• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Екатерина Крушинская Дебютант

Чайлдфри: счастливцы, достойные сожаления?

Не каждому дано прожить жизнь так, чтобы в финале не было мучительно больно…

Чайлдфри — те, кто добровольно отказывается от деторождения, уверяют, что способов реализоваться в жизни великое множество. И все они не связаны с рождением детей.

В первой части статьи мы пытались разобраться в социальных и исторических причинах возникновения чайлдфри. Теперь попробуем понять: что движет людьми, чьи взгляды граничат с детоненавистничеством? А главное — о чём они заставляют задуматься успешных чадолюбивых родителей?

Психология

Одна из самых больших ошибок чайлдфри — перекладывание ответственности на самих детей. Им кажется, что дети — постоянно орущие и пачкающие пелёнки существа, единственная задача которых с рождения досаждать взрослым. Чайлдфри панически боятся детей, они брезгуют прикоснуться к ним, им неприятен сам запах ребёнка. За этим часто стоит собственный негативный опыт общения с маленькими детьми, страх потерпеть фиаско и неготовность взять на себя ответственность за другого.

Вот о чём рассказала известная американская телеведущая Опра Уинфри:
«Обо мне не заботились в детстве, и сама я это делать не умею… Однажды мне нужно было присматривать за 4-летним ребенком целый день. Я была так утомлена, и это был столь сильный стресс для меня, я почувствовала настоящее счастье, когда прибыла мать малыша. Именно тогда я решила окончательно, что детей у меня не будет».

И действительно, большинство чайлдфри — жертвы своих родителей. А те, в свою очередь, похоже, и сами были бы рады в свое время освободиться от ребёнка, но всю жизнь мужественно тяготились своими обязанностями. Дети, выросшие в такой атмосфере, само собой, не захотят обзаводиться потомством — слишком хорошо они помнят, как досадовали на них их собственные родители. Возможен и другой вариант: родители так сильно любили и опекали ребёнка, что позабыли реализовать себя и стали неинтересны детям. А те в свою очередь, вырастая, всё больше укреплялись в мысли, что родительство — это тяжкая и нежеланная ноша.

Взять на себя ответственность за ребёнка — серьёзный шаг, и чайлдфри откровенно заявляют: мы к этому не готовы. Они бы и сами рады оставаться детьми как можно дольше — ведь сохранять незамутнённое восприятие действительности можно, только оставаясь безмятежным ребёнком. А с рождением собственных детей придётся перейти на позицию «взрослого» — каждый ли из нас готов стать взрослым?

Любопытная тенденция

Если в самой основе движения чайлдфри лежит добровольное нежелание иметь детей, и соответственно, априори заявляется их отсутствие, то в последнее время и в рядах самих «добровольцев» завелись вольнодумцы! Люди с детьми всё чаще спешат причислить себя к чайлдфри, ссылаясь на свою неприязнь к собственным детям (пусть даже уже и существующим). Боюсь, если число таких «партизан» продолжит увеличиваться, добровольным бездетным придётся изменить свои правила и включить в сообщество ещё и родителей-неудачников. Но на мой многодетный взгляд, это — совсем другая история.

Всё ли так беспросветно?

В 19 лет и я думала, что детей у меня не будет, и твердила о «высшем предназначении». Впрочем, чётко очерченной позиции (и тем более — за долгие годы накопленных зрелых принципов) у меня не было, и в 20 лет я незаметно и незадумчиво родила первого ребёнка. Чтобы сохранить здравый рассудок, пришлось приспосабливаться к обстоятельствам. Сейчас у меня трое детей, ни об одном рождении я не жалею, ибо это бессмысленно.

С каждым я приобретала новые качества — это мой путь: учиться у ребёнка, смотреть на мир вместе с ним, удивляться банальным вещам, заново перечитывать детские книжки и по-новому смотреть детские фильмы. Учиться терпению и принятию; учиться отстаивать свою позицию, и в любых обстоятельствах оставаться собой; учиться договариваться и совершенствовать свои дипломатические качества; в любой ситуации сохранять чувство юмора и критический взгляд на вещи.

