• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Лаура Ли Грандмастер

Королева вуду или Ведьма вуду? Мириам Шамани

Водяные крысы — так зовут себя люди, проживающие на великой реке Миссисипи, люди Реки. В той шутке про двух крутых леди США, которую я вспомнила в статье про Марди Гра, есть, конечно, только доля шутки. Потому что у нас река Миссисипи — мужского рода. Old mаn river, если кто помнит старинную песню негритянских рабов. А вот впадает в реку мужского рода настоящая леди «Мисс Сури», и от этой точки Мистер Сисипи становится грозной рекой, рекой для настоящих мужчин.

Чтобы назваться водяной крысой, нужно прожить на Реке в пятом поколении. Проникнуться духом Реки, слиться с ее водами, сдружиться с ее русалками и водяными. В то, что у реки есть свой дух, верят все водяные крысы. Верю и я. А вот новоорлеанская ведьма вуду знает это точно. Она повелевает этими духами.

Религия вуду, как и любая другая, имеет много толков. Черная африканская, гаитянская и наша, новоорлеанская. Наша верит, что все жизни вышли из воды, текут, как вода, и никуда не исчезают, как вода. Вода очищает, вода орошает, вода питает, вода в постоянном движении несет информацию и о прошлом, и о будущем. Если отбросить шаблонные ритуальные штучки в виде кукол вуду, мифов о зомби и вервольфах, то такое вуду мне вполне по нраву: трудно не поклоняться воде. Не нами сказано, что без воды — и не туды и не сюды. Да и сами мы состоим из воды.

Американские вудисты — это потомки черных рабов, тайком протащивших из языческой Африки свои верования на плантации белых хозяев. Силком охристианенные, они так же свято поверили в святую троицу, как верили в своих божков и кумирчиков. А теперь посмотрите: не находим ли мы исторических параллелей? Испанские силком окрещенные иудеи точно так же тайно исповедовали учение Торы. И когда их перестали преследовать за иудаизм, дружно вернулись к религии отцов. А вот с африканскими рабами этого не случилось, им пришлось идти другим путем: рядом с Божьей матерью у них висит заячья лапка или змеиная кожа. Он и Деве Марии помолится, и на лапку пошаманит. Мешает ли это кому-то? Мне — не мешает.

Ну, и другое: чтобы оно мешало, надо знать, чем и чему оно мешает, а чтобы вино узнать, его надо открыть и выпить. Поэтому мы пойдем сейчас с вами в единственный в своем роде Храм религии вуду и познакомимся с пристессой Мириам Шамани, хозяйкой Храма. Если вы надеетесь увидеть прямо-таки храмину, то не надейтесь — небольшой домик на улице Рэмпарт под номером 828. Как и положено в Новом Орлеане — небольшой зеленый дворик. И такая же небольшая симпатичная черная женщина — хозяйка Храма. Она называет себя священницей.

Храм вуду основал 19 лет назад ее муж Осван Шамани, выходец из Белиза. Храм сразу приобрел популярность не только в Новом Орлеане, но и по всей стране. И вот почему: наше черное население достаточно автосегрегировано. После отмены рабства и с нарастанием борьбы чернокожих за свои права (так как права свободных людей были у черных тут же отняты победившими рабовладельцев Юга северянами), черное население страны желало, и это понятно, самоидентифицироваться.

Христианство, как религия, воспринималось ими как еще одна плетка плантатора. Одни черные ударились в ислам, другие пожелали вернуться к своим африканским истокам. Некоторые чернокожие приняли иудаизм. Религия вуду была под запретом и жестко преследовалась протестантами и католиками. Для тех, кто делает погоду в США, было выгодней разрешить открыто исповедовать вуду, чем наблюдать сплошное омусульманивание граждан Америки. Поэтому когда власти Нового Орлеана дали разрешение на основание официального Храма вуду, наши афроамериканцы приняли это на ура. Учитывая, что постулаты нашей вуду проповедуют те же принципы, что и христианство с его десятью заповедями.

Осван Шамани женился на Мириам, женщине Реки, исповедовавшей религию вуду. У них родилось двое сыновей. Через 6 лет счастливого брака в 1995 году Мириам остается молодой вдовой. Она принимает священничество на себя и продолжает дело мужа. Ее проповеди собирают массы людей. Она проповедует любовь к жизни и всему живому, уважение к предкам, бескорыстие, терпимость, прощение. Но самое главное, на мой взгляд, она несет людям слово о том, что каждый человек не одинок: за ним стоят его предки, а впереди него — его потомки. Она вслед за Джоном Доном повторяет: человек — не остров. И она дает нам услышать тот колокол, который звонит и тебе лично.

Мы все знаем, чего сегодня не хватает современному человеку — вот этого самого ощущения своего места в человеческой цепочке: ты не один, мы все с тобой рядом, ты — наш и мы — твои. Мы — это как капли вод Реки, несущей жизнь всему живому.

Мириам — человек сильной харизмы. От нее идет такое тепло и доброта, с ней так спокойно и душевно, что хочется обнять весь мир. Знаете, живя в Америке, мы делаемся достаточно сдержанны в своих эмоциональных контактах: ты не можешь подойти и обнять-поцеловать полюбившегося тебе человека. Но мое желание обнять-поцеловать просто с первого взгляда эту ласковую женщину, от которой струится что-то материнское, было таким сильным, а мой компьютер встроенный сказал мне, что это будет уместно и правильно, что я без всякой тени сомнения сделала то, что мне велело сердце. И когда Мириам обняла и поцеловала меня в ответ и тут же в лоб выдала мне, что любит русских, я поняла, что сделала все правильно: моя река слилась с ее рекой, и мы потекли вместе.

Мириам слила еще две реки — Миссисипи с Волгой! В городе Астрахани на великой русской реке Волге она обосновала русский Храм вуду. Она считает что Волга — родная сестра Миссисипи. И что люди великой американской реки и люди великой русской реки — люди одной Великой реки жизни. И Творец у нас один на всех.

Если это вуду, то я за такую вуду. Постулаты такой религии ясны и понятны обычным людям, они не обременены никакой религиозной мифологией, не скованы канонами, не засорены теологическими премудростями — все чисто и прозрачно, как вода.

Теперь, когда вам будут рассказывать байки про злых колдунов вуду, про выколотые глазки в куклах вуду, про зомби вуду и прочие сказки, просто вспомните про пристессу Мириам Шамани, проповедующую Добро.

Вот какую молитву подарила мне Мириам:

Великая Мать-природа!
Наполни мои мысли любовью и состраданием
Ибо Творец и есть любовь и сострадание
Наполни мою душу любовью и состраданием
Ибо Творец и есть любовь и сострадание
Наполни мое тело любовью и состраданием
Ибо Творец и есть любовь и сострадание
Аминь
.

Всем нам любви и сострадания. Всем нам осознания своего места в человеческой цепочке, всем нам слияния в одну Реку, в которой нет смерти, а есть вечное движение маленьких капель человеческих жизней к Вечности.

Статья опубликована в выпуске 10.04.2010

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: