Арабские купцы, например, завезли из Индии краситель, который самим названием выдает происхождение — индиго. Его изготавливали из стеблей и листьев растений рода индигофера. Только представьте себе: для получения 3 кг продукции необходимо было переработать целый центнер растительного сырья! Кстати, басму и в наши дни производят из листьев индигоферы.
Весьма распространенным был ализарин, который добывали из корней марены ещё в древних Египте, Персии и Индии. Другим древнейшим красителем был пурпур. Тирийский пурпур добывали из улиток-багрянок, измельчая их с водой. Полученной смесью пропитывали ткань и высушивали на улице, в смысле — не в помещении. Только после этого материал приобретал пурпурную окраску.
Это был колоссальный труд, ведь всего-навсего на один грамм красителя надо было истолочь, ни много ни мало, 10 тысяч хрупких созданий. Но в Венеции сырьем для местного пурпура были какие-то высушенные жучки (правда, венецианский пурпур ценился меньше).
Обзор мировой истории красителей текстиля можно было бы продолжить, но поскольку «это присказка, а сказка… сказка будет впереди», то давайте лучше остановимся на этом и перейдем к вопросу о том, что использовали для крашения русичи. Оказывается, они были очень хорошо осведомлены о возможностях, которые предоставляет для этого растительный мир, и с учетом этих возможностей получали разные цвета.
Желтый и коричневый
Задумав получить солнечную окраску, наши предки могли использовать более двух десятков растений. Некоторые из них применялись целиком: это бессмертник, вереск, манжетка, пупавка, череда. А в роду дроков, кустарников и полукустарников семейства бобовых так и вовсе есть вид, который прямо так и называется — красильный.
С этой же целью применялись цветы и листья золотарника (именуемого также золотой розгой), прыгуна (тоже имеющего второе название — недотрога), трава серпухи. Только цветы брались, если речь шла о ястребинке зонтичной и, как ни странно, луговом васильке, а еще лядвенце рогатом. Кстати, в ход шли листья березы и чернотала (или верболоза).
О корневой системе растений рачительные хозяева тоже не забывали: здесь полезными оказывались щавель, ирис (он получил очень ласковое прозвание — касатик). А у орешника и дикой яблони в красительных целях брали кору. Иногда определенные части растений выбирались с учетом материала, который нужно было окрасить. Так, листья и стебли плауна (он же баранец), а также цветы сурепицы брались в расчет при работе с шерстью, а купальницу применяли только для холста.
Как желтый, так и коричневый тон можно получить на основе коры, листьев и ягод крушины ольховидной. Как отмечают специалисты, краситель из этого растения отличается очень высокой устойчивостью к выцветанию.
Оранжевый и красный
Чтобы полотно «порыжело», народных способов было существенно меньше. Это могла обеспечить кора ольхи черной. А чтобы добиться нужного результата с помощью чистотела, к нему добавляли квасцы.
В красном диапазоне возможностей было побольше, и, в основном, в качестве красителей использовались корни растений, в частности, сабельника (называемого также пятилистником и серебряком), гречишника (т.е. раковых шеек), подмаренника мягкого (это дерябка, косма-трава), подмаренника настоящего (речь идет о сычужнике — желтой кашке). Если материал был шерстяной, то пользовались корнями зверобоя четырехгранного. Но была и наземная часть травки, благодаря которой ткани «краснели»: это марь белая, а проще говоря — лебеда.
Голубой, синий и зеленый
Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня, а если требовалось окрасить шерсть, то цветы василька или гречавки. Птичья гречиха (в народе зовется травкой-муравкой) способна окрашивать материал в синий цвет, при этом растение используется целиком, как и вайда, у которой еще несколько выразительных названий: синячник, синиль, синильник, да вдобавок еще и крутик. Этот самый вайда-крутик применялся в качестве красителя шерстяных материалов и весьма ценился в кустарном производстве ковров. Ягоды черники использовались для окрашивания ткани: лён красили в голубой цвет, а шерсть — в синий.
Кстати, только что упомянутая вайда-крутик применялась и для получения зеленого цвета. Впрочем, наряду с другими растениями. Так, в частности, стеблями и листьями хорошо всем знакомой крапивы двудомной и вахты,
Черный
Для того чтобы добиться черного тона материала, использовались несколько растений. В их числе ягоды и корни воронца (воронка), кора таволги вязолистной, листья и стебли подбела, листья толокнянки (по-другому — медвежьи ушки) и сок травы с забавным названием зюзик блестящий. У него целый ряд народных названий: водяная шандра, волчья нога (или лапа), дикий маточник, конопель лесной, крапива болотная, крапчатка, сердечная трава, чистец).