Чайлдфри надо мной посмеются, но я скажу: труднее всего с одним ребёнком. Если уж начали — продолжайте хотя бы до двух. С рождением последующих детей тяготы уменьшаются, а количество радости и свободного времени увеличивается. Дети начинают занимать друг друга, они вырастают, и вы становитесь друзьями. Между прочим, общение с трёх-пяти летним ребёнком на мировоззренческие темы может быть в большей степени познавательным для взрослого, чем для самого ребёнка.

А бытовые трудности в коллективе, где больше двух человек, решаются в два счёта умелым планированием и распределением обязанностей. Всё-таки тайм-менеджмент — великая вещь, тем более — в семейных отношениях!

Терминология

Термин «детные» изобретён самими чайлдфри в противовес слову «бездетные». По замечанию членов сообщества, встречаются иногда «адекватные детные» — те, кто детей, может быть, и породил, но относится к ним без фанатизма. С такими «детными» чайлдфри даже способны вступать в полемику. Но зачастую она быстро скатывается до неинтеллигентной.

Больше всего нервов «добровольным бездетным» портят родственники и знакомые, пристающие с расспросами «Когда же у вас будут дети?» Таких чайлдфри называют «проповедниками размножения». Некоторые родители (особенно нелюбимые сообществом чайлдфри) просто дрожат от умиления над каждым ребёнком. Что бы он ни делал, они приговаривают: «Ах, ну что вы, это-же-ребёнок!» Сердце чайлдфри не знает снисхождения — никаких «жеребёнок», уж лучше кошки!

Истинные причины и альтернативы

Теоретики движения чайлдфри подготовили солидную базу доводов, и если человек действительно осознаёт, зачем он вступил в чайлдфри, с его логикой трудно не согласиться. Некоторые аргументы просто в пух и прах разбивают общественные стереотипы. Например:

За названной причиной «хочу завести ребёнка, чтобы было, кому позаботиться обо мне в старости» может стоять невысказанный страх старости и эксплуататорские наклонности. В качестве альтернативы заведению детей по этой причине чайлдфри предлагают такому человеку благополучно заработать хорошую пенсию и относиться к людям по-человечески, чтобы в старости его могли навещать.

Тех, кто хочет обзавестись детьми для улучшения своего социального статуса, для «солидности», чайлдфри обвиняют в социальной неуверенности и потребительском отношении к детям и советуют им поискать другие возможности для успешной жизни.

Тем, кто хочет, чтобы «у моих будущих детей было все то, чего не было у меня в детстве» чайлдфри советуют для начала разобраться со своими неудовлетворенными детскими желаниями, и начать дарить подарки уже существующим детям.

Тот, кто собирается завести ребёнка, «чтобы продолжить род», по мнению чайлдфри, недалеко ушёл от детского желания быть послушным ребёнком своих родителей и всё ещё пытается ублажить отца. Ему чайлдфри рекомендуют создать что-нибудь вечное и дать этому свое имя.

Тот, кто с помощью рождения ребёнка хочет привязать к себе партнёра, вообще вызывают большое осуждение чайлдфри. Если основной мотив заведения ребёнка — «жена/муж хочет ребенка», то есть смысл говорить о кризисе отношений в паре. За этим мотивом стоит страх потерять партнера — прежде, чем беременеть, обсудите с партнёром ваши истинные желания, советуют добровольные бездетные.

Кстати, примерно тот же набор причин и страхов, побуждающих людей обзаводиться потомством, приводит психоаналитик Александр Свияш, создатель методики бесконфликтной жизни. Но помимо этого, в своей книге «Советы брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться» он приводит и единственный стоящий аргумент в пользу заведения детей:

«Самое здоровое желание иметь детей нельзя объяснить логически. Они рождаются ни зачем и ни для чего. Ребёнок — это не гарант исполнения ваших надеж. Просто взрослый человек хочет, чтобы в этот мир пришёл ещё один маленький человек. Пришёл с его помощью. Пришёл и порадовался жизни. Причём, порадовался не так, как считает нужным и правильным взрослый, а возможно, как-то по-своему. Задача взрослого не в том, чтобы решить с помощью ребёнка свои проблемы. Задача — отдать, а не получить».

Именно это для чайлдфри осознать труднее всего — в случае с детьми задача «отдать, а не получить». Ведь именно этим и руководствуется большинство успешных родителей, которые не могут объяснить словами своё желание завести ребёнка — они были счастливы и до рождения ребёнка, они продолжают чувствовать себя счастливыми и вместе с ним.

