какое-то время пытались придерживаться только на территориях белых армий, а затем и в эмиграции.
В наше эмансипированное время робко предпринимаются попытки возродить кое-что из давно забытого, появились даже дворянские собрания. К сожалению, эпоха, когда женщины были женственны, а мужчины мужественны и готовы защищать женскую честь на дуэлях, безвозвратно ушла в прошлое.
К сожалению, эпоха, когда женщины были женственны, а мужчины мужественны и готовы защищать женскую честь на дуэлях, безвозвратно ушла в прошлое.
))
Да особо не жалейте
тогдашние рыцари то еще жлобье были, да и женщины очень разные, это только г-н Тургенев где-то отыскивал своих тургеневских.
Кста, в наше время женственных женщин полагаю поболе будет, чем во времена домостроев и французских гувернеров. Возможно, за это стоит сказать спасибо тому же г-ну Тургеневу и иже с ним, на чьих произведениях вырастали многие советские женщины и часть нынешних.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей В. Воробьев,
Даже тот же Пушкин какие стихи написал А.Керн, котороые десятки миллионов читали своим любимым а в дневнике записал: "Намедни знатно отодрал А.Керн".
Про Толстого тоже очень много чего можно написать, но не всё прилично будет.
Нарисованные образы далеко не всегда соответсвуют оригиналам.
Вот в общем-то и ответ.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Владимир Рогоза, тема "хлебная": я только собиралась написать про Домострой. Что-то некоторые статьи у нас стали на него смахивать, осовременный ремейк!
0 Ответить
Светлана Смирнова, "Домострой" спасёт мир!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза,
"К сожалению, эпоха, когда женщины были женственны, а мужчины мужественны и готовы защищать женскую честь на дуэлях, безвозвратно ушла в прошлое. "
Непонятно только, что понимать под женственостью и мужественностью.
Кстати в большинстве случаев дуэли устраивали не "за честь женщины", а свою. Например что бы не прослыть "рогоносцем".
Почитайте воспоминания например современников 18 века об оразе жизни дам "галантного века". Мода на всё французкое принесла и моду на любовников. Не иметь любовников считалась неприлично и по современному "западло".
Можно узнать у автора кого конкрено он имел ввиду из исторических персонажей соответсвующих категории настоящих мужчин и женщин?
А статья понравилась.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Уважаемый Оракул ! Я с Вами полностью согласна. Более того, очень хочется, что бы мужчины включились в активную жизнь. Не стояли в стороне и не наблюдали, как женщины стараются "выплыть". Спасибо Вам за участие и за желание помочь возродить былые ценности. А мой коммент считайте неудачной шуткой. Ведь так оно и есть.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Светлана Семченкова, нормальная шутка, я её понял. Просто свой взгляд на проблему обрисовал. А тех кто включаться не захочет, будем пинками загонять.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оракулу. А мы ударим матриархатом по мужскому беспределу!Это мы только с виду пушистые...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Светлана Семченкова, а где у меня о восстановлении беспредела написано? Я имел ввиду культуру отношений, уважение к женщинам и т.д. Возродить - взять из старого лучшее, а не худшее. Да и мне такая женская "свобода" - делать выбор, между Тверской или сауной, в МОЕЙ стране - не нужна. Как и куча другого, пора генеральную уборку в Доме делать. Можете ударять матриархатом, но не поможет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза, не согласен с "К сожалению, эпоха, когда женщины были женственны, а мужчины мужественны и готовы защищать женскую честь на дуэлях, безвозвратно ушла в прошлое". Я собираюсь это возродить (за исключением дуэлей - это в спортзал перенести можно), а кто из барышень против будет, применим "Домострой". Удачно Вашу статью встретил и статья удачная.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза, Здравствуйте! Очень интересная статья , жаль оценок выше 5 нет. Статья на все 100 !А Елене Антоновой скажу, что содержанка и женщина "лёгкого поведения" это разные понятия. Содержанкой могла быть и актриса, и балерина и просто любая другая женщина. Сейчас таких много. А женщина "Лёгкого поведения" это проститутка, имеющая специальный билет (патент) на занятие проституцией.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Этот портрет - некоторый собирательный образ содержантки, и никто конкретно там не изображен.
