Кофе пили преимущественно в Петербурге, в прибалтийских губерниях и в Царстве Польском, а также на Кавказе и в Закавказье. На Кавказе кофе стал любимым напитком в 8−9 веке. Сюда его принесли завоеватели-арабы. От арабов к кофе пристрастились турки, балканские народы, греки и итальянцы. А после осады Вены турками в 1683 году, благодаря стараниям Юрия-Франца Кульчицкого, на кофе прочно «подсели» сначала жители Вены, а затем все немцы. Настолько прочно, что под немецким влиянием «кофейниками» стали даже голландцы, хотя именно они одними из первых завезли в Европу из Китая чай. К слову сказать, именно в Германии, в Гамбургском порту, до сих пор находятся самые большие склады кофе в мире. Так что любовь к питью кофе в северо-западных губерниях Российской империи и в Петербурге — немецкая мода. Заметим, впрочем, что Пруссия довольно долго оставалась «чайной» страной.
Москва же, в противоположность Петербургу, городу строгому и стройному, отличалась характером эклектичным. Оттого практиковалось здесь и кофе- и чаепитие. Хотя больше все же москвичи тяготели к чаю, напитку, как считалось, исконно русскому.
С напитком этим в России познакомились почти в то же время, что и в Европе, в 1638 году. Вот только к русскому и к европейскому столу чай попадал разными путями. Если в Европу его доставляли по морю из южных портов Китая, то в Россию чай везли верблюжьими караванами по суше, через монгольский город Кяхту и через Сибирь. Считалось, что чай, перевозимый по морю, впитывает влагу, и это ухудшает его качество. Потому русский чай ценился выше европейского.
Разница в названии бодрящего напитка в России и в Европе — тоже следствие вывоза чая из разных районов Китая. На юге сушеные чайные листья называли «те», а в северных провинциях «ча». Потому в России пьют «чай», во Франции — «тэ», а в Англии — «ти»
В 17-м веке у чая, казалось, почти не было шансов стать русским народным напитком. Православная церковь с подозрением смотрела на травку, ввозимую из «паганого» (то есть, поклоняющегося идолам) Китая. Следует, заметить, что староверы до сих пор чай не употребляют. То ли по-прежнему опасаясь даров язычников, то ли считая его напитком черезмерно возбуждающим.
Но уже в 18-м столетии Петр I начал внедрять чай в «народные массы», как привык, государевым указом. В солдатский рацион были введены возбуждающие напитки: два стакана крепкого чая либо приравненный к нему стакан водки. Петровская традиция держалась до 19-го века. Только в 1877 году чай сделали обязательным напитком в рационе русской армии. Спиртное же выдавали солдатам до 1886 года. После чего в мирное время водку солдатам выдавать перестали совсем.
Благодаря петровскому волюнтаризму, чай на Руси стали пить не только солдаты, но и дворяне. В «Евгении Онегине» чаепитие на именинах Татьяны — важный ритуал, предшествующий ритуалу еще более важному, танцам.
Но чай несут; девицы чинно
Едва за блюдички взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
Церковь тоже смирилась с чаем. При ближайшем распробовании он оказался напитком не только вкусным, но и полезным. В России, так же, как и в Европе, а еще раньше — в Китае, чай взял на себя функцию безвредного возбуждающего напитка. Кстати, статистики отметили: в тех губерниях, где росло потребление чая, уменьшалось пьянство.
Монахам употреблять горячительные напитки строго возбранялось. Поэтому для поддержки тонуса они начали широко использовать чай. Чаепитие в монастырях стало традиционным. На широко известной картине
Как уже говорилось, в Европе главный кофейный рынок находился в Гамбурге. В России же центром продажи чая был Нижний Новгород. Ежегодная торговля на Макарьевской ярмарке начиналась с распродажи чая, привезенного из Китая. Хотя цены на чай в первой половине 19-го века упали, но и объем потребления его возрос. Торговля китайским чаем была делом очень выгодным. Так, семейство чаеторговцев Боткиных стало одной из богатейших купеческих фамилий. Исключительно из-за богатого приданного на одной из девиц Боткиных, не слишком видной Марии Петровне, в 1857 году женился русский поэт А. А. Фет.
