Его биография в чем-то обычная. Родился 14 октября 1944 года в Москве, учился в школе рабочей молодежи, занимался в драмкружке. В кино дебютировал довольно поздно, в 25 лет. Но за двадцать лет кинокарьеры сыграл столько, что иным и за полвека не под силу. К сожалению, а может, и к счастью, чаще всего ему доставались роли с отрицательными персонажами. И он их «вылеплял» так талантливо, что его герои всегда воспринимались как злодеи вселенского масштаба.
Вспомним хотя бы Федора Савельева в одной из первых советских «долгоиграющих» кинокартин — «Вечный зов». Скольких советских людей после очередной серии буквально начинало трясти. Я прекрасно помню, как родной брат моего дедушки, танкист-фронтовик, вскочил с дивана после очередной подлости «Федьки» и закричал: «Да я этого гада голыми руками задушу!».
Позже я прочитал книгу Анатолия Иванова «Вечный зов». «Федька» не был там таким ярким злодеем. Многое, как я сейчас понимаю, привнес в этот образ сам Спиридонов. И сделал это настолько убедительно, что его возненавидела вся страна. Но ведь, согласитесь, это надо уметь!
Или другой эпизод: не менее запоминающийся фильм с продолжением — «Любовь земная» и «Судьба». Снятый как раз в то время, когда вовсю шла работа над многосерийным «Вечным зовом». Евгений Матвеев долго размышлял над тем, кому доверить одну из ключевых ролей — предателя и полицая Федора Макашина. Сделал выбор в пользу Спиридонова. И не ошибся. Вот только самому актеру от этого было не легче. Вадим Семенович иногда вспоминал о том, что после выхода «Судьбы» на экраны поколение фронтовиков его люто возненавидело. Не раз ему в спину на московских улицах доносилось презрительное: «Иуда!», а порой его даже хотели избить.
Возможно, именно из-за этих двух «предательских» ролей у некоторых людей, которые пытались писать о Спиридонове, возникло ошибочное представление, что такой, мол, актер и в жизни. И такой злой и колючий он из-за того, что формировался в подростковые годы в блатной и босяцкой среде, а у городской шпаны все противоречия разрешались одним — дракой. И достаточно удаленный от Красной площади район «Сокольники», который бы сейчас назвали «спальным», мог привить подростку именно такую психологию: «Сила солому ломит».
Не так давно вдова Вадима Семеновича развенчала подобные мифы. И родители будущего актера были интеллигентными людьми, воспитавшими у сына обостренное чувство справедливости, и район у них (Вадим и Валентина познакомились в достаточно нежном возрасте) был вовсе не таким уж мрачным. В конце концов, умение постоять за себя никому еще не мешало.
Был ли Спиридонов человеком неуживчивым? Отчаянным спорщиком? Человеком, не знающим компромиссов? Наверное, не более, чем другие. Но у него всегда присутствовали принципы: если он считал себя правым на сто процентов — никому не уступал. Даже режиссеру! Многим ли режиссерам нравились строптивые актеры? Сомневаюсь…
Кстати, развеяла Валентина Сергеевна еще один миф, мол, Спиридонов, «наступив на пробку», мог в течение недели-полутора не выходить из пике, фактически был запойным. На самом деле несколько раз актер просто имитировал «пьянки». Так случалось тогда, когда режиссеры «приставали» к нему с такими сценариями, которые Вадим не мог принять в силу их наивности и слабости. И никакие «сниматься не буду!» не понимали…
Можно ли воспринимать такие поступки как капризы гения? Если бы подобный вопрос задали бы самому Вадиму Семеновичу, он бы, наверняка, отмахнулся: «Как хотите, так и понимайте!». Но история отечественного кинематографа знает не так уж много случаев, когда вчерашний участник драмкружка при заводском доме культуры решил сдать документы сразу в три основных творческих вуза Москвы — Щукинское училище, Школу-студию МХАТ, ВГИК и везде набрал проходной балл. У Спирирдонова получилось! Выбрал он ВГИК и стал студентом мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. И после окончания учебы стал актером Театра-студии киноактера, что получалось далеко не у каждого.
Между прочим, одной из первых ролей Спиридонова стал командир дивизии полковник Деев в фильме «Горячий снег» по книге Юрия Бондарева. Бесстрашный и мужественный герой, который в исполнении 28-летнего актера смотрелся очень органично. А уже в следующем году началась работа над «Вечным зовом».
Но не только по ролям предателей запомнился Вадим Семенович. Достаточно вспомнить капитана Швеца в культовом фильме «Ответный ход» или «Первая конная», где Спиридонову досталась роль самого Семена Михайловича Буденного. Но Государственную премию СССР актер получил именно за роль Федора Савельева…
Почему актеру было отмерено так мало? Всего 45 лет? Не берег себя, пропускал роли и чужую боль через собственное сердце. Вспыхнул ярко, но горел недолго. Русская судьба…
Я всегда восхищалась его актерскими ролями. Так играть!!! И конечно все это пропускалось через его сердце, и оно не выдержало. А какой он красивый, мужественный!
0 Ответить
Сколько не сыграно ,а жаль!
0 Ответить
А мы с мамой часто смотрели вместе "Вечный зов", она любит этот фильм.
0 Ответить
Да, одно слово - талант
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, в голове не укладывается, как можно проводить какую-то параллель между ролью актера и его личностью в жизни. Если он, вернее его роли, воспринимаются многими людьми именно так негативно, как пишет автор, значит, артист достиг в своей профессии высокого актерского мастерства. Добрая ему память. Спасибо.
0 Ответить
Да, Татьяна, в своих ролях он вытаскивал самые тонкие грани человеческой натуры...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Москаленко, точно, русская судьба. И главное, уснул и не проснулся. Ну это, я думаю, Бог к себе его забрал...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вечная ему память. Талантливейший русский актер.
0 Ответить
Так вот почему он не снимался будучи пожилым. Просто не дожил...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне он запомнился по «Вечному зову». Талантливый актер. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить