Карл разделял воззрения его отца, короля Якова I, на сущность королевской власти, Яков даже написал философский трактат, где приводил богословские аргументы в пользу Божественного происхождения власти монарха. Поэтому с первых же шагов Карл начал политику укрепления королевской власти, особенно в самом остром вопросе — в финансовом. Видя, что парламент просто используется как средство для «отщипывания» его королевских прав, как инструмент политического шантажа, Карл распустил парламент и 11 лет его не созывал. Именно это стало причиной обвинения короля в «тирании» его врагами.
А главным врагом королевской власти и лично короля Карла были пуритане — религиозные фанатики, которые в это время переживали эпоху своего расцвета. Пуритане осмеливались отрицать Божественное происхождение королевской власти, открыто отказывались посещать церкви, не приемлели то, что Король считается Главой Церкви. Одна, крайняя часть пуритан — конгреционалисты вообще отрицали необходимость общегосударственной Церкви, за свою упёртость и постоянное сопротивления властям их прозвали «диссидентерами или «диссидентами».
Одной из важных черт фанатиков является абсолютная непримиримость к чужому мнению и проповедь того, что только их религиозная точка зрения угодна Богу и, следовательно, она — единственно верная! В своей политике Карл постоянно наталкивался на их яростное сопротивление. Пуритане использовали фактор страха англичан перед католическим влиянием и заявляли о «католической угрозе, которой потворствует король». Репрессии против пуритан создавали в глазах англичан образ «мучеников за веру».
В 1639−40 гг. на религиозной почве вспыхнуло восстание в Шотландии, где позиции пуритан были особенно сильными. Меры по его подавлению провалились, и армия мятежников уже была в английском городе Ньюкасл.
Тогда Карл, крайне нуждаясь в деньгах на продолжение войны с мятежниками в Шотландии, дважды созывает парламент, который опять стал использоваться его политическими врагами как средство шантажа и политического давления. Его главным советником и министром (после убийства герцога Бекингема пуританином Фелтоном) являлся Томас Вентворт, граф Страффорд, наиболее способный в проведении королевской политики, одновременно он стал самым ненавидимым в Англии человеком.
Парламент, позже названный «Долгим», оказался в высшей степени решительным, и впервые претворяются в жизнь законы, делающие парламент сильным инструментом власти и, чего никогда не было раньше, ограничивающие власть Монарха. Карл делает следующую политическую ошибку — позволяет парламенту судить Венворта, которого небеспочвенно считали главным препятствием в борьбе с королем. Воспользовавшись старинным законом, Венворта судили за измену Государству без доказательства вины и казнили.
Карл довольно быстро понял, как он жестоко ошибся: удостоверенные в бессилии короля их разогнать (как было раньше), его враги начали генеральное наступление. Главная их Цель — захватить власть в свои руки. Королю ничего не оставалось, кроме как покинуть Лондон и готовиться к войне с парламентом.
Англия оказалась на пороге гражданской войны. Король активно формировал свою армию, а парламент — свою. Король сделал своей «столицей» Оксфорд. Карлу выпала большая удача: в Англии гостил его немецкий племянник — Руперт, который становится Командующим королевской армией. Руперт был талантливый военачальник, и он начал побеждать.
В этот момент появляется ярчайшая фигура Оливера Кромвеля — скромного провинциального дворянина, карьера которого началась с того, что его избрали в Долгий парламент. Фанатик-конгреционалист, Кромвель начинает формировать особые войска из таких же, как он, суровых и решительных фанатиков, войска, отличавшиеся железной дисциплиной. Он сам начинает проявлять выдающиеся таланты военачальника во главе своих «железнобоких» кавалеристов, как окрестили кромвелистов. Кромвель наносит королевской армии одно поражение за другим.
Заключив соглашение с мятежными шотландцами, вожди Парламента лишили роялистов (т.е. сторонников Карла) прочного тыла, и таким образом была проиграна королем важная битва при Марстон-Муре 2 июля 1644 года. Новым командующим армией противостоящего королю парламента становится Томас Фэрфакс, шотландский дворянин, а начальником кавалерии — Кромвель, сторонник самых решительных действий. 14 июля 1645 происходит сражение при Нейзби, решившее участь гражданской войны. Большое значение имело то, что завистники сумели-таки поссорить Карла с принцем Рупертом, лучшим королевским генералом. Роялисты были наголову разбиты, в одержанной победе решающая заслуга принадлежала О. Кромвелю, который задумывался над тем, нужен ли вообще Англии король и не был бы он, генерал Кромвель, избранный Богом, отличным повелителем Англии.
Проданный парламенту за солидное вознаграждение шотландцами, Карл был помещен в тюрьму. Находясь под домашним арестом, Карл не собирался сдаваться, ведь он был истинным и законным королем, и у него было полно тайных и явных сторонников. По всей Англии вспыхивали заговоры и мятежи против узурпировавшего власть короля Парламента, и лишь железная воля Кромвеля не давала колеблющиеся весы склониться в сторону короля. В частности, он не позволил герцогу Гамильтону напасть на север Англии и в битве при Престоне достиг победы и подчинения Шотландии.
Наконец ребром встал вопрос, что делать с Карлом, королем Англии, ведь все мятежи и восстания делались его именем, а часто и по его призыву. Члены Парламента колебались, одно дело лишить короля власти, а совершенно другое судить законного монарха, который в своих действиях если кому и подотчетен, то только Богу! О. Кромвель и его сторонники не пожелали этого более терпеть и решили «пришпорить события» — однажды в парламент явился с солдатами полковник Прайд и приказал им вышвырнуть всех «ненадежных депутатов».
Более ничего не мешало суду над королем, под присмотром Кромвеля 59 судей рассмотрели обвинения в государственной измене, Тирании и Убийствах (?). Суд завершили скоро, Карл вообще отказался сотрудничать с этим судилищем и его приговорили к смерти. 30 января 1649 года король Англии Карл Стюарт был обезглавлен перед дворцом Уайтхолл в Лондоне, став первым европейским монархом, кому «народ» отрубил голову.
В предсмертной речи Карл заявил с эшафота собравшейся толпе: «Я должен сказать вам, что ваши вольности и свободы заключены в наличии правительства, в тех законах, которые наилучшим образом обеспечивают вам жизнь и сохранность имущества. Это проистекает не из участия в управлении, которое никак вам не надлежит. Подданный и государь — это совершенно различные понятия».
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!