Хотя прибаутка о том, что чай — не водка, много не выпьешь, пришла в русский язык из Сибири, но вся территория России от Урала до Тихого океана была практически «чайной» страной. Именно отсюда явился в русский быт зверский чайный напиток чифирь.
Любой почитатель чая скажет, что заварочный чайник подогревать нельзя, напиток станет горчить. Чифирь, наоборот, готовят, чтобы был погорше. Для этого вываривают не менее 2−3 ложек чайной заварки в небольшом количестве воды. При подогреве безобидный чайный лист выделяет в кипяток алкалоиды (от них-то горечь) и кофеин. Получившийся дикий отвар оказывает возбуждающее и немного наркотическое воздействие. Из-за этого он в почете в тюрьмах и в лагерях, где водку или наркотики достать гораздо сложнее, чем обычный черный чай. А еще там, где нужно пришпорить себя и отогнать сон. В мои студенческие годы те, кто любил готовиться к экзаменам по ночам, поддерживали бодрость именно таким напиточком.
В 1964 году меня призвали в армию. Так вот, до начала 1965 года на ужин нам давали чай без сахара, не было его по солдатской норме. Это при том, что в "Приключениях бравого солдата Швейка" австрийским солдатам давали кофе с ромом ещё в первую мировую войну.
0 Ответить
Мастера Чифиря спросили, зачем он кладёт так много заварки?
- Заварки я кладу как обычно, – ответил он, – просто не лью столько воды, как вы.
0 Ответить
Очень интересная статья.
Но в России был все же свой чай.
«Иван-чай», который русские «чаёвники» заваривали и пили еще в ХII веке!
Больше всего такого чая заготавливали в селении Копорье под Петербургом. Поэтому и стали называть напиток, а позже и сам «Иван-чай», Копорским чаем. СОТНИ пудов этого продукта использовались в России. Позже он стал ВАЖНЕЙШЕЙ составляющей и в российском экспорте. После особой обработки «Иван-чай» отправляли морем в Англию и другие страны Европы, где он также ЗНАМЕНИТ, как персидские ковры, китайский шелк, дамасская сталь. За границей «Иван-чай» называли РУССКИМ ЧАЕМ!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Алексей Латухов, полностью согласна!
1 Ответить
Алексей Латухов, тоже хотела про иван-чай написать) все таки чай из китая - не наш. у нас свой есть)
1 Ответить
Маша Данилова, вот только кто его пьет?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Александр Петров, я
Чай из иван-чая, мяты и других полезных растений. Очень вкусно.
1 Ответить
Существует множество национальных традиций чаепития – японская чайная церемония, китайское искусство гунфу-ча, русское чаепитие, английское чаепитие и другие. Кроме того существует огромное количество модификаций чайных традиций и способов заваривания.
читать дальше →
0 Ответить
Уважаемый Марк Блау, мне, туляку и почитателю чая очень понравилась ваша статья.
А вот еще из народного фольклора:
«Она сидела, грибы ела
и чай с селедкою пила.
Потом платком рукой махнула
и горько плакать начала.
Куды краса моя девалась,
кому я счастье отдала…»
Селедкой заедали чифирь, чтобы заглушить его горечь.
0 Ответить
А я завариваю чай (и кофе) так:
В кипяток кладу сколько нужно сахару, кипячу. При этом все микробы и бактерии находящиеся в сахаре, гибнут. Затем уже этим "сиропом" завариваю заварку. Получается гораздо безопаснее, да и вкуснее.
0 Ответить
Ну ясно.
Хабаров А.И. Тюрьма и зона. - М.: Центрполиграф, 1997. - 396 с. Можно скачать и сравнить.
Александр Владимирович Кучинский
Автор книги "Тюремная энциклопедия"- журналист, консультант Центра общественных связей УВД Донецкой области.
Книжку Кучинского "Тюремная энциклопедия" бегло пролистал. Процентов на 80 текст наш с Сашей Хабаровым. Слово в слово. Не знаю, что и думать. Какие будут предложения?
0 Ответить
Кучинский А.В. Тюремная энциклопедия.
