Что мешает? Начните знакомиться с полезными правилами безопасного ведения бизнеса прямо сейчас. Итак, читая, подумайте о том, какие из ниже перечисленных пунктов касаются непосредственно вас, что нужно срочно исправить, изменить?
1. Распределяйте обязанности между своими заместителями, если вы руководитель. Меньше подписывайте документов, поручайте это вашим заместителям в рамках их компетенции. Чем больше вы на себя берёте, тем больше приходится отвечать. Просто руководитель по определению наделён как правами, так и ответственностью, начиная от удостоверения своей подписью правильности отражения финансовой деятельности, заканчивая пожарной безопасностью. Зачем отвечать за всё?
2. Каждая подписанная бумага может быть доказательством в уголовном деле. Анализируйте последствия своих действий. В потоке бумаг руководитель часто подписывает всё подряд, не придавая этому какого-либо значения. Когда возникает необходимость найти «крайнего» или ответственного, как правило, им становится тот, чьих подписей на бумажках оказывается больше всего.
3. Старайтесь не совершать действий, явно выходящих за рамки закона, привлекающих внимание правоохранительных органов. А не явно — можно? Можно, но лучше не нужно. Другими словами, там, где есть возможность закон не нарушать, делать этого не надо. Есть маленькая тонкость: нужно ещё знать закон, поскольку его незнание не освобождает от ответственности, а знание, бывает — освобождает.
4. Не храните в столе, сейфе, дома документы с компрометирующей вас информацией. А где хранить? Нигде. Лучше, чтобы таких документов не было или чтобы они уничтожались сразу, при первой возможности. Один мой знакомый бизнесмен «вторую» бухгалтерию хранил в гараже. Это детская наивность полагать, что гараж — то место, где нельзя провести обыск. Самое интересное, что его задержали в гараже, когда он ставил туда свою машину, соответственно, сразу начали интересоваться: «А что это за бумажечки вы тут прячете?».
5. Сотрудники должны знать ограниченную информацию о деятельности фирмы, только ту, что нужно для работы. Не дайте впасть в искушение своим сотрудникам и подчинённым сказать о вас и вашей деятельности что-нибудь лишнее. Меньше знаешь — крепче спишь, храните их спокойный сон.
6. Секретарь не должна знать все аспекты вашей деятельности и возможные недочёты, нарушения, имеющиеся в компании. Обычно, первыми допрашивают секретарей, которые в милиции становятся очень откровенными. Так уж повелось, что секретари — это, почти всегда, женщины. У женщин принято хранить секреты сообща, а вам это надо? Очень большая ошибка, когда мужчины-руководители предпочитают видеть в качестве секретаря молоденькую девушку «без мозгов» и с хорошей фигурой, приятную на ощупь. Это идеальный субъект для передачи всех деталей и тонкостей вашего бизнеса посторонним людям. Не секрет, что внедрение таких девиц в конкурирующие фирмы в качестве секретарей — обычное дело в наше время.
7. Избегайте конфликтов с конкурентами. Конфликт опасен не сам по себе, а теми непредсказуемыми последствиями, которые бывает невозможно просчитать и оценить заранее. В словаре Ожегова слово конфликт толкуется как столкновение, серьезное разногласие, спор. Если рассматривать слово «столкновение» как метафору, то можно представить последствия столкновения, это потеря равновесия, падение, стресс. Если вы в этом столкновении сторона «с большим весом», скорее всего, «победа» будет за вами, но побеждённый всегда имеет возможность отомстить, и тогда мнимая «победа» обернётся реальным поражением. Мстят в личных отношениях близким людям, а уж в бизнесе мстят по крупному, и уголовное дело бывает не самой страшной местью.
8. Имейте всегда, на случай проверки, документальное подтверждение правомерности своих действий. Помните выражение: «Без бумажки ты — букашка, а с бумажкой — человек». Имейте договора, счета, приказы, другие документы, которые должны быть и которые могут подтвердить законность ваших действий. Слова не работают там, где должны быть письменные документы. Может быть, это немного затрудняет работу, но обеспечивает безопасность.
9. Будьте очень осторожны в телефонных разговорах и конфиденциальных переговорах в офисе. Просто знайте, что технические средства получения информации настолько совершенны, что позволяют контролировать все ваши разговоры как по телефону, так и непосредственно в офисе с другими людьми. Для этого не обязательно даже устанавливать подслушивающие устройства, «жучки», в телефон или под крышку рабочего стола — контролировать разговоры можно и на расстоянии. Вывод один: не говорите ничего такого, что потом может быть использовано против вас.
Важное слово для безопасности бизнеса — своевременно. Что нужно делать вовремя?
1. Отслеживать и распознавать источники угроз, просчитывать всевозможные риски.
2. Понимать и правильно оценивать степень опасности угрозы. Возможности источника опасности, его ресурсы, задачи
3. Разграничивать угрозы по степени опасности для принятия оптимального решения в зависимости от необходимости выбора, на что реагировать в первую очередь.
4. Найти и организовать необходимые ресурсы для предупреждения или локализации угроз.
Если вышеприведённые пункты выполнять с опозданием, то можно сказать, что системы безопасности не существует вовсе. Это не тот случай, когда говорят: «Лучше поздно, чем никогда». Тут больше подходит выражение: «Поздно лечить алкоголизм, когда почки отвалились».
Поэтому общие меры безопасности должны быть выработаны своевременно, чтобы не было обидно за бестолково организованное дело, которое закончилось привлечением к уголовной ответственности и, соответственно, уголовным делом.
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!