Биография Гьёна Мили полна белых пятен. О ранних годах его жизни известно, что он родился в 1904 году в Албании, вырос в Румынии и в 1923 году перебрался на постоянное жительство в Соединенные Штаты. Здесь он поступил в Массачусетский технологический институт и приступил к изучению электротехники.
Слава потихоньку стала находить своего героя в конце 30-х годов двадцатого столетия. Именно тогда его фотографии стали публиковаться в популярном журнале «Life». Как именно развивалось его увлечение фотографией, и в какой момент оно стало профессией — точно неизвестно.
Переломным моментом в фотографическом творчестве Мили стало знакомство и сотрудничество с Гарольдом Эдгертоном, профессором электротехники и изобретателем мгновенной фотографии. Именно он впервые применил стробоскоп при фотографировании, а так же применял 100-миллисекундную выдержку, что позволяло ему запечатлеть на фотобумаге кратчайшие мгновения: падение капли, пулю в полете. Он же, с помощью автоматической камеры, впервые заснял первые секунды атомного взрыва.
Профессор Эдгертон не имел амбиций художника, его стезей была строгая наука. Гьён Мили, активно применяя технологии Эдгертона, соединил в своем творчестве научный подход и художественное наполнение — алгебру и гармонию. Именно это соединение позволило ему создать галерею навсегда увековеченных мгновений этого мира.
Увлечение мгновенной фотографией и стробоскопом продолжалось практически десятилетие. После чего фотографу попросту надоело. «Я выжал из него все что мог» — говорил сам Гьён. Но приверженность к техническим приемам в запечатлении действительности, работа с выдержкой, экспозицией, техничная проработка сюжетов прослеживалась в творчестве Мили до самого конца.
Еще одним увлечением Гьёна стал кинематограф. В 1945 году вышел его фильм «Jammin' the Blues» о жизни знаменитых музыкантов тех лет. Картина была номинирована на премию «Оскар».
Будучи своим человеком в богемной среде (Гьён самостоятельно научился игре на гобое), Мили активно использовал свои связи в фотографической деятельности. Многие его работы посвящены музыкальному и танцевальному искусству. В 1960 году вышла книга с его работами — «Магия оперы».
Как раз именно на это время — конец 50-х и начало 60-х — пришелся пик популярности Мили. Он много печатается в «Life» других популярных журналах, снимает движение на максимальной выдержке, уделяет особое внимание гармонии танца, стремится поймать и остановить движение, время. В 1958 году Гьён Мили вошел в десятку самых выдающихся фотографов современности по версии журнала «Popular Photography».
На фотографиях его работы: Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Френк Синатра. Гьён Мили снимает Артура Рубинштейна во время игры на фортепиано, известный джазовый ударник Джин Крупа играет на барабанах в его фотостудии.
Вершиной фотомастерства Мили стала вышедшая в 1970-м году книга «Третье измерение Пикассо», в которую вошли фотографии художника, рисующего огненные фигуры. Эта книга пользовалась бешеной популярностью современников не только и не столько благодаря широкой известности самого Пикассо. Талант фотографа, сумевшего запечатлеть неудержимые в реальности мгновения и создать с помощью своего искусства уникальные композиции, был по достоинству оценен любителями художественной фотографии.
Однако благосклонность толпы переменчива, после этого триумфа в середине-конце семидесятых годов популярность Гьёна стала падать. Он по-прежнему печатал свои работы в глянцевых журналах, но его имя стали постепенно забывать. Смерть фотографа в 1984 году прошла вовсе незамеченной широкой публикой. Такое невнимание масс весьма удивительно, учитывая, что остальные участники «Великой десятки» современного фотоискусства сохраняли известность.
Неожиданный интерес к творчеству этого талантливейшего фотографа, художника остановленных мгновений, проснулся в XXI веке. В Албании учреждена и ежегодно присваивается премия имени Гьёна Мили, а в университете Массачусетса, где фотограф работал вместе с Эдгертоном, ежегодно проходит фотографический конкурс их имени.
Стоит надеяться, что воскрешение славы некогда незаслуженно забытого художника, «соединившего алгебру и гармонию», сделает широко доступными его книги и альбомы фотографий.
Видела у знакомых несколько фото (копии, конечно) из книги о Пикассо. Тогда еще подумала: как это можно было так сфотографировать? Из вашей статьи, Евгения, понимаю, что, оказывается, талантливый человек все может.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгения Негробова, спасибо за открытие для меня творчества Гьён Мили! Алгебра и гармония (красиво сказано) его остановленных мгновений поражает!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересная статья
Оценка статьи: 5
0 Ответить