(по поводу статьи "Чифирь")
Намек на плагиат. Понял.
Эту, так называемую "Тюремную энциклопедию" написали мы с замечательным поэтом Александром Хабаровым, и вышел первый тираж в 1997 году. В издательстве "Ценрполиграф" под названием "Тюрьма и зона".
Поскольку Хабаров сидел два раза, то и автором записали его. Чтобы братва не наехала на меня, не сидевшего. Я скромно записался редактором. Но в издательском договоре оба наших имени стоят равноценно.
Затем книгу пиратски печатали и продавали по всей стране, кто только мог. Даже на Украине вышел тираж. Нам, конечно, ни копья. И судиться смысла, как вы понимаете, не было. Вот, собственно, и все. С уважением...
А может отловить этого Кучинского? Да привлечь...
0 Ответить
В современной индийской брошюре с рецептами приготовления чайного напитка автор после слов: «Возьмите столько-то ложек чаю» не забывает в скобках добавить: «купленного у добросовестного продавца».
Фальсификация чая едва ли не столь же древнего происхождения, как и само производство чая.
Российскую фальсификацию чаёв можно разделить на два основных вида. читать дальше →
0 Ответить
Владислав Артемов, Вы можете выкладывать статьи и давать здесь ссылку. Ваши статьи будут находить по названиям и тегам, Вы будете видеть количество просмотров и оценки.
Источники можно найти поисковиком.
0 Ответить
Распространение чаепития в России сопровождалось очень характерным явлением, какого в других странах не замечалось. По всей Руси великой, главным образом в великороссийских губерниях и даже у инородцев, вошло в обычай просить при каждом удобном случаe «на чай, на чаек», и немного оставалось местностей, гдe еще по старинному просили «на водку». Выражение «на водку» заменилось более деликатной просьбой «на чай», и сложилась поговорка «ныне и пьяница не просит на водку, а все на чай».
Можно с достоверностью предположить, что прежде всего просьба на чай распространилась в среде ямщиков, а потом уже перешла и в другие рабочие слои русского общества.
Давать на чай ямщикам вошло как бы в обязанность проезжего и составляло как бы одно из звеньев русского обычного права, это настолько укоренилось, что для людей, едущих по казенной надобности и не платящих прогонов, было даже установлено законом давать прибавку ямщикам. Отказ в этом признавался чем-то неестественным и невероятным.
После ямщиков чайная подачка вошла в привычку среди прислуги гостиниц, ресторанов, трактиров и т. п., потом перешла и в другие низшие слои населения. На чай получали также все, нанятые для каких-либо услуг, как обычную прибавку к договоренной заработной плате, а также люди, оказывающие мимолетные услуги, вроде швейцаров, лакеев, посыльных, носильщиков и т. п. Термин «дать на чай» стал общим для всей России. Эта условная форма косвенного вознаграждения за необязательную недоговоренную работу получила такое значение, что известный немецкий ученый Геринг посвятил ему особую большую монографию, в которой с немецкой обстоятельностью все разложил по полочкам и классифицировал:
«…в России эта форма имеет три оттенка:
1) дают на чай, как добавочную полюбовную плату к выговоренной уже плате за особенное старание (например, ямщикам и извозчикам за то, что хорошо ехали), но в некоторых случаях эта необязательная форма обращается в обязательную (например, в театрах и других местах за сбережение платья);
2) как прямая плата за услугу, но не определенная заранее количественно, а только подразумеваемая (как например, комиссионерам, посыльным, носильщикам и т. п.);
3) в смыслe праздничных денег («с праздником» разным служащим лицам, работникам и т. п.).
В совокупности все эти «чаи» составляют весьма крупную сумму и значительный процент в бюджете. Для нас важен самый термин «на чай», доказывающий — какое серьезное значение придается этому напитку, благородным названием которого прикрываются более низменные цели. Было бы наивно, конечно, полагать, что «чаевые деньги» действительно идут на потребление чая. Этим термином прикрывают часто желание сорвать что-либо с «барина», «выпить водки», только эти желания замаскировываются употреблением всуе слова «чай».