«Разноцветные способности» растений
По ходу рассказа уже вскользь упоминалось, что некоторые представители земной флоры способны при разных технологиях получать различные тона. И первое, что приходит на ум, это всем известная луковая шелуха и свекла. Но они вовсе не единственные в этой группе.
Так, используя цветы и листья яблони, либо ее кору с добавлением квасцов, можно добиться как красной, так и зеленой краски. Из цветов и листьев зверобоя обыкновенного ткань при соответствующей обработке может стать либо красной, либо желтой. Плаун обоюдоострый (иначе: зеленка, собачка) способен «расцветить» полотно зеленью, желтизной и краснотой.
Ягоды ежевики способны придавать тканям малиновую и фиолетовую окраску, а кора дуба с добавлением ржавого железа — от темно-синей до черной. Если дикий калган дополнить тем же ржавым железом, либо квасцами, получится тот же эффект. Ольха белая и вовсе может окрасить материал в цвета от желтого до черного, если добавлять к ней то — опять же — проржавевшее железо, то… еловые шишки.
Завершая этот краткий обзор, хотелось бы высказать две мысли. Во-первых, порадоваться тому, как доброхозяйски использовали растительные дары наши предки, какой огромный труд они совершали, собирая, заготавливая и производя красители, и как обширны и глубоки были накапливаемые веками знания о свойствах растений. Во-вторых, как велики возможности растительного царства и насколько мы должны быть ему благодарны! Конечно же, ручное и кустарное крашение сейчас используется редко, да ведь не в этом дело…
Очень интерсно и познавательно
Возможно стоило вставить пару слов о том как красили для полноты картины, но я думаю это прекрасно подойдет и как продолжение
0 Ответить
Дмитрий, спасибо. Вы правильно поняли, что охра и проч. специально оставлена за рамками рассказа - так сказать, для стройности темы. О красках для живописи (там много интересного) лучше писать отдельно
0 Ответить
Было бы желание, в природе любую краску можно найти. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это точно
0 Ответить
Сколько открытий нам дарит история. Спасибо Валюша
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олечка, и тебе - за внимание
0 Ответить
— Гм… — сказал доктор Витасек. — Я, знаете ли, тоже кое-что смыслю в персидских коврах. Согласен с вами, господин Таусиг, что нынче они не те, что прежде. В наши дни эти восточные пройдохи не утруждают себя окраской шерсти кошенилью, индиго, шафраном, верблюжьей мочой, чернильным орешком и разными другими благородными органическими красителями. Да и шерсть уже не та, а узоры такие, что смотреть противно. Да, утрачено искусство ткать персидские ковры! Потому-то в такой цене старинные, вытканные до тысяча восемьсот семидесятого года. Но такие уники попадаются в продаже очень редко, только когда какая-нибудь родовитая фамилия «по семейным обстоятельствам», — так в почтенных домах называют долги, — реализует дедовские ценности. Однажды в Рожмберкском замке я видел настоящий «трансильван», это, знаете ли, такие молитвенные коврики, турки выделывали их в семнадцатом веке, когда еще хозяйничали в Трансильвании. В замке туристы топают по нему горными подкованными ботинками, и никто понятия не имеет, какая это ценность… ну, просто хоть плачь! А один из самых драгоценных ковров в мире находится у нас, в Праге, и никто об этом не знает.
/Чапек "Редкий ковёр"/
0 Ответить
Денис, спасибо. Ваша эрудиция бесподобна
0 Ответить
Валентина Пономарева, дойтасимасьто. Это у нас, значить, прямое продолжение предыдущей истории, где тоже разгадка была в красителях для ковров.
- Этот случай доказывает, - задумчиво закончил господин Тауссиг, -что самое главное дело в торговле - добросовестность. Торгуй армянин настоящими коврами, а не выкрашенными дешевым анилином, на след убийцы напали бы не слишком скоро, не так ли? А торговать браком - это всегда боком выходит, не так ли?
/Чапек "Исчезновение пана Гирша"/
0 Ответить
Ну конечно. Писать и писать об избретательности человеческой. ))
За что люблю. (людей).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересная тема, сама любила читать на эту тему.
А вот в доме купца (фамилию вспомню, известный) в городе Александрове летом узнала, что не только растительные красители были. Вот он сам использовал технологию с бычьей кровью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, да, конечно. Спасибо тебе! Я подумала, что перебор будет, поэтому подводку к русичам предварила фразой о растительном мире и хотела дописать заголовок: "Растительная тема". Но, с другой стороны, отказываться от улиток и жучков так не хотелось, а те, кто жил в древние времена в других местах - тоже наши предки, если смотреть на вопрос потомства в широком смысле этого понятия, а?
0 Ответить
Валюша, отличная подборка! Сохраню, обязательно сохраню в своем архиве
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олюшка, пасиб тебе большой
0 Ответить