Их психическое здоровье не зависит от наличия детей или их отсутствия, ведь счастье — это черта характера, передающаяся по наследству.

Статья опубликована в выпуске 14.11.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (32):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Статья не понравилась. Субъективно (с самого заголовка можно предположить, что пишет многодетная мать), аргументы надуманные (слишком простые, однобокие, псевдонаучные), всё пронизано гордыней, самодовольством и снобизмом. Кроме того, автор своей псевдопсихологией и "жалостью" оскорбляет других людей, с их установками, взглядами, обстоятельствами и тому подобное.
    Вы счастливы в своем материнстве, видите, может быть, в этом своё предназначение, - рада за вас. Но видите ли, есть другие люди, отличные от вас. Они так же могут отдавать свою любовь, как вы, и даже больше, и что немаловажно, - не своим детям (своим, кстати, куда проще), а чужим, или не детям, а вообще, чему-то другому, искусству и науке, например, и сделать для планеты куда больше, чем вы со своим отпрыском. И они, представьте себе, вполне себе личности, очень даже хорошо живущие)) А еще - вы знаете? можете себе представить? - среди них есть люди, которые и хотели бы воспитать своего ребёнка (у них материнство в крови), но, увы, бесплодны. И что теперь? они для вас изгои или, так сказать люди, достойные вашей "жалости"? им что, надо идти и повеситься или нюни распускать на каждом углу? Не дождетесь! Они тоже могут быть счастливыми и жить полноценной жизнью, только по-другому. И даже стать ненавистными для вас чайлдфри. Вот так.

    Оценка статьи: 3

  • Даша Р Читатель 20 января 2014 в 16:15 отредактирован 27 мая 2018 в 11:26 Сообщить модератору

    Боже мой, почему агрессивные чайлдфри? У меня многие друзья имют детей, и я уважаю этих людей и спокойно с ними общаюсь. Это их выбор. Дети - это прекрасно. Но просто я не хочу иметь детей и все, никакой агрессии. Это мой выбор, что в этом особенного? Я не чувствую потребности "отдать, а не получить". Я думаю люди должны относиться терпимо друг другу и уважать свободу выбора каждого человека.

  • Чайлдфри заслуживают премию Дарвина. В чистом виде. Но это их выбор )

    Оценка статьи: 5

  • Лиза Семенова Читатель 14 апреля 2011 в 21:29 отредактирован 25 мая 2018 в 08:55 Сообщить модератору

    Екатерина Крушинская,

    Вам почти удалось сделать статью объективной, но подзаголовки все-же выдают Ваше истинное отношение к чайлдфри, подтвержденные комментариями.
    Пока я не планирую заводить детей, и не хочу. И особенно отпадает желание, когда видишь комментарии ненавистников чайлдфри. От этого веет каким-то снобизмом и нетерпимостью.
    В прочем, это, надеюсь пока, характерная черта среднестатистического жителя нашейс траны. Неумение уважать чужое мнение и право выбора. К сожалению, так же ведут себя некоторые чайлд-фри по отношению к "детным".
    Мы все разные, кто-то счастлив с детьми, кто-то предпочитает прожить жизнь без детей. Не нужно жалеть тех, чьё мнение и мироощущение отличается от Вашего. Нужно уважать друг друга.

  • Люба Мельник,
    спасибо Вам большое за комментарий.
    Я и не думала оскорблять автора, но после того, как Екатерина неоднократно "жалела" меня, называла ущербной и т.п. - мне это, как минимум, неприятно. Я самодостаточный человек и меня жалеть не нужно, я не нуждаюсь в сострадании - просто выразила свою позицию, что и требовалось. Никому своё видение не навязываю, в отличие от автора - Вы заметили??

    Мне более неинтересно дискутировать (чит. - лить из пустого в порожнее) с автором. Писатель прежде всего должен быть толерантен к мнениям оппонентов)))

  • Ети Йоханссон Читатель 19 мая 2010 в 18:31 отредактирован 24 мая 2018 в 07:29 Сообщить модератору

    Екатерина Крушинская,
    вот только что задала вопрос об отношении к чайлдфри своему другу из Хельсинок. Он пишет: "it's everybodys own thing..." это мнение образованного и культурного (а главное-толерантного!) европейца. У нас же нападки на людей, которые открыто заявляют о своей непохожести на других, просто поражают дикарским размахом. Это касается политических оппонентов, отношения к людям с нетрадиционной ориентацией и т.д...Подумайте: а может, у вас (не-чайлдфри) комплексы и давление вековых стереотипов о том, что реализоваться женщина может по-настоящему только в роли матери, о том, что мы - больные психически и т.д. Среди чайлдфри много талантливых людей, которые сделали для человечества намного больше, чем вы со своими детьми вместе.