В других государствах, где чай не имеет такого общественного значения, подобной маскировки нет, а просто говорится «на выпивку» (Trinkgeld, pourboir), или это имеет характер добровольной подачки (по-итальянски — buono mano). Между тем там эта форма имеет, пожалуй, еще большее распространение, чем в России…»
Впрочем, А. фон Гакстгаузен, путешествовавший по России в 1840-х гг., писал по этому поводу следующее: «Петербуржец, уже захваченный европейской культурой, шепотом просит на чай, москвич же честно просит на водку».
1 Ответить
Владислав Артемов, еще раз браво!
Прямо из рук выхватили! Я сейчас как раз писал про чаевые, чтобы полностью "раскрыть тему чая".
0 Ответить
Вот это комментарии: и интересно, и информативно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марианна Власова, Простите. Лет 10-15 назад серьезно интересовался этой темой. Огромную книгу написал, собрал бездну материала, перевел массу статей, накопил более 1000 иллюстраций. Обошел практически все представительства чайных фирм... Но как-то дело само собою увяло. Да и лень одолела. Да и предложили за работу тысячу, что ли, долларов... Не помню уже. Мизер, короче... И я ушел в управдомы. Указать источники вряд ли смогу, ибо сильно все переделывал, а рыться в материалах 15-летней давности опять же лень. Так что вот просто выкладываю какие-то главки. Для души. Не для диссертации.
0 Ответить
При Александре II в Москве появились первые чайные. Для них правительство установило, на зависть всем прочим питейным заведениям, особые льготы: минимальную арендную плату и очень низкий налог. Вначале их открывали на рабочих окраинах, вблизи крупных промышленных предприятий, потом появились они около рынков и стоянок извозчиков. Чайные имели право открываться в 5 утра, когда трактиры были еще закрыты. Для крестьян, приехавших на базар, для извозчиков, ожидающих седоков, для холостого рабочего люда эти чайные стали самым популярным местом отдыха и встреч.
Как правило, в каждой чайной было по три комнаты. Хозяевам чайных разрешалось иметь «музыку» (граммофон) и бильярд. Почти во всех чайных имелись подшивки газет. А вот алкогольными напитками они не имели права торговать. Кипяток разрешалось подавать только в самоварах.
К чаю подавали молоко, сливки, хлеб, бублики, баранки, масло, колотый сахар.
Вот как описывает смоленский краевед А. Я. Трофимов одну из городских чайных конца минувшего столетия, которую содержало общество попечения о народной трезвости.
«Это было одноэтажное деревянное строение до 25 метров в длину: два зала, кухня, где повара готовили легкие закуски — блины, яичницу, мясные и рыбные блюда.
Исстари наши кабаки и чайные были не только питейными заведениями, но и своеобразными народны¬ми канцеляриями. Здесь за умеренную, а то и вовсе мизерную плату могли составить прошение, жалобу — любую бумагу. А писарями в кабаках и чайных «служи¬ли» бывшие мелкие служащие присутственных мест, коим пришлось расстаться со столом в казенном доме по причине неумеренного пристрастия к горячительным напиткам. По вечерам в этом «писарском» зале через проекционный фонарь показывали зрителям «туманные картинки», беря за вход 1-3 копейки.
Во втором зале царил дух гастрономии и чая. В ту пору чай пили «парами». Пара чая состояла из двух чайников: большого с кипятком и малого с заваркой, а также из 2-3 кусочков сахара. Один человек мог выпить по настроению 5-10, а иногда и больше чашек, так как кипяток добавлялся за ту же цену. За отдельную плату можно было заказать закуску по выбору.
Чай подавали не только парами (в двух чайниках), но и доливали кипяток из особых медных чайников, которые получили название «чайник — сбоку ручка»: у него был длинный носик, позволявший подливать кипяток из-за спины сидящих за столом.
Характерной чертой большинства чайных являлись длинные общие столы. Сидевшие за такими столами могли вести общую беседу, делиться новостями».
В конце XIX века уже во всех больших центрах распространяются народные трактиры, столовые и чайные, где была запрещена продажа крепких напитков. Подобные же заведения стали появляться и в мелких поселках. В съестных лавках и на постоялых дворах чай был еще дешевле, причем если его спрашивала артель, то брали «гуртовую» цену с уступкой.
