Родной сын Александр — внутри впервые десантируемого БМД. В патроннике пистолета генерала — одна пуля. Если бы эксперимент провалился и Лыков и Меркулов-младший погибли бы, разбившись внутри БМД, то не вызывает сомнений, что Василий Меркулов, как человек чести, послал бы себе эту единственную пулю в голову.
Именно как человек чести, а не неудачник, что при провале убивает себя в приступе истерики. Режиссеру Олегу Штрому и, главное, актеру Михаилу Жигалову удалось передать именно это важнейшее послание: в лице персонажа Василия Филипповича Меркулова предстает настоящий человек чести. Очень достоверная актерская работа Михаила Жигалова с одной стороны. Но все же считаю, что по шкале экспрессивности, упрямства, взбалмошного характера Меркулов зашкаливает, что мне не очень импонирует. Что ж, вот такой многогранный главный герой получился в сериале «Десантный Батя».
Есть в этом сериале что-то залихватское, ухарское. И выражением озорства стал, по-моему, второстепенный персонаж. И именно — личный водитель главного героя в исполнении актера Алексея Розина. Эта, извините, физиономия с хитринкой во взгляде, с заломленной назад кепкой как раз и является отражением несколько хулиганской органики сериала. Таким образом, авторам удалось создать смесь военно-исторического и общественно-политического кино, сваренную с задоринкой.
В фильме «Десантный Батя» проклевывается еще одна интересная особенность — ощущение культурности кинематографического языка. Профессор, что носит массивные гранаты в сумке, как свеклу в авоське, читает красноармейцу стихи известного немецкого поэта Гёте. Музыканты из духового оркестра играют произведения великих композиторов. Эти удачные вкрапления из мира искусства в ткань фильма делают его более человечным. Даже на волоске от гибели, на расстоянии ладони от фронта и безжалостного врага, в бойцах живет человеческое стремление к красоте.
Не лишена картина и мягкого, немного несуразного юмора. Ополченец, разбитной интеллигент образца первого года ВОВ, получает гранаты на пункте выдачи боеприпасов и топчется, не зная ни как пользоваться ими, ни куда их положить. Так, распихивает по карманам, как яблоки. А гранаты увесистые, падают в дорожную пыль перезревшими яблоками с дерева. Есть забавные моменты, умеренно, со вкусом подобранные. Я бы не сказал, что авторы сваяли «лубочную» картинку жизни образцового генерала. Показаны и кровавые сцены рукопашных боев, лишенные сюсюканий, предельно жесткие, иногда — жестокие. Зритель видит беспощадное уничтожение врагов, дедовщину, нешуточные клановые и межгенеральские трения. Все это делает фильм более достоверным, выпуклым, но никак не красочной картинкой с праздничной конфеты.
Музыкальный ряд фильма выполнен сдержанно и ненапряженно. Соответствует боевитой, озорной стилистике «Бати». Композитор Алексей Шелыгин сумел не мешать повествованию неуместной громкостью или парадностью. Он уложился в такт и стилистику картины.
Есть еще один момент, который меня порадовал. Авторы сериала в одной из сцен вручили Меркулову в руки (а точнее — на ноги) солдатские портянки! Это выглядело бы логичнее, если бы речь шла о годах войны, но эти «солдатские носки» мы видим на генерале в 70-е годы прошлого века! Не думаю, что тогда у высших должностных лиц военного командования СССР с внушительными окладами не было возможности купить себе хоть сто штук носков ежемесячно. Портянки же в мирное время на генерале (!) наталкивают на понимание, что Меркулов-то, несмотря на высочайший ранг в армии СССР, в ВДВ, прежде всего — солдат. До мозга костей. А уж после — генерал. Солдат без чванства, без «закидонов» величия. Да — простоват, да — вспыльчив, да — колюч в общении. Но — настоящий Батя любому рядовому.
Сейчас много ругают советское время. А фильм «Десантный Батя», жизненный путь генерала Меркулова/Маргелова показывает, что свежие идеи министром обороны СССР и многими генералами поддерживались. Не сразу, но все же! Владимир Коренев (маршал Гречко) и Лев Прыгунов (маршал Мазунов) как раз стали воплощением вполне современного мышления. Вменяемые люди служили в Генеральном штабе Советского Союза, а не застарелые «мухоморы», как их часто стараются представить теперь.
Они двигали вперед мощь армии СССР, и это весьма достоверно сыграли Коренев, Прыгунов. То были люди, которые прошли подчас не одну войну от рядового солдата до высших чинов в военном руководстве страны. То есть, сериал «Десантный Батя» невольно (или намеренно) подчеркивает, что в Советской Армии времен «застоя» косность мышления имела место, но вовсе не главенствовала! Более того, лично мне кажется, что картина улучшает имидж советской военной системы в глазах зрителя.
Чувствуется, что во многом «Десантный Батя» держится на харизме Михаила Жигалова. Опытный актер, как говорится, не раз бывал в «деле» (кинематографическом). Участвовал он в сериале про золотую рыбку из ноутбука с Марией Голубкиной («Джек-пот для Золушки»), ловил злодея Андрея Соколова в фильме про дорожный разбой в 90-е («Охота на асфальте»), работал и в других проектах. Те работы прошли не очень заметно, а в «Бате» Михаилу Васильевичу удалась одна из лучших его ролей, как мне кажется!
Что касается юного красноармейца Василия Меркулова в исполнении актера Сергея Жаркова, то режиссер Олег Штром весьма тонко «подпер» Жарковым образ генерала в молодости. В Сергее видна та изначальная честность и преданность делу, Родине, которая у взрослого Меркулова/Жигалова уже смотрится совсем органично. За подбор актерского состава я бы поставил создателям картины «пятерку».
Считаю, что многосерийный фильм «Десантный Батя» получился весьма достойным. Это не просто «стрелялка», а показан целый пласт в истории страны сквозь призму судьбы конкретного человека — «отца», создателя Воздушно-Десантных войск. Сериал будет интересен как молодым мальчишкам, которые нынче часто слоняются по подъездам неприкаянные, так и всем, кто служил в ВДВ, в Советской Армии, наконец. Мальчишки увидят для себя истинные ориентиры, образец для подражания, если хотите, а давно отдавшие воинский долг Родине вспомнят свою службу.
Женщинам сериал может быть интересен, но — в меньшей степени, естественно. Все же в первую очередь — это картина мужская. По десятибалльной шкале я бы поставил фильму 9 из 10.
Хорошо, с юмором написано. И вспомнил, как отец моей тёти (жены папиного брата) в 1956 году рассказывал о лекциях Жуковского по...