    Я считаю, что за чайлдфри - мировой прогресс, так как мы можем полностью посвятить себя работе и творчеству, не отвлекаясь на памперсы..
    Кстати, я не в обиде на своих родителей - я выросла в благополучной полной семье, помогала воспитывать младшего брата (6 лет разницы), с которым мы сейчас очень дружны. Не всегда комплексы детства вылазят боком впоследствии, хотя согласна с вами - да, у многих из нас детская травма наложила отпечаток на отношение к детям. Просто я решила, что хочу посвятить себя музыке (я композитор и поэт), при этом хочу создать фонд помощи талантливым подросткам. Но дети для меня - как экзотические животные - посмотреть на выставке - да, завести у себя - нет.

    • Екатерина Крушинская Екатерина Крушинская Дебютант 19 мая 2010 в 19:30 отредактирован 20 мая 2010 в 11:47 Сообщить модератору

      Ети Йоханссон, а можно узнать Ваше настоящее имя? (если это не секрет, конечно). Где можно услышать ваши произведения? Нисколько не сомневаюсь, что они талантливы - просто хочется знать.
      читать дальше →

      • читать дальше →

        • Екатерина Крушинская Екатерина Крушинская Дебютант 20 мая 2010 в 10:49 отредактирован 20 мая 2010 в 12:40 Сообщить модератору

          читать дальше →

          • читать дальше →

  • Господа,
    это личное дело каждого - иметь или не иметь детей.
    Просто выскажу своё мнение как чайлдфри - здравомыслящий человек (а не ущербный!). Я не вижу никакой причины гордиться тем, что человек попросту следует своим вековым инстинктам. Да,те люди, кому не дано сотворить ничего великого на благо человечества, реализуются именно так - по-животному (говорю про большинство). Недаром многие деятели искусства добровольно не хотели обзаводиться потомством. Кстати, одно дело - безвозмездно дарить свой талант людям, радуясь сам и радуя других, а иное дело - передавать свои гены, часть себя и Божьего дара другому существу. Люди искусства меня поймут. Оригинал всегда лучше копии. Поэтому и говорят, что природа отдыхает на детях гениев. Меня удивляет мужское сюсюканье с детьми. Встречала мужчин, взрослых, умных и свободных (казалось бы..) - но взяв на руки отпрыска, они превращались в слюнтяев. По моему глубокому убеждению, чайлдфри - это сильные люди, победившие свои вековые инстинкты и возвысившие само имя человека. У каждого свой путь. Правых и неправых нет. Каждый человек свободен в своём выборе и никто не имеет права осуждать. Лучше человек будет счастлив один, чем будет всю жизнь каяться и терзать других из-за необдуманного поступка. Да, я считаю, что беременность уродует женщину и физически, и извращает психологию. Никто ничего не должен своим родителям - избавьтесь от комплекса вины!!! Это было сознательное решение наших родителей - привести нас в этот мир, так что пусть сами и разбираются со своими комплексами. Я своим так и заявила и они, люди умные и образованные, ничего не смогли мне возразить.
    Главное - чтоб человек был счастливым. Через творчество, любимую работу или семью - решать вам.
    Я свой выбор сделала.

    • Екатерина Крушинская Екатерина Крушинская Дебютант 19 мая 2010 в 14:01 отредактирован 20 мая 2010 в 11:47 Сообщить модератору

      Ети Йоханссон, пожалуйста, прочитайте эту статью: http://krujina-dance.livejournal.com/60373.html
      это я к тому, что
      "Отсутствие семьи, детей и социальной реализации – это яркий сигнал, что где-то человек зажат в какие-то клещи. Он может это как угодно компенсировать, скрыть, вытеснить, но это факт непреложный. Естественный поток жизни таков: люди, взрослея, передают жизнь дальше. И всё, что из него выпадает, имело серьезную причину выпасть. И оно имело шансы быть исцеленным своевременно. Ана Глинская"