В центре внутренней торговли чаем — на Нижегородской ярмарке — для народной чайной устроено было особое каменное здание, где очень дешево отпускали чай с тремя кусками сахара.
1 Ответить
Кучинский А.В. Тюремная энциклопедия.
ЧИФИР
В старину за чаем русские купцы обговаривали миллионные сделки, за чаем вершились сватовства. По количеству потребляемого чая лишь старушка Англия (с колониями) опережала Россию, но по качеству чая наша страна не уступала никому. В Москве продавалось более 60 сортов чая, среди которых были нынче вообще неизвестные сянь-линский и «златовидный ханский»...
В советское время чай заново родился в местах лишения свободы и стал основным источником витаминов и жизненной энергии для тысяч и тысяч зеков, прошедших тюрьмы и лагеря.
Из чая зек приготовляет напиток, именуемый «чифиром» (чифир, чифирь). читать дальше →
0 Ответить
А вот еще из народного фольклора:
«Она сидела, грибы ела
и чай с селедкою пила.
Потом платком рукой махнула
и горько плакать начала.
Куды краса моя девалась,
кому я счастье отдала…»
Селедкой заедали чифирь, чтобы заглушить его горечь.
0 Ответить
Владислав Артемов, нужно ставить ссылки на источники, а лучше просто давать ссылку, а не выкладывать тексты такой длины.
0 Ответить
Владислав Артемов, мама! Марик, скажи! С таким комментом ты просто забыкуешь! Скажи, зажег?
0 Ответить
Владислав Артемов, браво!
0 Ответить
Хорошая статья. А какой чай везли из Китая через Монголию - чёрный или зелёный, или вообще - плиточный? Сами китайцы пьют зелёный, на севере Китая и в Монголии популярен плиточный. А мы - чёрный (или красный). Интересно - как получилось? Не встречали нигде информацию?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марк, я в смятении и недоумении. О чае статья или о кофе... Выиграла бы больше статья, если бы не кофейная ее часть. А так заголовочек получился нераскрытым в Вашу полную, как обычно, силу, а статья рывками. Уж традиция чаевничая можно было ух как красочно. Далее, насколко я знаю, именно казанская чайная ярмарка держала первенство. И, главное, не все так просто с этой традицией. Еще статистик князь Мышецкий (потомок вот тех староверов, которые боролись против внедрения чая в русскую культуру), будоражил императора и министра Столыпина, что чай, несмотря на высокие налоги чайные, принес в Россию ухудшение питания русского человека. Уже тогда думающих мужей беспокоила ситуация с чаепитием. Несмотря на дороговизну кяхтинских чаев, напиток этот пустой заменил русскому человеку полноценную пищу. Вместо "покушаем" получилось "почевничаем". А это не есть хорошо для и так не совсем сытого русского мужика при, в общем-то, скудном репертуаре тогдашней русской кухни. (Опять же, саморвары: медный самовар был дорог для русского мужика, но каждая изба тянулась из кулька в рогожку иметь его, т.к. печь не надо было растапливать, чтобы побулькать покрашеного кипяточку. Вот почему его-то и первым хватали при возгорании изб). Разорительно, и в общем-то, не так уж полезно для России оказалось знакомство с чаем, а раз уж в статье и про кофеек, то и кофе ни к чему русскому человеку было. Пили же сбитни, взвары, молочко парное, квасы-кисели. Я-то вообще считаю по большому счету, что человек должен питаться тем, что растет в его климатической зоне. Азиат пусть трескает рис и пьет чай, а рязанец репку, толокняную кашу- полбу и запивает ржаным кваском. Так-то здоровее. Знаете, мне этот флер Петра Великого не совсем по душе - картофель де привил русскому! А на фига при сочной репе, брюкве, тыкве ему этот картофель был? В нем, кроме трухи крахмальной просто ничего нет. Да и политически это очень неверно присаживать страну на заморские виды продуктов - импортная зависимость получается. Но это мое мнение. Просто поделилась им с Вами.
