Несколько поколений слушателей смогли познакомиться с постановками русской национальной оперы, идущими в декорациях народного художника СССР Федора Федоровича Федоровского, по эскизу которого создан и нарядный занавес Большого театра. Оперы М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Глинки в оформлении мастера — золотой фонд русского искусства.
Мощный темперамент мастера, его фантазия, дар сценического архитектора и колориста определили такое понятие как «театр Федоровского». Декоративное богатство живописи художника восходит к традициям отечественной культуры, принципам оформления музыкального спектакля, утвержденным искусством К. Коровина, М. Врубеля и В. Поленова.
Былины и эпические сказания, предания и легенды влекли Федоровского. К ним он возвращался постоянно. Темы опер «Садко», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Псковитянка» казались ему неисчерпаемыми источниками творчества. «Опера увлекает меня, — говорил Федоровский, — как единение всех искусств: поэзии, живописи, скульптуры, архитектуры — всех муз, которые навсегда приковали меня к театру. Я люблю на сцене радость, увеличение масштабов. Этот толчок мне был дан Врубелем на одном из мимолетных уроков, который оставил неизгладимое впечатление, стал ведущим принципом моего творчества…»
Федор Федоровский родился 26 декабря 1883 года в Чернигове. Рано осиротел. В 7 лет после переезда в Москву его отдали в городское училище. Учителя настояли на том, чтобы он поступал в Строгановское училище на декоративное отделение. Основы живописного мастерства он постигал в классе К. Коровина, лидера театральных художников. В его мастерской царила атмосфера преклонения перед древнерусским искусством. Впечатления от путешествий в Углич и Ростов Великий, Псков и Новгород остались на всю жизнь в памяти Федоровского и повлияли на его художественные воззрения. Золотая медаль достойно увенчала обучение в училище.
Дебют Федоровского состоялся в 1907 году оформлением оперы Ж. Бизе «Кармен» в Частном театре
1913 год стал для Федоровского рубежным. Его пригласили участвовать в «Русских сезонах» в Париже, организованных С. Дягилевым, которые стали триумфом отечественного искусства. В постановке оперы М. Мусоргского «Хованщина» художник комплексно подошел к разработке ее изобразительной части. Эскизы декораций и костюмов, зарисовки действующих лиц, наброски гримов и сейчас покоряют глубоким психологизмом.
В 1950 году Федоровский вновь обратился к любимой опере. Этой постановке была суждена долгая сценическая жизнь. Более 300 раз она прошла на сцене Большого театра. Ее слушали во многих городах нашей страны, в Нью-Йорке и Милане, Париже и Софии. Слушателей покоряла историческая достоверность и философская глубина трактовки оперного шедевра М. Мусоргского.
Наибольшее впечатление производит один из эскизов декораций Федоровского — «Стрелецкая слобода». На нем изображена слобода в Зарядье, где зреет заговор боярина Хованского. Гроздья алой рябины как бы предвещают трагический исход схватки «хованщины» с молодым Петром. Вдали на кремлевском холме сплотившиеся золотые купола соборов, бескрайние дали старой Москвы.
Трагичной предстает последняя картина «Скит». На смену ликующему гимну пришел безысходный день. Осенние облака затянули небо и скрыли солнце. Тяжелый сумрак объял старый неприветливый лес. От многоглавого храма на пригорке до ветхой часовенки протянулись вереницей в белых и черных одеждах раскольники. Тревожные всплески пламени свечей освещают их фигуры. Мрачный лес справляет страшную тризну по готовящим себя к самосожжению фанатичным верующим.
В Большом театре Федоровский оформил 31 спектакль — произведения Р. Вагнера и Ш. Гуно, М. Глинки и П. Чайковского, А. Бородина и Н. Римского-Корсакова, несколько балетных спектаклей. Он работал с известными мастерами: дирижерами Н. Головановым, А. Мелик-Пашаевым, Е. Светлановым.
С 1946 года в его декорациях идет опера «Борис Годунов» М. Мусоргского. Впервые художник обратился к ней в 1927 году. Он сделал бесчисленное количество набросков с натуры, стремясь найти форму спектакля, способную воплотить музыкальную и драматическую мощь произведения. Десять картин-декораций, до тысячи костюмов действующих лиц, масса предметов быта. Содержание оперы раскрывает взаимодействие образов, психологию, характеры действующих лиц: горожан, нищих-слепцов, купечества, бояр, духовенства, шляхты. Каждая сцена воплощается художником ярко и выразительно. Перед взором зрителя возникают сменяющие друг друга контрастно решенные картины царских палат, кремлевской площади, богатство польского замка, корчмы на литовской границе.
Оформляя сцену «Под Кромами», художник создал декорацию, рисующую лесную поляну у дорог, ведущих в Москву. Стихийная сила народа и природы, гениально отображенная в музыке Мусоргского — «Расходилась, разгулялась удаль молодецкая» — подсказала художнику решение этой сцены. Могучие сосны с опушенными снегом ветвями — символ народной силы. На возвышенности за частоколом — город Кромы с собором, с башнями. Все это в дыму пожарищ. Горит земля русская по всему пути Самозванца. Образ народа и образ природы составляют непобедимую силу, противостоящую пришельцам.
В Большом театре бережно сохраняется еще одна превосходная работа Федоровского — декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Садко». Стихия новгородского торжища, собравшего корабли индийского, веденецкого и варяжского купцов, сменяется фантастически украшенными чертогами морского царя.
Художник создал декорации к «Тихому Дону». В эскизе к одной из сцен оперы Федоровский изобразил на фоне неоглядных степных просторов одиноко стоящую на бугре мельницу. Золотятся жнивьем убранные поля. Голубое бездонное небо широко распростерлось над ними. Тоскливо, неприютно Мелехову, вернувшемуся в отчий край. Оставшись на перепутье, он сторонится односельчан, пытаясь укрыться на старой мельнице.
Последней работой художника стала опера П. Чайковского «Чародейка». Лирический мир природы служит фоном для раскрытия трагической судьбы русской женщины. На эскизе 1958 года к последнему действию изображен осенний лес. Холодный ветер срывает с деревьев желтые и багряные листья. В тревожных ритмах сгибающихся стволов и ветвей предчувствие надвигающейся беды: в свинцовые воды реки должны бросить отравленную княгиней Настасью. Природа одухотворена. Она скорбит и печалится, оплакивая погибшую.
Наследие Федоровского обширно и многообразно. Оно определило развитие современной театрально-декорационной живописи. Во всем, что создал художник, ощутима любовь к жизни, щедрость души и таланта, отданного без остатка во славу русской музыкальной культуры.
Карина Бахтадзе, спасибо, что Вы словно заново открываете имена замечательных художников и не только художников. Читала Ваши статьи в журналах по искусству, но они очень дороги, и просто замечательно, что Вы обратились к Интернету, сделав эти статьи более доступными для всех . Удачи Вам и с нетерпением ждем новых статей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Карина, за интересный рассказ о замечательном человеке. Сцены вы описали так, словно нарисовали - "Могучие сосны с опушенными снегом ветвями – символ народной силы." Слышал, конечно, фамилию Федоровского, но признаюсь не знал точно кто это. Благодаря вам чуть-чуть поумнел.
Оценка статьи: 5
0 Ответить