      читать дальше →

  • Хотя я мать, но я их понимаю

    В настоящее время - я мать-одиночка с двумя детьми, но я очень хорошо понимаю взгляды чайлд-фри. Я сама в детстве и молодости не хотела иметь детей и все потому, что ребенок, даже самый-самый любимый - это в первую очередь твой долг. Даже в выходной ты не принадлежишь сама себе, не можешь выспаться, не можешь куда-нибудь смотаться на целый день - хотя сразу оговорюсь исходя из уже собственного опыта, что, если ребенок здоров, то он не так уж и напрягает и реально скорее доставляет радость - с ним можно куда угодно уйти на целый день, он никогда не будет будить спящую мать... Я вообще то спать не любительница и тут вот у меня проблем вообще не было, но просто знаю это, все бывало, что просыпалась и видела улыбающегося играющего самостоятельно ребенка. Лично я рожала первого в 35, рожала одна, но будучи уже самостоятельной и независящей от родичей женщиной, привыкшая ни в чем себе не отказывать и никого не спрашивать можно ли мне отлучиться куда то и настолько то - тут же почувствовала себя реально сама маленькой девочкой, который каждый раз нужно было отпрашиваться даже в магазин, т.к. ребенок часто при этом передавался родичам -в конце концов я стала ходить с ребенком, оставляя его на улице или покупая все в уличных киосках - я считала и считаю, что без лишней необходимости ребенка лучше не ввозить в магазин. Наконец я ощутила на себе огромнейший груз ответственности и кроме этого возникло много вопросов что и как делать и как вообще воспитывать, столкнулась с реальным непониманием меня медработниками, которые почему то считают, что если родила, то все должна уметь и знать. Я отвлеклась от темы. Так вот все может быть не так уж и плохо ЕСЛИ. Но не факт, что ребенок родится здоровым, кроме того многие чайлдфри, а я с ними общаюсь в разных сетях, убеждены, что роды вредны женщине, многие боятся беременности и возможной смерти и не все чайлдфри так уж не любят детей - многие просто не хотят сами рожать. Короче тут очень много совершенно разных проблем. Но, главное, что я почувствовала, родив одного ребенка - это конец личной свободе и вдруг возникла мысль, что абсолютно все равно 1 у тебя ребенок или 101, грубо говоря. Ты уже не принадлежишь себе самой, ты уже должна, а очень многие никому ничего не хотят быть должны - и дело вовсе не в том, что они боятся не реализовать себя, самореализация вообще стоит на последнем месте, они просто хотят жить так, как им хочется.

    • Насчёт потери личной свободы - абсолютно с вами согласна. Тогда зачем осознанно идти на такие жертвы?? Однажды вы сорвётесь на ребёнке и невзначай упрекнёте его, мол, я ж так тяжело тебя рожала и воспитывала, а ты неблагодарный..навязывание комплекса вины и долга. Опять - зачем??
      Господь сотворил всех людей свободными в своих действиях и выборе.

    • Lidiya Svechina, да, я считаю это большой проблемой городского общества. Большой семьей в городе жить неудобно. А без этого много возникает сложностей. Не на кого оставить ребенка. Не от кого получить знания по уходу за ребенком. Не кому помочь, в конце концов. И пресловутая независимость ведет к одиночеству или большим трудностям.

      • Это проблема не только города

        Не думаю, что в деревнях лучше знают как воспитывать, к тому же там все больницы и учреждения куда дальше, да часто бездорожье бывает. А сложности в воспитании ребенка возникают всегда, даже просто в уходе за ним. Думается, что давно нужно ввести в школах предмет "Основы педагогики" что ли. Но, если возвращаться непосредственно к теме, то чайлдфри вызвано очень разными причинами, но основными являются не материальные трудности, а страх перед ответственностью - страх родить больного ребенка, страх перед самими родами, т.е. всевозможные фобии, от которых вполне можно избавиться. Что касается материальных трудностей, то тут они скорее связаны со сложностью получения отдельного жилья - ведь факт, что и за деньги у нас порой жилье не прибретешь, мошенников сколько развелось, да еще порой родичи не выделяют матери и ребенку отдельную комнату, даже имея такую возможность, отказываются жить большой семьей и сын, прописанный в многокомнатной квартире, вынужден снимать жилье или просить у государства для жизни вместе с женой - подать в суд или разделить жировку у него рука не подымается, мать то святое - ну и как тут рожать, жить ребенку негде, да еще мать в злобе на жестокую свекровь - но тут скорее вопрос стоит в неполноценности современных мужчин, которые не в состоянии защитить свою жену и своих детей.