Дама в черном, т.е. "вдовушка" или "веселая вдова". Рядом место в коляске свободно - для "кавалера". Таким образом эта дама приглашала занять свободное место. Соответственно, со всеми вытекающими.
А вообще по статье. Статья интересная, познавательная. Петр I - разрушитель нравственности не только женщин, но и культуры народа в целом. Но это отдельный разговор.
0 Ответить
Елена Антонова, такое мнение родилось в конце 19 века, потому что у женщины открытый свободный взгляд, чувственная внешность. "Кокоткой в коляске" назвал ее Стасов. Но у наших современников она таких ощущений не вызывает. А сам художник не раскрыл своего замысла и имени модели.
0 Ответить
Полностью согласен с Марианной, интерпретация изображения не связана с авторским замыслом художника.
0 Ответить
Конечно это всего лишь версия, но мне хочется принимать именно ее. Согласно ей Бестужева Матрена была простолюдинкой, уроженкой Курской области, Фатежского района, а о красоте Курянок я знаю не понаслышке!!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза, спасибо за прекрасную статью!
Елена, картина на самом деле называется "неизвестная". И женщина изображенная на картине вовсе не легкого поведения. Это портрет Матрены Саввишны Бестужевой, жены дворянина Бестужева. Она была горничной в доме его тети. Одним из ее поклонников был Крамской. Очаровавшись ее красотой он написа ее портерет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей ., это лишь версия. А вот другая: в частном собрании Душана Фридриха в Праге хранится этюд к картине, написанный в том же 1883 году. На нем женщина выглядит иначе. Вероятнее всего, что Неизвестная - идеальный образ, выписанный на основе всё равно какого реального.
0 Ответить
Любопытно все это, конечно. Посмотрим, что дальше будет.
У нас с Вами одна заставка получилась, это ничего?
(вот здесь )
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Приветствую Владимир!
Интересно, а был какой-то этикет для обычных российских женщин, которых и в старину было в тысячи раз больше, чем даже сегодняшнего дворянского "собрания"?
К сожалению, эпоха, когда женщины были женственны, а мужчины мужественны и готовы защищать женскую честь на дуэлях, безвозвратно ушла в прошлое
А что - когда-то все женщины были женственны? Или и тогда были такие, за которых дуэлей не устраивали?
И неужели женственность в понимании нормальных тружеников была такой же, как у тех спортсменов-джентельменов, которые из своего понимания женской чести устраивали дуэли, а сами паразитировали на миллионах нормальных женщин?
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Пардон, портрет "Незнакомки" ...
0 Ответить
Елена Антонова, "Неизвестная", поправили.
Кто эта женщина - неизвестно, есть лишь версии.
0 Ответить
Владимир Рогоза, весьма странно тут видеть репродукцию "Неизвестной" - это женщина легкого поведения того времени - содержанка.
0 Ответить
Елена Антонова,
Вы абсолютно правы, и то, что (цитирую) : Елена Антонова, такое мнение родилось в конце 19 века, потому что у женщины открытый свободный взгляд, чувственная внешность. - неверно.
Вот ссылочка:
Статья "Вина за чужой порок.
Сексуальная раскрепощенность появилась в русской культуре в начале ХХ века, но ненадолго"
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/915/
И вот цитата из этой статьи:
Иван Крамской (1837–1887). «Неизвестная» (1883). На этой картине, часто украшавшей крышку шоколадных конфет в советское время, изображена проститутка, вернее, камелия — высший ранг женщин свободного поведения. Камелии отдавали себя на содержание богатым любовникам. Бывало, к ним переходило немалое состояние их обожателей. На полотне видно, что левое место в коляске свободно — это был знак «ищу партнера-спонсора», приличные дамы так никогда не ездили: место рядом предназначалось для мужа или прислуги.
0 Ответить
Ирина Баумане, нелогичный текст. Если она уже содержанка, зачем ей искать партнера-спонсора? И если уж употреблено название "камелия", автор должен был бы знать, что куртизанки обозначали свою "незанятость" белой камелией, приколотой к корсажу, а не свободным местом в пролетке.
0 Ответить
Владимир, статью прочла с интересом. Спасибо.
0 Ответить