0 Ответить
Лаура Ли, если Вы обладаете информацией о традиционных российских продуктах и напитках напишите статью. Думаю многим будет интересно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег Вальковский, Похлебкин уже все сказал и лучше не скажешь. Но статью обещаю. Вот, кстати, откопала злую шутку на князя Мышецкого за борьбу против чая. Видимо, чаеторговец сочинил. А чаем-то имели право торговать только купцы Первой гильдии!
Сорри за текст:
В статистический разхгар
Свист раздался молодецкий -
Выпущает задом пар
Самоварный князь Мышецкий.
Сергей Яковлевич был очень обижен
0 Ответить
Пацан сказал... Вот вам статья. Готово.
0 Ответить
Марк Блау, еще такой любопытный аспект: почему люди, располагая равными возможностями, отдают предпочтение какому-то одному из этих двух напитков?
Например, мой отец пил заварной кофе, а мать предпочитала крепкий чай. Сегодня мне больше нравится чай, хотя в юности я выбирал кофе. Интересно, на чем основывается механизм выбора, если привычка ни при чем?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Как я завариваю чай. Во-первых, прямо в чашке - насыпаю чайную ложку чая и заливаю водой. Вода - это действительно важно. Чем меньше жесткость воды - тем лучше. Она должна быть не кипяченная, свежая, фильтрованная. Но главное вовремя снять чайник с водой с огня и залить заварку. Это надо делать в тот момент кипения воды, который называется "белый ключ". Происходит это буквально за несколько секунд до полного закипания воды. Она становится как бы мутной, как от молока. Надо сразу снимать воду и сразу заливать заварку. Чай тогда получается ароматный, с ярким цветом и вкусом. Если снять воду раньше - не до кипятить, или если вода перекипит - чай получится серый, не вкусный. Накрывать чашку не надо. Завариваться чай должен минут пять - семь, не меньше. Если кладете сахар, то это лучше сделать перед тем как пить чай. И советую класть не больше одной чайной ложки.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Статья ваша - очень нужная для классного часа о чаепитии. Обычно такие классные часы проводим в школе в неделю Масленицы. Спасибо за такое дополнение.
0 Ответить
Марк Блау, Читал разную литературу, смотрел телепередачи, но ни разу не встречал упоминания о заварке чая в холодном чайнике, хотя сам именно так и делаю. Поделитесь информацией, где об этом можно уточнить?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег Вальковский, мне кажется, это дело вкуса. Я. например, ополаскиваю заварочный чайник кипятком. Более важно, какая вода. Замечательный чай я пил в Турции. Турция, к моему удивлению, страна более чайная, чем кофейная. А дома, в Израиле, похожий по вкусу напиток мне удалось заварить из аутеничной турецкой заварки только на привозной, минеральной, воде. Здешняя вода жесткая - и это оказалось главным.
Если интересуют интернет-источники, в том числе и по заварке чая, рекомендую зайти в мой ЖЖ, где я помещаю все опубликованные здесь статьи в сопровождении ссылок по теме публикации, поскольку формат "Школы жизни" внешние ссылки не допускает. Рекомендую посмотреть у В.Похлебкина. Если у него нет, то, боюсь, нет нигде.
0 Ответить
Марк Блау, спасибо, покопаюсь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марк Блау, у нас ссылки по теме публикации можно класть в комментарии.
0 Ответить
Читается легко, познавательно и интересно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марк Блау, после прочтения - ощущение незавершенности темы, вынесенной в заголовок. получилось эклектично - обо всем и ни о чем.
0 Ответить
Тётушка некоторого сухумского мальчика любила почаёвничать, а затем покофейничать. Мой шеф в Югославии во время войны пил кофе по-балкански. Серж тоже умеет готовить такой. Дядя постоянно таскал меня по кофейням. Но я приохотился к кофе позже. Очень хороший кофе мы с Мидори пили на набережных Умага. Но ему далеко до кофе, который варили арестанты общинного суда Пулы.
Чифирь пробовал. Снова отведать не тянет. А вы пробовали кофе "по-больничному"? Растворимый кофе, разведённый горячей водой с-под крана...
0 Ответить