  • Те люди, которые категорично осуждают других за нежелание иметь детей и есть ущербные и недалекие люди! А вам нравятся дети-наркоманы? дети-преступники? мальчики, насилующие девочек? Вы считаете, этим детям стоило рождаться? я считаю, что нет. В нашем доме жила женщина, у нее был сын моего возраста, мы даже играли в детстве вместе. Он вырос и стал наркоманом. Его мама делала все, что могла, чтобы спасти его от этого. Однажды она сказала моей маме, я не знаю, что лучше, чтоб он умер или жил?! Мальчик вскоре попал под машину в наркотическом состоянии и погиб. Думаю, его мама вздохнула с облегчением, хотя я и уверена, что ей было его жалко. И я тоже думаю, что так и для него и для нее лучше. Это я к тому, что дети - это не только розовые краски, но очень часто черные. Терпимость - это одна из черт зрелости и интеллекта, это я для тех, кто очень категоричен в суждениях. На всякий случай, сообщаю, у меня есть дочь, я ее люблю, но абсолютно не считаю, что дети - это самое большое счастье в жизни. Самая трудная и бесконечная РАБОТА - это да.

  • По своей сути чайлдфри - выродки, которые не смогут продолжить свой род, т.е. вырожденцы. И вызывают такие люди, как правило, только сожаление. Даже в русских сказках по фразе "и не было у них детей" понятно становится, как народ к таким людям относился. В общем, гордится нечем. Какую тут философскую базу не подводи.

    • Комментарий удален
      • Рабиндраната Тагора, а вы видели хоть одну семью в которой бы рожали детей из-за демографической политики государства? Я таких не видела. Продолжение рода - это одна из самых главных потребностей человека, и не хотеть детей это такого же рода патология как анорексия (отказ от еды), на мой взгляд.

        Оценка статьи: 5

        • Комментарий удален
  • Екатерина Крушинская, очень хорошая статья!

    Оценка статьи: 5

  • Екатерина Крушинская, мы в неоплатном долгу перед своими родителями. Мы не можем дать своим родителям столько, сколько они дали нам. И мы отдаем эти долги своим детям. Тут уж по полной программе! Так же и наши дети, долги нам они отдадут через своих детей. Кто ничего не должен родителям, тот, наверное, и живет без детей. Эти люди бывают очень успешны в жизни. Они не знают только одного, что такое дети. Как поется в одной песне:" ...и вершина любви, это чудо великое дети" Так что они потеряли?

    Оценка статьи: 5

  • Юрий Белый Дебютант 14 ноября 2009 в 11:53 отредактирован 14 ноября 2009 в 11:54 Сообщить модератору

    Екатерина Крушинская, совершенно с Вами согласен.
    "Большинство чайлдфри – жертвы своих родителей" - абсолютно верно. Тот, кто недополучил любви от родителей, обычно не умеет сам дарить ее, потому что нельзя научиться этому. У меня тоже на близкую тему статья написана. Жаль, что в заголовке Вашей статьи нельзя вопросительный знак на точку поменять.

    Оценка статьи: 5

  • Статья не в тему заголовка.

    Оценка статьи: 1

  • Абсолютно согласна с Вами:
    учиться у ребёнка, смотреть на мир вместе с ним, удивляться банальным вещам, заново перечитывать детские книжки и по-новому смотреть детские фильмы. Учиться терпению и принятию; учиться отстаивать свою позицию, и в любых обстоятельствах оставаться собой; учиться договариваться и совершенствовать свои дипломатические качества; в любой ситуации сохранять чувство юмора и критический взгляд на вещи.
    общение с трёх-пяти летним ребёнком на мировоззренческие темы может быть в большей степени познавательным для взрослого, чем для самого ребёнка.

    А бытовые трудности в коллективе, где больше двух человек, решаются в два счёта умелым планированием и распределением обязанностей. Всё-таки тайм-менеджмент – великая вещь, тем более – в семейных отношениях!

    Подписываюсь под каждым словом!
    Отличная тема и хорошие статьи!

    Оценка статьи: 5